Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:45, доклад
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем,представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.
Введение. 3
Понятие стресса. 3
Причины и признаки стрессового состояния. 6
Организационные факторы. 6
Личностные факторы. 7
Адаптация к стрессу. 9
Стадии стресса. 10
Способы борьбы со стрессом. 13
Релаксация. 14
Концентрация. 15
Регуляция дыхания. 15
Профилактика стресса. 16
Стресс – стиль жизни?. 17
Стрессовый стиль жизни. 17
Нестрессовый стиль жизни. 18
Стресс-менеджмент или управление стрессом. 18
Коучинг, или работа с первым лицом организации. 18
Выравнивание микроклимата в коллективе. 19
Заключение. 20
Приложение. 21
Список использованной литературы. 22
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием
самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым
конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки
труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают
большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство,
расовое напряжение и дискриминация.
Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий
окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий –
загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные
соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не
обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие
уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово
необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной
стресса.
Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому,
что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он
может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности
отношения к ним и поведение индивида.
Причины и признаки
стрессового состояния
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого
обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как
на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии
сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно
увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни
для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью
организации или событиями личной жизни человека.
Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое
следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный
уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно
возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство
безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно
такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его
возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и
положения в социальной
структуре организации и
невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые
требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать
на просьбы клиентов,
но, когда его видят
говорят, чтобы он
не забывал заполнять полки
Конфликт ролей
может также произойти в
единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания.
Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально
увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического
контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами
неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации
индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет
быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства -
с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что
от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут
противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное
представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они
должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную
работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим
недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на
понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным
или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например,
отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.
Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы
обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг
к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на
возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы
достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться
справляться со стрессом в самих себе.
Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать
стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и
благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка,
успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие
положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института,
встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий
подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п.
Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и
отрицательные ситуации.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например,
смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные
изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации
неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные
катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные
поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом
событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из
подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые
помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких
жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе
воспитать, и совершенствовать
с помощью различных
несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться
к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное
воздействие на организм.
6. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности
наступления подобных ситуаций.
7. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не
возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее
смягчения.
8. Не
спешите делать
принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как
ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя
из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях
и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного
продиктовать далеко не всегда правильное решение.
9. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны
решить сами, не прибегая к помощи специалистов.
10. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы
воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной
сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте
в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям.
Наоборот, стремитесь
активно вмешиваться в
11.
Вам необходимо понять и
перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.
12.
Помните, что стрессовыми
овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный
способ подготовки борьбы с ними.
13.
Активный образ жизни
организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность
адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для
развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для
самостоятельного овладения стрессом.
14.
Для ослабления негативного
ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство
уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.
15.
Преодолеть стрессовые
некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы
будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.
16. Анализ процесса реагирования
17. Одним из наиболее интересных аспектов изучения
стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие.
Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности
основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены
начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным
воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма;
стадия “сопротивления”,
характеризующаяся