Анатомия и физиология органов слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Человек способен определить направление звука от источника, что позволяет ориентироваться в окружающей среде, а также высоту, тембр, силу звука. Слух является одним из чувств человека, которые способствуют психическому развитию полноценной личности, с ним тесно связано речевое общение.
Орган слуха обеспечивает восприятие слуховых колебаний. Он расположен в проеме слухового прохода височной кости черепа и состоит из 3-х основных отделов: внешнего, среднего и внутреннего уха. Первые два участвуют только в проведении звуковых колебаний, а третий содержит звуковоспринимающий и вестибулярный аппарат.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Анатомия органа слуха…………………………………………………….4
Строение наружного уха……………………………………………4
Строение среднего уха……………………………………………...6
Строение внутреннего уха………………………………………….8
Физиология органа слуха………………………………………………...11
2.1. Слуховые процессы в среднем и внутреннем ухе………………...11
2.2. Переработка информации в слуховом центре головного мозга…………………………………....……………………...16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Анатомия и Физиология органа слуха.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

   Нейроны, участвующие в обработке информации, идущей от слуховых рецепторов, специализируются по выделению (детектированию) соответствующих признаков. Особенно это дифференцировка присуща нейронам слуховой коры, расположенным в верхней височной извилине. Здесь имеются колонки, которые анализируют поступающую информацию. Среди нейронов слуховой коры выделяют так называемые простые нейроны, функции которых – вычленение информации о чистых звуках. Есть нейроны, которые возбуждаются только на определенную последовательность звуков или на определенную амплитудную их модуляцию. Есть нейроны, которые позволяют определить направление звука.

   Таким образом, происходит сложнейший анализ звукового сигнала. Однако представление о мелодии возникает в ассоциативных участках коры, в которых осуществляется сложнейший анализ поступающей информации на основе информации, хранящейся в памяти. Именно в ассоциативных участках коры с помощью специализированных нейронов мы способны извлечь всю информацию, поступающую от соответствующих рецепторов.

   Длительное  воздействие надпорогового звука вызывает утомление слухового анализатора, которое выражается в значительном снижении слуховой чувствительности и замедленном ее восстановлении.

   В механизме слуховой адаптации принимают  участие как периферические, так  и центральные отделы слухового анализатора. Ослабление рассмотренного выше рефлекса мышц среднего уха лежит в основе адаптивных механизмов периферического отдела слухового анализатора. Значительную долю участия в механизме адаптации принимают центральные отделы слухового анализатора. И, в частности, было показано, что слуховая адаптация регулируется ретикулярными структурами ствола мозга и задним гипоталамусом.

   Слуховая  ориентация в пространстве происходит двумя путями. В первом случае определяется местоположение самого звучащего объекта (первичная локализация), во втором – происходит восприятие отраженных от различных объектов звуковых волн. Таким объектом может быть человек. Это так называемая вторичная локализация звука, или эхолокация.

   Пространственное  восприятие звука возможно при наличии бинаурального слуха: способности определить местонахождение источника звука одновременно правым и левым ухом. При односторонней глухоте определение местоположения источника звука одним ухом облегчается поворотом головы в сторону звучащего источника, локализация которого в пространстве происходит путем сопоставления рисунка возбуждения в различных частях слуховой системы. Так, двухстороннее удаление слуховой коры приводит к значительным нарушениям пространственного слуха. 
 
 
 
 
 

Заключение

  Звуковой анализатор — наиболее молодой из органов чувств и одновременно очень сложный и совершенный. Человек с рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Они непрерывно воздействуют на человеческий организм, информируя его о процессах, происходящих в окружающей среде.

  Орган слуха относится к числу тех  рецепторных (воспринимающих) аппаратов, при помощи которых осуществляются связь и уравновешивание организма  животного и человека с внешней  средой.

  Развитие  органа слуха не заканчивается с  рождением ребенка, а окончательное формирование его элементов и его самого в целом — процесс последовательный, охватывающий длительный период жизни. При этом некоторые отделы органа слуха претерпевают значительные изменения, существенно влияя на функцию слухового анализатора, а вместе с тем и на становление речи ребенка.

  Слуховой  анализатор человека начинает функционировать  уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной  громкости у новорожденных можно  наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и так далее. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы:

    1. Агаджанян Н.А., Циркин В.И. – «Физиология человека», М. «Мед. Книга» 2003 г.
    2. Алексеев С.В. – «Труд и здоровье», М. «Знание» 1993 г.Сапин М.Р.,
    3. Билич Г.Л.  – «Анатомия человека», М. «Высшая школа» 1996 г.
    4. Ноздрачев А.Д., Блаженов Ю.И. - «Начала физиологии», СПб «Лань» 2004 г.
    5. Плужников М., Рязанцев С. – «Среди запахов и звуков», М. «Молодая гвардия» 1996 г.
    6. Солдатов И.Б. – «Лекции по оториноларингологии», М. «Медицина», 1995 г.
    7. Тарасов Д.И., Валентинов В.Б. – «Я слышу», М. «Сов. Россия» 1989 г.
    8. Трушкин Л.Ю., Демьянова Л.М.  – «Гигиена и экология человека», из-во «Феникс» 2003 г.
    9. Тагдиси Д.Г. – «Труд и настроение», М. «Знание» 1998 г.

Информация о работе Анатомия и физиология органов слуха