Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
Экономические концепции понятия и содержания услуг…
Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

- транспортными предприятиями и организациями по перевозке, экспедиции сельскохозяйственной проекции; - с предприятиями гражданской авиации по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйственных предприятий, борьбы с вредителями и сорняками сельхозрастений и т.д.;

- с РТП по техническому обслуживанию сельхозмашин и оборудования животноводческих ферм;

-      с   заводами - изготовителями по ремонту и техническому обслуживанию;

с кооперативами по всем вопросам производственно-технического обслуживания;

- с подрядный предприятиями, подобными МТС по комплексному 
производственно-техническому обслуживанию и т.д.

Что же касается особенностей функционального назначения, то они сводятся к объектам договорных отношений и, как правило, характеризует значение того или иного объекта в производственной деятельности предприятий сельского хозяйства. Исходя из чего выделяются договоры на ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, договоры агрохимического обслуживания, мелиоративного обслуживания и по искусственному осеменению. Цель названных договоров заключается в восстановлении и воспроизводстве основных средств сельскохозяйственной деятельности.

Вспомогательные договорные отношения такте выделяются по объектам и потоку направлены на обеспечение нормального функционирования сельского хозяйства как самостоятельной отрасли народного хозяйства а целом и ее под отраслей в частности. Вспомогательные договоры услуг заключаются в сфере производства сельскохозяйственной продукции, к числу которых относятся договоры о борьбе с вредителями и сорняками сельскохозяйственных растений, монтажу, наладке и пуску оборудования животноводческих ферм и другие договоры.

Особенности акцессорных договоров исходит из особенностей основным: обязательственных правоотношений и содействуют исполнению основного договорного обязательства. К числу акцессорных договорных правоотношений относятся договоры хранения сельскохозяйственной продукции, комиссии сельскохозяйственной продукции, если они осуществляются по поручению покупателя по договору контрактации и другие, в том числе и возникающие из договора подряда на капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

Выделение как общих, так и особенных черт договоров услуг имеет важное теоретическое и практическое значение, особенно в плане совершенствования правового регулирования, они служат основным критерием формирования законодательного акта, устанавливающего общие начала правового регулирования и таким образов открывающего большей простор для самостоятельного регулирования договорных отношений.

 

 

§ 2. Совершенствования правового регулирования       сельскохозяйственных договоров услуг

Нормы права играют большую роль в деле регулирования общественных отношений в сфере производственно-технического обслуживания сельского хозяйства, поэтому требуют постоянного совершенствования с тем, чтобы наиболее действенно способствовали выполнению стоящих   перед сельским хозяйством задач. 

Однако известно, что правовое регулирование в целом и производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства в   частности страдало рядом существенных недостатков снижавших эффективность этого регулирования. Причин как представляется несколько. Вo первых, буквального совпадения правового регулирования с нормативным регулированием нет. Зачастую нормативные акты принимались со значительным опозданием, позже, чем предполагалось тогда, когда отпадала необходимость в этих правовых актах, Во-вторых, нередко содержание нормативных актов вступало в противоречие с задачами, стоящими перед сельским хозяйством. В-третьих, преобладали нормативные акты ведомственного назначения, которые объективно не могли отражать реальные   экономические связи и в которых преобладали прежде всего ведомственные интересы.                       

В связи с тем, что экономические взаимоотношения сельскохозяйственных формирований с другими сферами и в частности с обслуживающими органами сложились на принципиально иной основе во главу угла должен быть поставлен вопрос о принятии нормативных актов также  на иной основе.

В условиях функционирования рынка предпочтение отдается экономическим отношениям, нуждающимся в правовом регулирование. Нельзя допустить, чтобы экономические отношения развивались в зависимости от принятия или непринятия определенных правовых актов. В этих условиях законодатель не в состоянии предусмотреть каждый частный случай того или иного явления, поэтому т определяются только общие начала правового регулирования. Это предоставляет идущим участникам того или иного правового отношения возможность определять свои позиции исходя из конкретных обстоятельств, но в райках закона, непротиворечив ему. Стержневым основанием в этих правовых актах должно быть обеспечение устойчивых экономических условий, повышение ответственности, обслуживающих сельское хозяйство предприятий и организации и усиление заинтересованности их в достижении конечных результатов производства сельскохозяйственной продукции, тем самым  обеспечивая связь обеих сторон с конечными материальными результатами. В таких условиях естественно то, что нормативное регулирование уступает место правовому регулирование, которое по объему намного шире, чем нормативное регулирование, ибо в его состав помимо нормативных актов, входят судебный и административный прецедент, правовые обыкновения, традиции, правила делового оборота, принципы.

Значительные изменения в организации производственно-технического обслуживания сельского хозяйства и в правовое регулирование возникающих отношений внесла концепция развития технического сервиса в период до 2005 года, одобренная (ноябрь, I989 года) президентом. НТС, Государственной комиссией по продовольствию и закупкам при Совете Министров СССР, так как в ней предусматривались различные организационные формы технического сервиса, а право выбора той или иной организационной формы предоставлялось сельскохозяйственным формированиям, как потребителям услуг. Об этой концепции нами говорилось выше.

Представляется, что Концепция, несмотря на наличие положительных  моментов, страдает рядом недостатков и пробелов. Так, в ней не предусмотрены все виды организационных форм технического обслуживания, что, с одной стороны может пониматься как акт, предоставляющий право сторонам находить новые формы технического сервиса, а с другой стороны, вводит стороны будущего договора в заблуждение о правомерности или неправомерности совершаемого соглашения. Дело в том, что нужно так охарактеризовать эти формы, чтобы они носили примерный характер. Так, например, было бы целесообразным предусмотреть организационные формы технического обслуживания, подобные бившим МТС, что в условиях разнообразных форм собственности соответствует требованию времени и позволяет фермерам крестьянским хозяйствам, арендаторам не затрагивать средства на покупку дорогостоящих сельскохозяйственных машин, а, заключая   договоры с этими  формированиями, освобождают себя от излишних работ и отвлечения oт производства сельскохозяйственной продукции. Возможно создания таких организаций на кооперативных началах. Концепция предусматривает многообразие обслуживающих предприятий, организационно отделенных от сельскохозяйственных предприятий, что, однако, не означает ослабления организационных связей между ними. Следовательно, на базе ремонтно-технических предприятий системы "Сельхозтехника” создаются различные кооперативные, государственно-кооперативные акционерные объединения, ассоциации, выполняющие те же функции по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и других сформирований сельскохозяйственного назначения. Партнеры новые, полагает В.А. Хохлов, но никаких  принципиальных перемен в правовом регулировании их взаимоотношений с хозяйствами быть не должно243. Пo мнению автора, нормативные акты, принятые в прошлые годы и в частности Положение о порядке заключения исполнения договоров в сфере производственно-технического обслуживания и типовые договоры должны сохраняться. Следует, однако, заметить, что эти акты не соответствуют требованиям рыночных отношений, они подержат в основное нормы императивного характера, детально регламентирующие условия будущего договора. Рыночные отношения требуют радикальное изменении в принципиальных подходах к регулированию предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере услуг. Правовое регулирование рыночных отношений должно обеспечиваться, по мнению О.H. Садикова, путем установления основ рыночной деятельности и определения ее главных правовых форм244. И с этим не  согласиться, тем более с учетом происшедших политических изменений. Тем не менее жизнь заставляет искать сближения правового регулирования между республиками бывшего Союза. Но требуется ли тождественность или же максимальное сближение, в исследуемой нами сфере. Оценивая современное состояние правового регулирования отношений в сфере сельского хозяйства Г.Е. Быстров и Г.В. Чубуков отметили, чтo переход к рынку в аграрной сфере наталкивается на серьезные трудности, связанных со способностью экономической и юридической мысли и далеко не безупречного качеству новых аграрно-правовых законов, в том числе законов о собственности и о земле245. В законах, принятых в условиях перехода к рынку, содержатся нормы, которые сдерживают инициативу и предприимчивость сельскохозяйственных формирований и граждан. Нормы, признающие землю исключительным объектом государственной собственности, являются неэффективными и нуждающимся в изменении. Нормы права, отмечает И.Д. Джалилов, должны создавать условия нормального функционирования и использования потенциальных возможностей сельскогохозяйства246.

В сфере сельскохозяйственных производственных отношений произошли коренные изменения, что послужило основанием, для перестройки отношения крестьян к своему делу на основе перехода к рыночным формам  производства сельскохозяйственной продукции. Так, например, многие сельскохозяйственные предприятия перешли на аренду, арендные и коллективные подряда, что свидетельствует расширении самостоятельности и инициативы, внедрения новых организационных формирований по производству, переработке, реализации и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Все это и обусловливает необходимость существенного изменения законодательства, регулирующего взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий и формирований с сервисными формированиями, с учетом изменений организации производственно-технического обслуживания. Однако, как отмечалось, законодательные акты в сфере производственно-технического обслуживания остаются не измененными, как бы незамеченными, а отдельные авторы даже приветствуют такое положение. Помимо этого, правовые нормы в сфере производственно-технического" обслуживания страдают еще и тем, что они распыленны, в них преобладает ведомственный интерес, не учитывается и различные формы собственности и сельском хозяйстве.

В предыдущие годы в юридической литературе различие форм собственности в сельское хозяйстве являлось основанием признания определенных особенностей правового реагирования отношений, возникающих в этой области, а те нормативные акты, которые предусматривали единый порядок регулирований' отдельных отношений в колхозах и совхозах, остро критиковались. З.А. Федотовская критически подошла к типовому договору на выполнение ремонтных и других работ, производимых объединением "Сельхозтехника" для колхозов, совхозов и других организаций, утвержденного 21 февраля 1961 г. Союз сельхозтехникой по согласованию с Министерством финансов СССР и Государственные арбитражем при Совете Министров СССР, предусматривающего единый порядок производства  монтажных работ как в совхозах, так и в колхозах247. К такому выводу    автор пришла на основе анализа нормативных  актов, предусматривавших различный порядок регулирования данных отношений. Можно сделать вывод о том, что действующие Положения в области производственно-технического обслуживания  являются следствие различного подхода к правовому регулированию колхозов и совхозов. Они не могут регулировать отношения с новыми организационными формированиями по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем, пишет Н.Н. Ведении, для правового регулирования производственно-технического обеспечения колхозов и совхозов характерно наличие тесней, можно сказать, органичной связи в регулировании различных видов производственно-технического обеспечения хозяйства, что обусловлено наличием такой связи между этими видами обеспечения сельского хозяйства248. Наличие тесной взаимосвязи в регулировании производственно-технического обслуживания предполагает разработку таких нормативных актов, в которых предусматривались бы общие начала правового регулирования, что предоставляло бы большее пространство для самостоятельного урегулирования отношений в заключаемых договорах. Такая тенденция проявилась и в новых Основах гражданского законодательства, которые будут иметь влияние на дотирование республиканских кодексов. Так, например, поставка по обтеку правилу регулируется нормами договора купли продажи, но стороны в договоре вправе установить     специальное регулирование. В соответствии с концепцией развития технического сервиса должны произойти существенные изменения в законодательстве, регулирующем производственно-техническое обслуживание. “Концепция” направлена на обновление всего комплекса отношений по производственно-техническому обслуживанию, стороны будущего договора ориентируются на установление прямых хозяйственных связей.

Важным моментом в "Концепции" является то, что интересы сторон, в том числе интересы обслуживающих организаций, увязываются с конечными результатами производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных формирования, тогда как в действующих нормативных актах преобладал ведомственный интерес, не увязанный с конечными результатами. Правовое регулирование отношений по производственно-техническому и агрохимическому обслуживанию осуществлялось на основе ведомственных нормативных актов и, как отмечает А.Г. Первушин, среди специальных нормативных актов, регулирующих договорные отношения колхозов и совхозов, преобладает подзаконные акты в виде положений, инструкций, правил, технических условий и т.а., разработанных и принятых ведомственными органами249. Министерства и ведомства вправе принимать те или иные решения нормативного характера, однако не в такой мере, как это наблюдается в сельском хозяйстве в целом и в сфере производственно-технического обслуживания в частности. Такая зарегулированность еще на уровне центра и даже республик отрицательно сказывается на деятельности предприятий. Необходимо резко сократить количество нормативных актов с целью предоставления широкого простора договору как одному из наиболее эффективных средств регулирования отношений в сфере производственно-технического обслуживания. Поэтому в юридической литературе процесс дифференциации договорных институтов, применяемых в деятельности предприятий сельского хозяйства, рассматривается как позитивный процесс, ведущий к повышения эффективности этих обязательств за счет учета специфики отдельных видов имущественных отношений в сельской хозяйстве250. В связи с тем, что в условиях рыночной экономии законодательное регулирование должно направляться в основное на установление общих начал, наиболее существенных положений, на первый план выходят примерные договоры, призванные направить договорное регулирование отношения сельскохозяйственных предприятий с другими организациями. Этот процесс определяет одну из тенденций развития гражданского законодательства и проявляется во все усиливающееся значении типизации регулирования договорных отношений между предприятиями, другими специализированными предприятиями и гражданами. Однако типизация далеко не всегда позитивна. В законах, иных нормативных актах отсутствует правила, которые относились бы к типовым договорам как особому правовому явлению251. В настоящее время типовые договоры заменяются примерными. По вопросу о правовой природе типовых и примерных договоров в юридической литературе высказаны порой противоположные мнения. Так А.Г. Первушин считает, что не следует квалифицировать примерные договоры в качества образцов будущих договоров и при определении юридической силы примерных договоров следует исходить не из наименования, а из того, в каком порядке, каким государственный органов и на каком основании они разработаны и утверждены252. Б.Д. Безрук полагает, что примерные договоры не имеют общеобязательной нормативной силы и не могут рассматриваться как источники, они всего лишь образец, направленный на оказание сторонам технической помощи. В качестве таковых выступают образцы, формуляры которых. разрабатываются, но никем специально не утверждены253

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве