Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
Зерно является основным продуктом сельского хозяйства. Из зерна вырабатывают важные продукты питания: муку, крупу, хлебные и макаронные изделия. Зерно необходимо для успешного развития животноводства и птицеводства, что связано с увеличением производства мяса, молока, масла и других продуктов. Зерновые культуры служат сырьем для получения крахмала, патоки, спирта и других продуктов.
Введение
1.Краткая природно-экономическая характеристика ОАО Совхоз «Червишевский».
2.Современное состояние отрасли зерна (проблемы).
3.Совершенствование организации производства, хранение и реализации зерна.
4. Выводы и предложения.
Список литературы
Интенсивная технология предполагает применение полного комплекса агротехнических, организационно-экономических мер, позволяющих получать высокие урожаи при любых погодных условиях. Она предполагает высокую концентрацию материально-технических ресурсов на возделывание культур, посев высококачественными семенами, внесение научно-обоснованных норм удобрений, эффективных средств защиты растений, точное соблюдение сроков и последовательности проведения сельскохозяйственных работ.
Сущность интенсивной технологии состоит в размещении посевов по лучшим предшественникам в системе севооборотов, возделывание высокоурожайных сортов с хорошим качеством зерна, высоким обеспечением растений элементами минерального питания с учетом их содержания в почве, применении азотных удобрений в период вегетации, интегрированной системы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней, современном и качественном выполнении всех технологических приемов, направленных на защиту почв от эрозии. Целью интенсивной технологии является существенный рост урожайности и повышения качества зерна.
Большим резервом повышения производства зерна является химизация. Внесение обоснованных доз удобрений способствует росту урожайности на 30-50%. Особенно высокая эффективность достигается при правильном комбинированном использовании органических и минеральных удобрений в научно-обоснованных дозах с учетом типа почв и вида культур.
В системе мероприятий, обеспечивающих высокую урожайность в основных зерновых районах, важное место принадлежит чистому пару. По данным Всесоюзного научно-исследовательского института зернового производства, по чистому пару она выше на 40-70% и более.
Производство семян зерновых и других культур переводится на индустриальную основу. Все предприятия, входящие в систему семеноводства, выращивают семена на высоком агрофоне при строгом соблюдении сортовой агротехники. Взаимоотношения между предприятиями поставщиками и базовыми регламентируются действующими положениями и договорами в порядке отпуска семян. При интенсивной технологии важно обеспечит правильную организацию работ, психологическую подготовку специалистов и непосредственно производителей продукции. Они должны быть соответствующим образом обучены, обладать определенным минимумом знаний и навыками по управлению техникой, в совершенстве знать физиологию растений, основы агротехники.
Установление в экономике рыночных отношений требует от товаропроизводителей постоянного поиска путей, направлений на повышение эффективности производства. Это обусловлено наличием конкуренции, а также свободным ценообразованием, которое складывается под влиянием спроса и предложения. Поиск мер, направленных на снижение себестоимости продукции, может осуществляться по многим направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования ресурсов. Одним из них является эффективное применение мер материального стимулирования работников в переходный период.
Динамика рынка требует, чтобы мотивация труда была напрямую связана с результатами производственной и маркетинговой деятельности предприятия, то есть зависела бы от того, несколько успешно работает предприятие на рынке, как успешно оно реализует произведенную продукцию. Поэтому дополнением к основной оплате труда на любом предприятии должна быть эффективная система материального стимулирования работников. Она призвана выполнять две функции:
во-первых, материальное стимулирование должно нацеливать работников на выполнение важных производственных, экономических или качественных показателей, направляя их деятельность в русло решения наиболее значимых в данный период времени и на данном участке производства проблем, способных повысить производительность труда;
во-вторых, материальное стимулирование должно дополнительно оплачивать те стороны деятельности, которые трудно учесть или оценить обычными методами. Это относится к таким личностным характеристикам работника, как добросовестность, обязательность, высокое качество выполнения технологии или указаний специалиста, профессионализм и т.д.
В материальном стимулировании работников можно выделить два самостоятельных направления: премирование по результатам труда и материальное поощрение. Премирование должно осуществляться за достижение отдельным работником (индивидуальная форма премирования) или трудовым коллективом (коллективная форма премирования) определенных производственных показателей. При этом размеры премирования заранее оговариваются, утверждаются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзной организацией и доводятся до исполнителей в виде Положения о премировании. Здесь же могут быть оговорены условия, при которых работник лишается премии либо полностью, либо размер начисленной премии уменьшается на определенную величину.
При организации премирования необходимо учитывать размер премии, а точнее, соотношение премии с основной оплатой труда. Это вызвано тем обстоятельством, что в проблеме стимулов существует так называемый порог заинтересованности (минимальный размер премии), опускаться ниже которого нельзя, иначе теряется сам смысл премирования. Исследования показывают, что порогом заинтересованности можно считать премию в размере 12% к заработной плате. Поэтому минимальный общий размер премии следует устанавливать на уровне 12-15% к заработной плате.
Материальное поощрение существенно отличается от премирования. Прежде всего, оно может осуществляться не за выполнение каких-либо определенных показателей, а назначаться лучшему работнику по профессии, цеху и т.д. Кроме того, материальное поощрение не обязательно выражается в денежной форме, а может выдаваться в виде памятного подарка, путевки, определенных социальных льгот или преимуществ и т.д. Как и в премировании, оно может быть индивидуальным и коллективным. Чтобы материальное поощрение было достаточно эффективным, оно должно быть объективным при оценке и выявлении лучших работников и достаточно гласным.
При организации премировании на предприятиях, производящих зерновую продукцию необходимо определить:
-максимальный размер премии;
-значимость
подразделений в достижении
-количественные
и качественные показатели, размеры
премирования по
-сроки премирования.
Максимальный размер премии должен устанавливаться с учетом экономических возможностей зерновых предприятий, самым тесным образом он должен быть связан с рентабельностью и массой прибыли. Максимальный размер премии лучше устанавливать в процентах к заработной плате. Такой подход позволит более точно определить возможный фонд премирования, используя при этом нормативный или фактический фонд заработной платы. Минимальный размер премии не должен быть ниже порога действия стимула, что есть менее 12-15% заработной платы работника. Максимальный размер премии может превышать порог стимулирования в 3-4 раза. При этом очень важно, чтобы сама премия не превышала размера заработной платы. Это необходимо для того, чтобы не принижать роль основной оплаты труда.
Для каждого подразделения необходимо разработать 2-3 показателя, характеризующие конечные результаты производства, основные стороны его деятельности, а также конкретные значения (параметры) этих показателей, которых необходимо добиться, чтобы получить премию. Тогда такая система премирования станет простой и понятной. Она будет более эффективной, поскольку предусматривает премирование за определенный и достаточно высокий результат. Размеры премирования по каждому показателю определяются исходя из максимального размера премии, количества показателей, а также значимости каждого показателя.
Показатель премирования следует устанавливать для отдельных категорий работников, служб, подразделений и т.д., выполняющих однородные профессиональные функции. При этом показатели должны отражать главные результаты работы исполнителей. Размер премии устанавливается в виде определенного процента к заработной плате за достижение конкретного производственного результата по каждому показателю. Общий размер премии по всем показателям не должен превышать установленного на предприятии максимального размера премии для данной категории работников. В Положении о премировании следует также указать, что начисленная по показателям премия может быть снижена за нарушение работником трудовой или технологической дисциплины.
Таким
образом, применяемые системы
Таблица 14 Размеры и значение для предприятия исследуемой отрасли
Показатели | Годы | 2010г. в % к 2008г. | ||
2008г. | 2009г. | 2010г. | ||
Удельный вес зерна в % в: | ||||
- валовой продукции | 9,5 | 10,7 | 12,5 | 131,6 |
- товарной продукции | 16,5 | 19,6 | 20,3 | 123 |
- затратах труда | 49,4 | 56,2 | 65,2 | 131,9 |
-производственных затратах | 14,7 | 18,7 | 19,7 | 134 |
- прибыли | 69,1 | 144,1 | 196,9 | 284,9 |
Таблица 15 Состав и структура посевных площадей
Культуры | 2008 г. | 2009г. | 2010г. | |||
S, га | в % к итогу | S, га | в % к итогу | S, га | в % к итогу | |
Озимые зерновые | 200 | 11,1 | 240 | 13 | 240 | 12 |
Яровые зерновые | 1260 | 70 | 1260 | 68 | 1630 | 81,5 |
зернобобовые | 340 | 18,9 | 350 | 19 | 130 | 6,5 |
Итого | 1800 | 100 | 1850 | 100 | 2000 | 100 |
Таблица 16 Состав и структура себестоимости на 1ц продукции
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | |
Затраты на оплату труда | 36 275 | 18,9 | 35 640 | 20,3 | 35 983 | 19,9 |
с отчислением на социальное страхование | 4 643 | 2,4 | 5 611 | 3,2 | 5 685 | 3,1 |
Материальные затраты (семена, ГСМ, запчасти) | 120 146 | 62,9 | 107 374 | 61,1 | 120 764 | 66,8 |
Содержание основных средств | 22 371 | 11,9 | 21 064 | 11,9 | 15 819 | 8,8 |
Прочие | 7 513 | 3,9 | 6 091 | 3,5 | 2 522 | 1,4 |
Итого | 190 948 | 100 | 175 780 | 100 | 180 733 | 100 |
Таблица 17 Основные экономические показатели производства продукции зерна
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. в % к 2008г. |
Площадь, га | 5 992 | 5 992 | 5 992 | - |
Урожайность, ц/га | 22,1 | 30,7 | 32,3 | 146,2 |
Валовой сбор, ц | 39 800 | 56 884 | 62 543 | 157,1 |
Реализовано зерна, ц | 182 | 166 | 9 260 | |
Уровень товарности, % | ||||
Себестоимость 1 ц, руб. | 2,96 | 3,34 | 3,94 | 133 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 107644 | 102259 | 117121 | 108,8 |
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | ||||
Уровень рентабельности,% | ||||
Окупаемость затрат, руб. |