Контрольная работа по дисциплине "Аграрная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее капиталы приносят меньшую отдачу. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

Содержание

Введение
Особенности аграрного сектора и его значимость для страны.
Основные принципы государственного регулирования аграрного сектора.
Классификация государственного регулирования по методам, характеру, отраслям и сферам.

Заключение

Список литературы

Тест 1.

Тест 2.

Тест 3.

Работа содержит 1 файл

аграрная политика.docx

— 36.66 Кб (Скачать)

Итак, в качестве принципов государственного регулирования сельского хозяйства можно выделить следующие:

• приоритетного развития агропромышленного  комплекса (данный принцип непосредственно  закреплен в Законе «О приоритетном социально-культурном и экономическом  развитии села и агропромышленного комплекса»);

• принцип аграрного протекционизма, предполагающий установление определенных льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей во внешне- и внутриэкономических отношениях;

• самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении  производственно-хозяйственной деятельности, недопущения прямого вмешательства  государственных органов в эту  деятельность; 
• приоритета договорных отношений между субъектами агропромышленного производства; 
• государственной поддержки (финансовой, материальной и др.) производителей сельскохозяйственной продукции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация государственного  регулирования по методам, характеру,  отраслям и сферам.

 

        Принципы государственного регулирования находят свое проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей. Анализ специальной литературы позволяет объединить их в три группы: правовые, административно-организационные и экономические.

       К двум первым, основанным на использовании методов контроля и ограничения со стороны как центральных, так и региональных органов власти, относят:

- контроль за соблюдением стандартов;

- систему лицензирования производства, переработки и реализации зерна;

- установление квот и таможенных  пошлин на экспорт и импорт  зерна и продукты его переработки;

- установление в законодательном  порядке норм и правил хозяйственной  деятельности участников рынка;

- установление пороговых цен  на зерно;

- определение приоритетных направлений  развития отраслей и их инвестирования;

- установление соотношения между  ценой на сырье и рентабельностью  для перерабатывающих предприятий  и др.

       В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим методам: прямым (бюджетным) и косвенным (денежно-кредитным).

В соответствии с Законом «О государственном  регулировании агропромышленного  производства», его основными направлениями  являются:

- формирование и функционирование  рынка сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование,  льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных  товаропроизводителей при осуществлении  внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление  научной деятельности в сфере  агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы  села.

Именно первые два направления  и образуют экономическое государственное  регулирование сельскохозяйственного  производства, включающее:

* финансово-кредитное регулирование;

* налоговое регулирование;

* ценовое регулирование.

     В современных условиях ведущим звеном государственного экономического регулирования АПК должно рассматриваться финансово-кредитное регулирование, основное назначение которого - образование, распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

     Основы современного государственного финансирования АПК определяются ст. 3 Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», который предусматривает распределение средств федерального бюджета по трем направлениям (рис.3):

- осуществление государственных  целевых программ;

- бюджетная поддержка сельскохозяйственного  производства;

- страхование.

        Направления государственного экономического регулирования реализуются посредством специфических инструментов государственного воздействия. В связи с тем, что задачи государства в области регулирования аграрного производства можно свести к обеспечению, во-первых, достаточного уровня доходности сельских товаропроизводителей, и, во-вторых, развития сельских территорий, инструменты государственного регулирования аграрного производства можно условно разделить на две группы:

1) инструменты по повышению эффективности  сельскохозяйственного производства;

2) инструменты по обеспечению  социальной защищенности сельского  населения и развитию социально-производственной  инфраструктуры сельских территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование - это система  рычагов и стимулов, с помощью  которых государство участвует  в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства. Это особенно важно иметь в  виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями, но и рядом  экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Низкий уровень платежеспособного  спроса товаропроизводителей на материально-технические  ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение  цен на продукцию сельского хозяйства  и промышленных предприятий стали  следствием неэффективного сельскохозяйственного  производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйственных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводившихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к экономическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствовании.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Аграрно-экономические проблемы развитого социализма: Сб. науч. тр. /Томский гос. ун-т., 2008. - 358с.

2. Быстров Г.Е. Проблемы  правового регулирования аграрных  отношений и развития аграрно-продовольственных  рынков России//Право и политика. 2006. № 3.

3. Государственное регулирование  АПК, как условие стабильного  функционирования региональных  продовольственных рынков.

4. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6, 2007.

5.Ильдеменов В.И., Дифференциальная рента и выравнивание экономических условий воспроизводства, "Экономика", 2008. - 400с.

6. Мезенцева, Е.С. Содержание государственного  регулирования сельскохозяйственного  производства: Сборник научных трудов  СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2009. - №9.

7. Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство "Соминтек". Москва. 2008. - 540с.

8. Самойлова, О.Н. Государственное  регулирование аграрного сектора  экономики: дис. ... канд. экон. наук : Новосибирск, 2006. - 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 1.

Необходимость государственного регулирования аграрного сектора  не обусловлена:

а) спецификой сельскохозяйственного  производства;

б) влиянием рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на макроэкономическую ситуацию в стране;

в) необходимостью вмешательства  в рыночный механизм;

г) функцией государства  обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Ответ:

Тест 2

К основным принципам государственного регулирования аграрного сектора  относятся:

а) разграничение функций по уровням власти;

б) максимальное использование  прямых методов регулирования;

в) целевой характер мер  регулирования;

г) аграрный протекционизм.

Ответ: а,в,г

Тест 3

Что из нижеперечисленного можно отнести к особенностям аграрного сектора:

а) работа с живыми организмами;

б) сезонность;

в) стабильная доходность предприятий  АПК;

г) единство целей в разных сферах АПК;

Ответ: а


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Аграрная политика"