Контрольная работа по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводимой в стране аграрной реформы. Большинство нормативных актов, которыми вводились реформенные изменения, действуют до сих пор; содержащиеся в них нормы регулируют многие вопросы сельскохозяйственного землепользования, порядка формирования сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств.

Содержание

Правовые основы проведения современной аграрной реформы………...
Правовой статус некоммерческих организаций в сельском хозяйстве..
Правовое регулирование финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства…………………………………….
Список используемых источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Аграрному праву.docx

— 56.27 Кб (Скачать)
stify">            Федеральные законы, регламентирующие более узкие вопросы взаимоотношений в сфере агропромышленного производства, как правило, содержат больше положений, имеющих юридическую силу.

            Среди таких законов выделяются следующие основные - Федеральный закон "О семеноводстве", Федеральный закон "О племенном животноводстве", Закон РСФСР "О приоритетном обеспечении АПК материально-техническими ресурсами", Закон РФ "О ветеринарии", Закон РФ "О зерне" и некоторые другие.

           Федеральным законом "О семеноводстве", принятым в 1997 г., устанавливается правовая основа деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового и семенного контроля.

             В соответствии с данным Законом устанавливаются категории семян в зависимости от этапа воспроизводства, что предопределяет различия в оборотоспособности, в лицензировании деятельности по выведению различных сортов, возможности выделения определенных земельных участков с льготными условиями хозяйственной деятельности.

             Для сохранения и увеличения эффективности деятельности по семеноводству устанавливаются также и особые требования к проверке качества семян, проведению мероприятий лабораторного и иных видов контроля.

           Принятый в 1995 г. Федеральный закон "О племенном животноводстве" регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции во всех отраслях животноводства. Среди относительно небольшого количества норм административно-правового характера, содержащихся в данном Законе, можно выделить следующие основные:

            - регулирующие оборотоспособность племенной продукции, которая может принадлежать лишь лицам, обладающим лицензией на эту деятельность;

            - определяющие порядок экспорта и импорта племенной продукции и предполагающие для этого обязательность государственного разрешения;

            - устанавливающие полномочия государственной племенной службы;

           - устанавливающие основы процедуры сертификации племенного материала;

           - устанавливающие основы процедуры регистрации племенного материала;

           - определяющие условия применения племенного материала и т.д.

           Закон РФ "О ветеринарии", дающий определение ветеринарии как области научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, устанавливает следующие наиболее важные ее задачи: охрана территории РФ от заноса заразных болезней животных из-за рубежа; осуществление государственного ветеринарного надзора.

            В связи с этим данный Закон не относится к нормативным актам, направленным исключительно на регулирование экономических отношений, но роль его для животноводства велика.

            Законом "О ветеринарии" устанавливаются:

              - порядок наделения правом на занятие ветеринарной деятельностью;

             - полномочия органов ветеринарной службы и ее инспекторов;

             - виды ветеринарного надзора;

             - права и обязанности граждан и организаций по содержанию, кормлению, водопою, перевозке и перегону животных;

             - регулирование производства и применения средств защиты животных;

             - ответственность за нарушение законодательства о ветеринарии.

             Закон РСФСР "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", принятый в 1991 г., был призван обеспечить правовые и экономические основы приоритета агропромышленного комплекса в обеспечении материально-техническими ресурсами в условиях перехода к рыночным товарно-денежным отношениям.

Смысл этого Закона сводится к следующим, ныне фактически не выполняемым положениям:

           - для производства продукции, поставляемой АПК по государственному заказу, материально-технические ресурсы выделяются в первоочередном порядке;

            - транспортные организации обеспечивают перевозки продукции для агропромышленного комплекса в первоочередном порядке;

           - цены на поставляемую в АПК продукцию регулируются Государственным комитетом РСФСР по экономике (ныне Министерством экономического развития и торговли) по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

            Стоит отметить, что фактически названный Закон никогда не применялся, поэтому все время своего действия был лишь декларацией, что довольно характерно для многих правовых актов по регулированию сельскохозяйственного производства.

            Федеральным законом "Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса", принятым в 1999 г., преследуются сходные цели - установление правовых основ создания, производства, использования и обслуживания технических средств производства для агропромышленного комплекса, осуществления контроля за их качеством, научного и информационного обеспечения инженерно-технической системы агропромышленного комплекса.

           Предусмотренный этим Законом государственный орган, осуществляющий регулирование в инженерно-технической системе АПК, наделен широкими полномочиями, но неопределенными, в том числе: ведение государственной политики в инженерно-технической системе АПК; ведение федерального технического и технологического регистров производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации федеральных целевых научно-технических программ развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса; проведение мониторинга технических средств производства; разработка и реализация федеральных целевых научно-технических программ развития машиностроения для АПК.

            Кроме того, предполагается, что государственный технический надзор в АПК должен осуществляться специально на то уполномоченным органом, участвующим в регулировании инженерно-технической системы посредством работы по сертификации и метрологического контроля.

            Закон РФ "О зерне", который, как сказано в его преамбуле, направлен на полное удовлетворение потребностей РФ в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства, вызывал самые неоднозначные оценки с позиций сторонников рыночных преобразований и со стороны представителей Аграрной партии России.

           С 1993 г. этот нормативный акт, признанный одним из наиболее реакционных и противоречащих смыслу экономических преобразований, содержал ряд следующих, ныне не действующих, положений. Так, государство должно было компенсировать: производителям зерна не менее одной трети затрат, произведенных на тонну зерна, и не менее половины затрат на тонну экологически чистого зерна; 50% затрат на покупку зерноуборочных комбайнов; от 30 до 50% затрат на строительство и реконструкцию материальной базы для сушки, обработки и хранения зерна. Кроме того, государство должно было гарантировать нижний уровень закупочных цен на зерно и авансовую оплату в размере не менее 40% стоимости зерна.

            Эти и многие другие нормы Закона "О зерне", несомненно, носили дискриминационный характер по отношению к хозяйствующим субъектам, занятым другими видами деятельности, но не получающим субсидий от государства, и в дальнейшем под давлением международных финансовых организаций эти нормы были отменены Президентом РФ <*>. Соответственно в настоящее время Закон "О зерне" регулирует лишь отношения по созданию федерального и региональных фондов зерна.

           Федеральным законом 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматриваются меры по обеспечению плодородия земель посредством установления стандартов и правил пользования, возложения обязанностей на собственников земель со стороны как федеральных органов государственной власти, так и региональных, а также органов местного самоуправления.

            Административно-правовое регулирование отношений по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения согласно Закону должно проводиться посредством реализации государственных программ, учета показателей состояния плодородия земель, мониторинга плодородия земель, сертификации почв земельных участков, агрохимикатов и пестицидов и лицензирования деятельности по агрохимическому обслуживанию.

             Множественность как федеральных законов, так и подзаконных актов по административно-правовому регулированию агропромышленного производства, не связанная, как правило, по своему содержанию с Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства", дает основания считать эту сферу законодательства чреватой многими отступлениями от требований нормотворческой деятельности в силу бессистемности правовых актов, слабого развития понятийного аппарата и декларативности многих статей.

Представляется, что правовое регулирование сельскохозяйственного  производства в России закреплением нормами, подобными нормам Федерального закона "О государственном регулировании  агропромышленного производства", является прямым следствием расстановки  сил в органах законодательной  власти в 90-х годах, в результате чего юридическая техника и элементарные требования логичности и внутренней непротиворечивости отходили на второй план.

           Среди возможных путей совершенствования административно-правового регулирования сельскохозяйственного производства в части его нормативного обеспечения можно назвать устранение недостатков, касающихся исключительно вопросов юридической техники, поскольку сторона отношений на селе, связанная с экономикой, едва ли может быть предметом научного правового исследования.

            Центральная правовая проблема, без решения которой само применение аграрного законодательства может быть признано спорным, - это определение сферы правового регулирования в области сельскохозяйственного производства. Надо разграничивать административно-правовые отношения в экономике аграрного сектора от гражданско-правовых. Это позволит, с одной стороны, избегать дублирования аграрным законодательством положений ГК РФ, а с другой - избежать сложностей по выбору процессуальных методов решения потенциальных споров - в административно - или в гражданско-правовом порядке.

           С названным направлением совершенствования правового регулирования перекликается и другое - формирование строго определенных понятий и категорий в аграрном праве. Так, в числе нуждающихся в решении по этой части является ранее озвученная проблема установления повышенной ответственности покупателя сельскохозяйственной продукции за просрочку платежа, которая характеризуется, помимо прочего, и отсутствием юридического определения сельскохозяйственной продукции, что может привести к его многозначному толкованию и органами государственного управления, и иными лицами в зависимости от бытового толкования каждым отдельным гражданином.

            Третья группа проблем, существующая в аграрном административном законодательстве, - это пробел в формировании условий применения норм, в обеспечении механизма принуждения за нарушения. Законодателю желательно определиться с выбором, как принять решение - в пользу формирования эффективного законодательства либо в пользу сохранения сугубо декларативных положений. 
 
 

Список используемых источников 

                                   1 Нормативно-правовые акты 

1. Конституция Российской Федерации, 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2, 3).

3. Земельный кодекс Российской Федерации, 2001.

4. Кодекс об административных правонарушениях, 2001.

5. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 29 июля 2002 г.(в ред. 2003г.) // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3018.

6. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06. 2003г. № 74-ФЗ // СЗ 2003,  № 24, ст.2249

7. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г. (в ред. 2003г.) // СЗ РФ, 1997, № 29, ст. 3501.

Информация о работе Контрольная работа по "Аграрному праву"