Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:43, контрольная работа
Целью данной курсовой работы вступает рассмотрение проблем развития агропромышленного комплекса Беларуси.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать определение АПК, рассмотреть его структуру и основные функции;
- оценить состояние агропромышленного комплекса Беларуси;
- изучить проблему реформирования аграрных отношений в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
1 Агропромышленный комплекс, его структура и функции
2 Оценка состояния агропромышленного комплекса
3 Проблемы реформирования аграрных отношений
3.1 Принципы, цели и задачи реформирования
3.2 Опыт зарубежных стран в реформировании аграрного сектора
3.3 Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
В Венгрии подавляющее большинство крестьян не изъявляли желания выходить из преобразованных кооперативов. К середине 90-х годов удельный вес независимых фермеров в стране превысил 15 %, остальные крестьяне продолжают трудиться в кооперативах и совхозах. На фермерские хозяйства в Венгрии приходится около 6-7 % от общего объема аграрной продукции.
Сторонники
3.3 Реформирование аграрного сектора в Республике Беларусь
В последнее
время Правительство страны, Министерство
сельского хозяйства и
Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли.
Но нельзя сказать,
реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается
приоритет развития АПК, как это
определено Программой совершенствования
АПК на 2005-2010 гг. и рядом прогнозных
документов. Наоборот, с позиции
воспроизводства ресурсного потенциала
продолжается перераспределение капитала
из сельского хозяйства в другие
отрасли экономики. Это подтверждается
неадекватностью реализационно-
Изучение показывает,
что в настоящее время
Основные принципы
государственной
1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов
Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы
2. Адресность государственной поддержки
Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями
3. Устойчивость
механизмов государственного
Основные обязательства
государства перед
4. Гарантированность) мер государственной поддержки
Преференции государства
сельским товаропроизводителям должны
быть гарантированными. Это означает,
что все целевые
5. Разграничение
обязательств республиканских
Государственные
целевые программы должны иметь
2 уровня республиканские и местные.
Республиканские программы
6. Ограничение
размеров государственной
Государственные
республиканские, централизованные и
местные бюджетные средства и
фонды должны иметь вспомогательный
характер при ресурсном обеспечении
развития всей совокупности сельскохозяйственных
предприятий и составлять меньшую
часть в общих объемах
7. Равнодоступность и конкурсность предоставления государственных преференций
Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных средств. Для этого необходима конкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться
8. Учет международных обязательств
При осуществлении
государственной поддержки
Достижение целей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироваться Правительством страны на основе ряда показателей.
Контролируемые показатели достижения целей государственной политики:
1. Обеспечение
продовольственной
Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15-20% общих объемов производства продовольствия
2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению
Сбалансированность
продовольственного рынка можно
считать достигнутой, если Правительство,
используя интервенционное
3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения
Продовольствие
является доступным тогда, когда
все слои населения имеют возможность
приобретать необходимые
4. Мотивация труда и рост качества жизни
Мотивация и
стимулирование труда являются ключевыми
факторами эффективности
5. Предотвращение «ножниц цен»
Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг)
6. Доходность (рентабельность) отрасли
Доходность отраслей
агропромышленного комплекса
Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.
Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.
На первый взгляд,
может показаться, что важнейшие
законы и законодательные нормативы
вроде бы есть, но они как показывает
углубленное изучение, втискивают разнообразную
и динамичную жизнь предприятий
в «прокрустово ложе» устаревших
и догматических норм, позаимствованных
в основном в законодательстве Российской
Федерации и слабо