Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа
Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп
Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34
Минусы:
Каждое издание активно ищет своего читателя. Для привлечения рекламодателя создаются специальные отделы, цель которых привлечь заказчика разместить рекламу, стимулировать продажу площадей и услуг издания, продвинуть издание на рынке. В сфере деятельности редакции издания – маркетинговые исследования: рынка СМИ, изучение читательской аудитории, исследование конкурентов, составление прогнозов изменения рыночного состояния, читательской аудитории и возможности издания. Большое внимание уделяется связям с общественностью, что способствует возвышению имиджа, антирекламе (снижению имиджа), контрреклама (восстановлению случайно сниженного имиджа), выставкам, презентациям, конкурсам – всему тому, что так или иначе может привести к росту рейтинга изданий. На имидж влияет не только качество газеты, но и хорошие связи с другими СМИ, четко разработанный и успешно выполняемый бизнес – план, продуманная кадровая политика, одобрение сотрудников и даже их внешний вид.
Словом, имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Как пишет В.В. Тулупов, репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета – аудитория (идейно – политическая); газета – власть (оценивается принципиальность позиции); газета – конкурирующие издания (профессиональная репутация); газета – партнеры (коммерческая репутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами в том числе: объективность и правдивость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д.
Как правило, рекламные агентства и рекламодатели при выборе изданий смотрят, прежде всего, на рейтинги. Чем выше рейтинг, тем эффективнее издание то есть дороже реклама в нем. Но при использовании рейтингов важно учитывать не только социально – демографические данные о читателях, телезрителях, стиле их жизни, но и информацию об информационных предпочтениях аудитории.
Основная
В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.
В информационном обществе, в которое стремится преобразовываться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс – медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации.
Другими тенденциями
Двадцатый век неоднократно круто менял социально – политическую обстановку в России. Это непосредственно сказывалось на ее журналистике: от демократического этапа она пришла к тоталитарному, а затем вновь вернулась к демократическому. Бурно развивалась масс – медиа европейских стран и США, а в некоторых развивающихся странах Азии и Африки она только зародилась, поскольку в них начался период становления государственности – результат успешной освободительной борьбы.
Если первые периодические издания были универсальными и информационными, сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таблоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (маркерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).
Великие изобретения – радио, телевидение, а в конце Хх в. Интернет – обогатили журналистику, сделали ее неузнаваемой.
В ходе функционирования журналистика испытывала постоянное давление цензуры. Свобода печати, слова и информации стала реальностью в России только с принятием в 1991г. Закона «О средствах массовой информации» и Конституции страны 1993г.
Сегодня определяется
облик мировой журналистики ХХI века.
Два фактора могут повлиять на него весьма
существенно: массовая культура и новые
информационные технологии (Интернет,
интерактивные и цифровые медиа). При
этом журналистика каждой страны останется
самобытной с учетом традиций и менталитета
того народа, который она обслуживает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы необходимо сказать, что решение каждым журналистом творческих и иных проблем своего труда представляет высшую степень проявления свободы в журналистике и социальной ответственности за нее, речь идет о возможности выбора решения вопроса.
С 1991 года в Российской Федерации
стала создаваться система
Настоящая возможность для реализации творческих намерений появляется у журналиста в том случае, если он ставит перед собой нравственные задачи и его цели совпадают с одухотворенной идеей прогресса.
И все-таки, зависимость прессы от тех или иных факторов будет всегда, важно только, чтобы была возможность выбора того, от кого зависеть.
Необходимо
не забывать журналисту том, что свобода
слова и социальная ответственность —
это скорее его возможность поднимать
острые проблемы, касающиеся современности,
не оглядываясь на «власть имущих». Однако
не следует забывать и о нравственной
стороне вопроса — нельзя способствовать
стремительно развивающейся тенденции
к распространению неэтичных материалов
в современных СМИ. А это возможно только
в том случае, если журналист понимает
ответственность, лежащую на нем, и стремится
к повышению своего нравственного потенциала.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воинов А.Е. «Законодательство о СМИ и практика его применения в республиках — субъектах РФ» — М., 1997; с.21.
2. Ворошилов В.В. «Теория и практика массовой информации». Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006,с.294-324.
3. Ворошилов В.В. «Журналистика»: Базовый курс: Учебник / В.В. Ворошилов; Б-ка профессионального журналиста; СПб Гос. Ун-т сервиса и экономики, факультет журналистики / В.В.Ворошилов.-5-е изд. – СПб.: Михайлова В.А., 2006.
4. Гражданский кодекс РФ.- М.:Проспект,1998. - 416с.
5. Дэннис Э., Мэррилл Дж. «Беседы о масс-медиа» — М.: 1997; 15-34.
6. Журнал «Профессия – журналист». №№ 1-10, 2000.
7. Закон о государственной тайне (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
8. Закон о средствах массовой информации. – Москва: Приор,2000.-32с.
9. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Сб. правовых актов / Ред. – сост. М.В. Понярская, А.Г. Рихтер. М.,1996.
10. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» — 4-е издание, дополненное. — М.: Азбуковник, 2004; 704.
11. Прохоров Е.П. «Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах» — М., 2001; 10-16.
12. Рихтер А.Г. «Правовые основы журналистики» — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; с.15.
13. «Средства массовой информации России»: учебное пособие для вузов/ под ред. Засурского Я.Н.; науч. ред. Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин.- Москва: Аспект Пресс,2006
14. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.12)
15. Федотов М.А. «Правовые основы журналистики». Т.4. — М.: 2001;
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов