Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа
Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп
Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1
Социальная
ответственность средств
Глава 2
Журналистская
этика и социальная ответственность...............
Глава3
Социальная
ответственность в современном
обществе......................
Заключение....................
Список
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социальной
В связи с расширением масштабов журналистики
и журналистской деятельности, а также
в силу повышения роли этой профессии
в мире, сейчас предъявляются жесткие
требования к уровню подготовки работников
СМИ. Следовательно, необходимы не только
практические навыки, но и теоретические
знания. Именно с этой целью – дать наиболее
полный объем теоретических знаний –
и создаются сейчас факультеты и отделения
журналистики.
В данной работе мне бы хотелось рассказать о социальной ответственности журналистов и СМИ в нашей стране, о журналистской этике и как она связана с социальной ответственностью, а также о социальной ответственности в современном обществе. Предстоит выяснить также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации.
Вопросы о социальной ответственности отечественных журналистов, о свободе и ответственности современных российских СМИ ставят А.Венгеров, А.К.Симонов, В.Смага. Е.Андрунас рассматривает проблему экономической свободы масс медиа. О.П.Чернега изучает свободу и ответственность религиозных средств массовой информации. Л. Свитич, рассматривая вопросы аксиологии журнализма, в качестве ориентира, положительной системы ценностей приводит ценности русской цивилизации. Вопросы медиаэтики разрабатывают отечественные ученые: Д.С.Авраамов, В.Бакштановский, А.Вартанов, С.Гуревич, Ю.В.Казаков, А. Капто, А.П. Короченский, Г.В. Лазутина, А.Б. Ламбет, Е.П. Прохоров, Ю.Согомонов. В современной России нормы самоограничения, правила журналистской этики, ответственность за «сохранение и развитие национальных культурных ценностей» заявлены в следующих общественных документах: «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994 г.), Декларация Московской хартии журналистов» (1994 г.), «Хартия телерадиовещателей» (1999 г.). Журналистская этика становится предметом как научного дискурса, так и практической деятельности и профессиональной подготовки, входя в качестве дисциплины в образовательный стандарт специальности «Журналистика», однако, пока что отсутствует в стандартах специальностей «Реклама», «Паблик рилейшнз (Связи с общественностью)».
Таким образом, проблема социальной ответственности и ответственности вообще средств массовой информации в современном российском обществе, с одной стороны, отличается актуальностью и присутствует в публичной дискуссии, а с другой стороны, характеризуется новизной и нуждается в глубокой проработке средствами социологического анализа. Необходимо рассмотреть условия и механизмы реализации принципов журналистской этики, социальной ответственности органов массовой коммуникации. Целесообразно рассмотреть указанные проблемы на примере печатных СМИ.
Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп
Объект исследования - средства массовой информации как элемент духовной культуры общества. Предмет исследования - тенденции социальной ответственности СМИ и журналистов на современном этапе развития российского общества.
Право общественности на
Именно
в модели социальной ответственности
воплощается новый идеал
ГЛАВА 1
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТОВ
Теория социальной ответственности возникла в ХХ веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Ворошилов В.В. отмечает следующие особенности этой теории: цель печати – информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликт в дискуссию. С этой целью новости необходимо отделять от мнений и редакционных статей, необходимо предоставляться место различным точкам зрения, давать полную картину различных социальных групп общества, разъяснять его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, использовать ее может всякий у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.
Проблема социальной ответственности приобретают особую остроту, сложность и актуальность в современном информационном обществе. Средства массовой информации, обладая самыми широкими возможностями воздействия на сознание людей, проникают во все сферы жизни человека и общества. Трудно переоценить роль телевидения и прессы в общественной жизни, кроме того, сегодня стремительно возрастает влияние на массовое сознание электронных СМИ. Технологические усовершенствования индустрии массовой коммуникации, в том числе, способов сбора, обработки и распространения информации, высокие темпы, множественные риски и напряженный характер повседневной работы журналиста обусловливают сложность и многоаспектность понятия профессионализма в сфере массовой коммуникации.
Комплексный характер отношений между редактором и журналистами, органом массовой информации, учредителем, властью и населением выражается в конфликте интересов различных социальных факторов. В итоге производство и передача массовой информации оказываются в зависимости от целого ряда противоречивых факторов, а процессы и результаты журналистской работы приобретают неоднозначную оценку со стороны профессионального сообщества и аудитории. На современном этапе развития массовой коммуникации такая оценка затрагивает вопросы свободы и ответственности работников СМИ, которые понимаются в связи с развитием демократического управления, гражданского общества и профессионализма журналистов. Данные вопросы обуславливают необходимость разработки проблем журналистской этики, свободы информации, социальной ответственности перед обществом и коллегами.
Свобода слова гарантирована в нашей стране Конституцией Российской Федерации, однако, реализация принципов свободы и социальной ответственности зависит не столько от существования законов, сколько от целого ряда других причин, в частности, от характера отношений СМИ и государственной власти. С развитием новой российской государственной системы в рамках демократических преобразований, с разработкой и внедрением законодательной основы, социальная ответственность средств массовой информации будет расти. Однако, нынешние реалии пока что доказывают несостоятельность целого ряда законотворческих инициатив, чья демократическая риторика столкнулась со стремлением государства монополизировать право на управление массовой информацией, и несовершенство механизмов, обеспечивающих соблюдение международно-правовых актов и выполнения национальных законов, в том числе, по причине слабой информированности работников СМИ и населения о существующим нормах в области прав человека и механизмах их реализации. Ещё в 1994 г. Конгрессом журналистов России был одобрен и принят Кодекс журналистской этики, который до сих пор остаётся невостребованным профессиональным сообществом. Актуальность социологического исследования вопросов свободы и социальной ответственности отечественных СМИ на современном этапе обоснована и тем, что социокультурные факторы легитимности напрямую связаны с отношением общества к журналистской деятельности.
В современной России нормы самоограничения, правила журналистской этики, ответственность за «сохранение и развитие национальных культурных ценностей» заявлены в следующих общественных документах: «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (1994г.), Декларация Московской хартии журналистов» (1994г.), «Хартия телерадиовещателей»(1999г.). Журналистская этика становится предметом как научного дискурса, так и практической деятельности и профессиональной подготовки, входя в качестве дисциплины в образовательный стандарт специальности «Журналистика», однако, пока что отсутствует в стандартах специальностей «Связи с общественностью».
Таким
образом, проблема свободы и социальной
ответственности средств
Право общественности на информацию и моральные обязательства издателей и журналистов заложены в модели социальной ответственности СМИ, согласно которой, масс медиа должны информировать, развлекать и продавать информацию, осуществлять котроль правительства, переводить конфликт на уровень публичного обсуждения, соблюдая при этом защиту прав личности. Поскольку, информация является публичной собственностью, СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать, при этом масс медиа обязуются предоставлять объективную и свободную от предрассудков информацию ради блага публики. Правительство обязано активно развивать эту свободу, при этом деятельность СМИ регулируется публичным способом посредством этических кодексов при минимальном государственном вмешательстве.
Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов