Социальная ответственность СМИ и журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

социальная ответственность СМИ и журналистов по ТиП МИ (2 версия, которая с допуском).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

           Именно в модели социальной ответственности воплощается  новый идеал соединения ответственности и свободы. Идеальная модель социальной ответственности, формулируемая в терминах либеральных ценностей, требует от СМИ выполнения определенных обязательств перед обществом, а именно: точность, объективность и сбалансированность, плюрализм мнений, отражающих разнообразие общества, доступность СМИ для разных групп, возможность критики и самокритики. Деятельность средств массовой коммуникации в идеале является саморегулирующейся посредством правовых норм и соответствующих институтов. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем, являясь частью экономической системы; средства массовой коммуникации ответственны за то, чтобы их деятельность ни прямо, ни косвенно не способствовала проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств.

     Журналистика  находится в двойном подчинении, представляя интересы стоящих за каждым органом массовой информации сил и аудитории. Комплексный характер отношений государственной или местной администрации и СМИ детерминируется структурным многообразием власти, личностью администратора, личностью владельца СМИ, а также судами и прокуратурой. Быстрое развитие рекламного рынка в условиях экономического роста в стране приводит не к стабильному развитию средств массовой коммуникации и общему подъему благосостояния отрасли, а к обнищанию основной массы СМИ, что подрывает исполнение ими своей общественной функции. В современных условиях раздробленности интересов различных СМИ,  корпоротивные ассоциации внутри отрасли неэффективны и не могут конкурировать с крупными объединениями, уполномоченными государством. Общественно-государственные и внутрикорпоративные органы саморегулирования могли бы сформулировать договоренности и кодексы, которые обеспечивали бы этический консенсус между СМИ, властью и публикой, осуществляя авторитетную оценку происходящему установлению благоприятного для СМИ климата. 

     Социальная  ответственность  позиции журналиста.

     Журналисту всегда важно помнить о социальной ответственности за переданную им информацию. Прежде всего, журналист ответственен перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность требует, чтобы во всех обстоятельствах журналист действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Социальная ответственность журналиста возникает и за позицию, выбранную им.

     Но  многокомпонентность жизненной  позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция – это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое – его личные принципы».

     Необходимо  также привести два определения  понятий, на первый взгляд дублирующих  содержание понятия «позиция».   Это убеждения и мировоззрение. «Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека». «Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации».

     Таким образом, из всего сказанного можно  сделать вывод о понятии «позиция» как таковом:

     1) позиция, как и убеждения, является  составляющей частью мировоззрения;

     2) позиция предполагает наличие  системы поведения журналиста  и способов ее выражения;

     3) позиция включает в себя долю  оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности.

     В.В. Ворошилов в своей книге «Теория и практика массовой информации» пишет:  Позиция журналиста и результативность журналистики во многом зависят от соблюдения правовых и этических норм. К чему приводит пренебрежение последними можно показать на примере. Российская газета 14 мая 1999г. опубликовала решение Судебной палаты  по информационным спорам при Президенте РФ по поводу публикации «Опасный вираж Шохина» («Совершенно секретно»,  № 12 за 1998г.) Журналист обвинил депутата Госдумы в организации убийства бизнесмена О.В. Квантришвили, основываясь только на неподтвержденных показаниях свидетеля, признанном невменяемым, психически  больным еще в 1996г. Ради громкого компромата на известного политика журналист нарушил целый ряд статей Уголовного и Гражданского кодексов, закона «О средствах массовой информации».  Нанесен урон не только авторитету журналиста, но и имиджу издания, косвенно падает тень и на репутацию всего журналистского корпуса. 
 
 
 
 

 

     

     ГЛАВА 2

     ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

     К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Ведь именно в проблеме социальной ответственности отражается принципы журналистики – ответственность за предоставленную информацию потребителям. Но порой наша пресса сенсации ради публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях. И правовыми нормами частности Законом «О средствах массовой информации», в большинстве случаев это прямо не возбраняется.

     Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания; а учение о морали, нравственности как одной из форм общественного сознания — этикой. Она же представляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональная мораль — это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой. 

     Профессия предоставляет журналисту право  и обязанность вершить от имени  общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Следовательно, журналистскую мораль можно рассматривать и как форму общественного сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общественное отношение. 

     Нравственные  аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений. 

     Нравственная  регуляция поведения журналиста осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий характер, это ориентир на связь идеала с регулятором поведения. Механизм проявления нравственных норм на практике выглядит следующим образом: оценка-ситуация-действие—результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предполагается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газетной практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, так как это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещается в отведенное ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40,100 строк, а автор находится в другом городе. Тогда ради решения практической задачи редактор вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произведения. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает. 

     Нормы профессиональной (общественной )морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «завизируй интервью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Систему требований к журналисту можно рассматривать как совокупность этих требований, как трехэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» размещаются такие категории, как профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень составляют производственно-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требования к поведению журналиста. К группе регуляторов третьего уровня относятся запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты собственно поведения журналиста в конкретных производственных ситуациях, профессионально-этические нормы. 

     Требования  этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналистом и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и редактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его коллегами по работе. 

     Первые  три вида отношений связаны с  действиями журналиста в социальной среде, социальной ответственности или с профессиональной этикой; остальные — с его поведением в профессиональной (журналистской) среде, или со служебной этикой журналиста. 

     Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному. 

     Источник  информации человек. Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло время говорить о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к человеку, о котором вы хотите написать очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасение огласки нежелательных сведений, неуверенность самого героя в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее в данном коллективе. «Снять» подобное отношение можно продуманным поведением журналиста, завоеванием доверия. 

     Эффективен  прием имитации — переключения внимания человека на другие объекты: декларируется  более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Можно, например, начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) интересует опыт организации труда в вашем цехе, и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели беседы. Герой комментирует те сведения о себе, которые корреспондент получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания характера человека. «Это правда, что у Вас не было ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал? Неверная информация, был грех», — он вздохнул. 

     Условием  успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое строят совместными усилиями.

     В ходе беседы активность журналиста и  этичность его поведения проявляются в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых сведений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник не может ответить или вынужден дать банальный ответ. Историк В. О. Ключевский говорил: «Быть умным значит не спрашивать того, на что нельзя ответить». Такие вопросы унижают человека, а опубликованный ответ искажает его образ. К неуместным, неэтичным вопросам следует отнести и такие, которые провоцируют нескромный ответ героя, формируют у него некритическую оценку своих успехов. Ответ вопреки намерению корреспондента отрицательно характеризует героя. Так как цель журналиста — получение объективных сведений, не стоит задавать вопросы, которые прямо или косвенно подсказывают собеседнику  тот вариант ответа, в котором заинтересован репортер. При таком сборе информации возникает риск принять за истинные сведения то, что инспирировано самим журналистом, высказано под его влиянием. 

     Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий тон беседы, а также категоричность высказываний. Люди ценят время, и неуместные, неумные, ненужные вопросы раздражают их как свидетельство безответственности журналиста, решившего с налету «поговорить по душам». Чтобы избежать этого, нужна большая подготовительная работа. Вопросы могут быть основными, дополняющими, конкретизирующими, напоминающими, контролирующими, прямыми, косвенными, альтернативными, ретроспективными, текущими, переходными и т. д. Чтобы преодолеть скованность и замкнутость собеседника, можно показать заранее подготовленную фотографию, письмо, прослушать запись, которые взволнуют человека. Полезно непрерывно наблюдать за героем в действии, как говорится, «идти за ним по пятам». 

Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов