Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа
Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп
Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34
Именно в модели социальной ответственности воплощается новый идеал соединения ответственности и свободы. Идеальная модель социальной ответственности, формулируемая в терминах либеральных ценностей, требует от СМИ выполнения определенных обязательств перед обществом, а именно: точность, объективность и сбалансированность, плюрализм мнений, отражающих разнообразие общества, доступность СМИ для разных групп, возможность критики и самокритики. Деятельность средств массовой коммуникации в идеале является саморегулирующейся посредством правовых норм и соответствующих институтов. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем, являясь частью экономической системы; средства массовой коммуникации ответственны за то, чтобы их деятельность ни прямо, ни косвенно не способствовала проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств.
Журналистика
находится в двойном
Социальная ответственность позиции журналиста.
Журналисту всегда важно помнить о социальной ответственности за переданную им информацию. Прежде всего, журналист ответственен перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность требует, чтобы во всех обстоятельствах журналист действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Социальная ответственность журналиста возникает и за позицию, выбранную им.
Но многокомпонентность жизненной позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция – это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое – его личные принципы».
Необходимо также привести два определения понятий, на первый взгляд дублирующих содержание понятия «позиция». Это убеждения и мировоззрение. «Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека». «Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации».
Таким
образом, из всего сказанного можно
сделать вывод о понятии «
1)
позиция, как и убеждения,
2) позиция предполагает наличие системы поведения журналиста и способов ее выражения;
3)
позиция включает в себя долю
оценочности, нравственные
В.В.
Ворошилов в своей книге «
ГЛАВА 2
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
К
числу важнейших принципов
Правила
нравственного поведения, система норм,
определяющих обязанности человека по
отношению к обществу и другим людям, называются
моралью, которая считается одной из
форм общественного сознания; а учение
о морали, нравственности как одной из
форм общественного сознания — этикой.
Она же представляет собой (как и мораль)
систему норм нравственного поведения
людей, их общественный долг, их обязанности
по отношению к народу, семье и друг к другу.
Профессиональная мораль — это модификация
общественной нравственности. А наука,
изучающая профессиональную специфику
морали, называется профессиональной
этикой.
Профессия
предоставляет журналисту право
и обязанность вершить от имени
общества публичный моральный суд над
явлениями, привлекающими общественный
интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение
цели публикации и отбор фактов, оценка
поведения героя или характера ситуации,
даже построение материала — в каждой
из этих «технологических» операций обязательно
проявляется и отношение журналиста к
тем, о ком и для кого он пишет. То есть
моральные отношения вплетены в содержание
его работы, а сама она от начала до конца
предстает как нравственная по своему
характеру деятельность. Следовательно,
журналистскую мораль можно рассматривать
и как форму общественного сознания, и
как субъективное состояние личности,
и как реальное общественное отношение.
Нравственные
аспекты журналистской деятельности
привлекают общественное внимание потому,
что в условиях вседозволенности участились
случаи использования СМИ для сведения
групповых и личных счетов, для выражения
разного рода амбиций и пристрастий. Издания
разных типов и уровней отличаются низкой
культурой полемики, искажают позицию
оппонента, демонстрируют стойкое неприятие
чужих мнений.
Нравственная
регуляция поведения журналиста
осуществляется на уровне принципа и нормы.
Их различие — в степени конкретности.
Нравственный принцип имеет мировоззренческий
характер, это ориентир на связь идеала
с регулятором поведения. Механизм проявления
нравственных норм на практике выглядит
следующим образом: оценка-ситуация-действие—
Нормы
профессиональной (общественной )морали
обладают различной степенью общности.
Одни дают специалисту минимальную ориентацию
только в пределах частной ситуации: «при
правке не искажай смысл читательского
письма», «завизируй интервью у собеседника»,
«прежде чем публиковать документ, получи
согласие владельца». Другие требования
носят общий характер. Такие предписания,
выходящие за рамки частной ситуации,
называют принципами профессиональной
морали. Систему требований к журналисту
можно рассматривать как совокупность
этих требований, как трехэтажную пирамиду.
На верхнем «этаже» размещаются такие
категории, как профессиональный долг,
ответственность, совесть, честь, достоинство.
Второй уровень составляют производственно-этические
принципы, в которых отражены уже более
конкретные требования к поведению журналиста.
К группе регуляторов третьего уровня
относятся запреты или побуждения, регламентирующие
все аспекты собственно поведения журналиста
в конкретных производственных ситуациях,
профессионально-этические нормы.
Требования
этики находят воплощение и становятся
правилами в тех ситуациях, которые
регулярно возникают в отношениях между
журналистом и аудиторией, журналистом
и источником информации, журналистом
и персонажем произведения, журналистом
и автором, журналистом и редактором, журналистом
и коллективом редакции, журналистом и
его коллегами по работе.
Первые
три вида отношений связаны с
действиями журналиста в социальной
среде, социальной
ответственности или с профессиональной
этикой; остальные — с его поведением
в профессиональной (журналистской) среде,
или со служебной
этикой журналиста.
Собирая
факты, журналист обращается к разным
источникам информации: индивидуальному
(человек), коллективному и документальному.
Источник
информации — человек.
Люди не обязаны сообщать журналисту сведения
о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить»
их, надо действовать убеждением, мотивировать
свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника,
провоцировать тщеславие, поощрять попытки
с помощью прессы свести личные счеты.
Если люди отказывают в предоставлении
сведений для положительных материалов
(не видят повода, не пришло время говорить
о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться.
Отказ дать сведения может возникнуть
также из-за того, что к человеку, о котором
вы хотите написать очерк, окружающие
относятся неприязненно или завидуют
ему, предвзято оценивают его роль и заслуги.
Возможны и опасение огласки нежелательных
сведений, неуверенность самого героя
в том, что сообщенным фактам будет дана
верная оценка. Наконец, причиной прохладного
отношения к журналисту иногда служит
неэтичное поведение коллег из редакции,
побывавших ранее в данном коллективе.
«Снять» подобное отношение можно продуманным
поведением журналиста, завоеванием доверия.
Эффективен
прием имитации — переключения внимания
человека на другие объекты: декларируется
более общая, не акцентированная на личность
собеседника цель сбора, что позволяет
снять напряженность. Можно, например,
начать разговор так: «Меня (нашу редакцию)
интересует опыт организации труда в вашем
цехе, и человек раскроется. А в ходе разговора
журналист скажет и об истинной цели беседы.
Герой комментирует те сведения о себе,
которые корреспондент получил из других
источников информации и считает спорными
или особенно важными для понимания характера
человека. «Это правда, что у Вас не было
ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал?
Неверная информация, был грех», — он вздохнул.
Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое строят совместными усилиями.
В
ходе беседы активность журналиста и
этичность его поведения проявляются
в постановке вопросов, в замечаниях по
поводу сообщаемых сведений, в оценке
их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность
вопроса, его уместность в каждой из ситуаций
— один из главных признаков профессиональной
зрелости журналиста, его воспитанности.
Неуместны вопросы, на которые собеседник
не может ответить или вынужден дать банальный
ответ. Историк В. О. Ключевский говорил:
«Быть умным значит не спрашивать того,
на что нельзя ответить». Такие вопросы
унижают человека, а опубликованный ответ
искажает его образ. К неуместным, неэтичным
вопросам следует отнести и такие, которые
провоцируют нескромный ответ героя, формируют
у него некритическую оценку своих успехов.
Ответ вопреки намерению корреспондента
отрицательно характеризует героя. Так
как цель журналиста — получение объективных
сведений, не стоит задавать вопросы, которые
прямо или косвенно подсказывают собеседнику
тот вариант ответа, в котором заинтересован
репортер. При таком сборе информации
возникает риск принять за истинные сведения
то, что инспирировано самим журналистом,
высказано под его влиянием.
Большое
значение имеет порядок вопросов,
их последовательность и сочетаемость.
Недопустимы покровительственный или,
наоборот, заискивающий тон беседы, а также
категоричность высказываний. Люди ценят
время, и неуместные, неумные, ненужные
вопросы раздражают их как свидетельство
безответственности журналиста, решившего
с налету «поговорить по душам». Чтобы
избежать этого, нужна большая подготовительная
работа. Вопросы могут быть основными,
дополняющими, конкретизирующими, напоминающими,
контролирующими, прямыми, косвенными,
альтернативными, ретроспективными, текущими,
переходными и т. д. Чтобы преодолеть скованность
и замкнутость собеседника, можно показать
заранее подготовленную фотографию, письмо,
прослушать запись, которые взволнуют
человека. Полезно непрерывно наблюдать
за героем в действии, как говорится, «идти
за ним по пятам».
Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов