Система политических средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование деятельности СМИ различных политических структур. Рассмотрев СМИ органов власти, партийные СМИ и СМИ общественных организаций, в работе определится степень популярности и значимости данных структур в жизни информационного общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Система политических СМИ и СМИ общественных учреждений…5
1.1. СМИ органов власти в современной России……………………………...5
1.2. Партийные СМИ……………………………………………………………9
1.3.проблемы сми общественных организаций…………17
Глава 2. Исследование общественного мнения о СМИ органов власти, политических партий, общественных организаций ………………………………………20
2.1. Мониторинг общественного мнения о деятельности СМИ органов власти г. Сочи…………………………………………………………………………..20
2.2 исследование общественного мнения о партийных СМИ……….25
2.3. Анализ общественного мнения о работе СМИ общественных организаций г. Сочи…………………….29
Заключение ……………………….33
Список литературы……………….35

Работа содержит 1 файл

курсоа.doc

— 888.50 Кб (Скачать)

   Система политических средств массовой информации

 
Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Система  политических СМИ и СМИ общественных учреждений…5

1.1. СМИ органов  власти в современной России……………………………...5

1.2. Партийные  СМИ……………………………………………………………9

1.3.проблемы  сми общественных организаций…………17

Глава 2. Исследование общественного мнения о СМИ органов  власти, политических партий, общественных организаций ………………………………………20

2.1. Мониторинг  общественного мнения о деятельности  СМИ органов власти г. Сочи…………………………………………………………………………..20

2.2 исследование  общественного мнения о партийных   СМИ……….25

   2.3. Анализ  общественного мнения о работе  СМИ общественных организаций  г. Сочи…………………….29

   Заключение  ……………………….33

   Список  литературы……………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

  Право на информацию является одним из фундаментальных  прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции  РФ гарантируют свободу слова  и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и  распространять информацию любым законным способом.

    Функции средств массовой информации в политике разнообразны. В любом современном  обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих  политических функций.

    Информационная  функция является, пожалуй, важнейшей  функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

    Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

    Политические  реалии современного общества таковы, что рядовой избиратель не имеет  возможности личного контакта с  политиком или другим государственным  деятелем. Он воспринимает политика таким, каким его представляют обществу средства массовой информации.

    Актуальность  темы исследования заключается в  том, что СМИ обладают большими возможностями  влияния на разум и чувства  людей, на их образ мыслей, способы  и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического роста информатизации общества. Вопрос влияния различных органов власти на средства массовой информации, в том числе использование различных СМИ для реализации политических целей, наиболее актуален в настоящее время.

    Цель  работы – исследование деятельности СМИ различных политических структур. Рассмотрев СМИ органов власти, партийные  СМИ и СМИ общественных организаций, в работе определится степень популярности и значимости данных структур в жизни информационного общества.

    Объект  исследования –общественное мнение о  партийных СМИ, СМИ органов  власти, СМИ общественных организаций  г. Сочи

      Предмет исследования  -  СМИ  различных политических структур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Система СМИ  политических партий, органов власти, общественных организаций.

    1. СМИ органов власти.

   Освещение средствами массовой информации (прежде всего - государственными) деятельности органов государственной власти и политических партий является необходимым условием обеспечения должной информированности граждан и общества в целом о деятельности государственных органов, соблюдения при этом общественных интересов, а также о деятельности политических партий, представленных в парламенте, их точках зрения на события, проблемы в общественной жизни и пути их решения.

   Достаточно  полная и достоверная информированность  граждан о деятельности органов  государственной власти и политических партий, обеспечение политического  плюрализма в деятельности государственных СМИ, является неотъемлемым, непременным условием демократического развития общества и государства. Это следует из того, что демократический режим правления - реальная демократия - требует создания необходимых условий для реализации гражданами их права на участие в управлении делами государства, закрепленного в статье 32 Конституции Российской Федерации. А без информированности невозможна никакая целенаправленная и эффективная деятельность, тем более в сфере участия граждан в управлении государством. Информирование через СМИ (ведущее либо к информированности, в разной степени, либо - к дезинформированности, - в зависимости от способностей граждан критически воспринимать информацию), может измеряться и оцениваться по объёму информирования (полноте), сбалансированности, достоверности и оперативности и другим параметрам.

    В соответствии со Ст 5. ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»- Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий [5, C. 48]:

   - обращений  и заявлений Президента Российской  Федерации, Совета Федерации и  Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, трансляция  которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;

   - торжественной  церемонии вступления в должность  Президента Российской Федерации; 

   - открытия  первого заседания Совета Федерации; 

   - открытия  первого заседания Государственной Думы;

   - открытия  первого заседания нового Правительства  Российской Федерации. 

   СМИ, разделяются  на общероссийские (федеральные), региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские).

   В каждом “горизонтальном” четырехугольнике власти следует выделить три типа СМИ:

   1) СМИ  – органы законодательной (представительной) и/или исполнительной власти;

   2) СМИ,  в которых органы власти и  местного самоуправления являются  соучредителями;

   3) СМИ,  учрежденные без участия органов  власти и местного самоуправления.

   Местное самоуправление заинтересовано в эффективном  взаимодействии со всеми видами СМИ. (Для СМИ местное самоуправление – источник информации).

   На  уровне муниципального образования:

  • в местных СМИ – для информирования жителей о своей деятельности, для организации обратной связи с жителями по вопросам местного значения;
  • в региональных СМИ – для информирования жителей о деятельности государственной власти субъекта Федерации, о ситуации в других муниципальных образованиях на территории субъекта РФ.  Редакционные коллективы региональных изданий находятся в прямой зависимости от местных властей как финансовой, так и «информационной»: власти в состоянии перекрывать доступ к региональной информации.  
  • в общероссийских СМИ – для информирования жителей о деятельности федеральной государственной власти, о ситуации в других субъектах РФ.

   На  уровне субъекта Российской Федерации:

  • в местных СМИ для организации давления на субъект Федерации в интересах своего муниципального образования;
  • в региональных СМИ для обсуждения проблем развития местного самоуправления в субъекте РФ и организации соответствующего давления на субъект РФ с целью решения этих проблем;
  • в общероссийских СМИ для внешнего независимого от субъекта РФ освещения проблем развития местного самоуправления в субъекте РФ

   Взаимоотношения властей со СМИ регулируются в  настоящее время Конституцией РФ, Федеральными законами “О средствах  массовой информации”, “Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ”, “О государственной  поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ” и “Об экономической поддержке районных (городских) газет”.

   Конституция РФ обязывает органы государственной власти и МС, их должностных лиц “обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом” (статья 24 п.2);обязывает официально публиковать законы и фиксирует, что неопубликованные законы и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не применяются (статья 15 п.3);гарантирует каждому право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободу массовой информации и запрещает цензуру (статья 29 п.п. 4, 5) [6, C. 75].

   Федеральный закон “Об общих принципах  организации МС в РФ”: обязывает органы МС и их должностных лиц “обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов МС, если иное не предусмотрено законом” (статья 3 п. 6); фиксирует, что “нормативные правовые акты органов МС и должностных лиц МС, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устав муниципального образования вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)” (статья 19 п.2, статья 8 п.5), а результаты рассмотрения органами МС проектов правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, подлежат официальному опубликованию (статья 25); 
относит к вопросам местного значения организацию и содержание муниципальной информационной службы (статья 6 п.2).

   Федеральный закон “О средствах массовой информации”: 
фиксирует право граждан на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и их должностных лиц и обязывает госорганы и их должностных лиц предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (статья 38); обязывает госорганы аккредитовать при них журналистов СМИ по заявкам редакций и предварительно извещать аккредитованных журналистов о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать их стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи (статья 48);  устанавливает ответственность за ущемление свободы массовой информации, в том числе и со стороны должностных лиц госорганов (статья 58) [5, C. 114].

   В основном, все крупнейшие телеканалы и радиостанции частично принадлежат власти, а следовательно  являются их СМИ: 
Телеканал « Россия»- телесеть, принадлежащая государственной компании ВГТРК«Первый канал» принадлежащий государству« ТВ Центр» коммерческий канал, полностью принадлежит правительству Москвы« Russia Today»-  государственный канал рассчитанный на международное вещание.«Радио Юность»- государственная молодежная радиостанция« Голос России»- государственная радиостанция для зарубежной аудитории« Маяк»-  государственная радиостанция« Радио России»- входит в ВГТРК Кроме того органы власти осуществляют информирование через собственные или частично собственные газеты. На современном этапе, практически у каждого из органов федеральной и региональной власти  существует свое периодическое издание. «Российская газета»- официальный печатный орган Правительства Российской Федерации« Новая газета»- контрольный пакет акций принадлежит коллективу издания, 49 % принадлежат одному из руководителей « Единой России»« Парламентская газета»периодическое издание Парламента РФ«Советник Президента»- информационно-аналитическое издание сверхзадача которого создать прямой канал связи народа и власти.« Петровка 38» - информационно-аналитическое издание ГУ  МВД Москвы.

   Государственные СМИ освещают внутреннюю политику органов власти, а так же активно участвуют в избирательных кампаниях, проводя информционную поддержку своего кандидата. Средства массовой информации, контролируемые государством, часто игнорируют события, связанные с оппозицией. И наоборот, регулярно дают информацию о правящей партии. В целом на рынке печатных СМИ государству принадлежит около 20 процентов федеральных и до 80 процентов региональных изданий[3].  
В сфере эфирного вещания доля государственных технических средств составляет около 70 процентов..  
В телевизионном сегменте медиарынка государство также занимает ведущие позиции. Государственные каналы РТР и ОРТ собирают 50 процентов телеаудитории.  
В целом, по оценкам разных экспертов, функционирование не менее чем 40 процентов всех действующих российских СМИ обеспечивается прямыми или косвенными субсидиями и не подвержено действию рыночных механизмов.

Информация о работе Система политических средств массовой информации