Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование значения использования PR и социальной рекламы в социальной работе государственных и муниципальных учреждениях.

Задачи исследования:

дать анализ рекламной деятельности как нового вида социальной деятельности; раскрыть сущность, смысл, необходимость и цели PR;
выявить роль PR и социальной рекламы в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; формировании национальной идеи, стереотипов, традиций.
определить роль СМИ в связях с общественностью;
изучить средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы;
выяснить отношение жителей города Казани к PR и социальной и политической рекламе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. PR как социальный институт и деятельность 5
1.1. Служба связи с общественностью: основные цели применительно к социальным организациям 5
1.2. Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью 15

Глава 2. Роль государственного управления в формировании общественного мнения и в работе PR 20
2.1. Технологии оздоровления национального самосознания 20
2.2. Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы 23

Глава 3. Эффективность социальной и политической рекламы 27
3.1. Критерии эффективности социальной и политической рекламы 27
3.2. Исследование отношения жителей Казани к социальной рекламе и деятельности НКО и их служб PR 28

Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     Общественное  мнение – это аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп, общностей по вопросам, представляющим их общие интересы. Дело в том, что какую бы из сфер жизни общества мы бы ни выделили – духовно-идеологическую, политическую, социально-экономическую, культурную и т. п., общественное мнение во многом определяет характер их бытия и процессы развития.

     Функционируя  в духовной идеологической сфере, общественное мнение оказывает воздействие прежде всего на процесс восприятия и трансляции духовных ценностей. Кроме того в своей информационной функции общественное мнение служит в качестве источника информации для идеологов и средства обратной связи между ними и общественностью.

     Значимые  механизмы формирования массовых социальных оценок для формирования таких духовных образований как стереотипы, традиции. Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации. Так же следует отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та среда, в которой живет идеология.

     В культурной сфере общественное мнение также есть элемент процесса воспроизводства и трансляции духовных ценностей, традиций, обрядов и т.п.

     Результатами  функционирования общественного мнения в культурной сфере могут быть:

  • изменения в культурной политике государства;
  • изменения в деятельности культурных институтов и СМИ;
  • возникновение и исчезновение культурных и эстетических традиций, школ, стилей;
  • приход и уход эстетических лидеров, деятелей культуры и искусства;
  • изменение в сознании и поведении людей в сфере культуры.

     Роль  общественного мнения в политической сфере также очень велика. Этот феномен связан с реализацией как общих (политической социализации и включения в политику), так и процессуальных (выражение и интеграция интересов, принятие и выполнение политических решений) функций политики, встроен в осуществление процессов политического руководства.

     Общественное  мнение выступает как полноправный участник политических процессов, реализуя прежде всего свои социологические  функции (адаптирующие, культуронаследование и социорегуляции).

     Общественное  мнение участвует и в проведении экономической и социальной политики. Особенно важна его связь с процессами обеспечения прогнозирования и планирования экономического и социального развития.

     Выявление массовых общественных оценок является неотъемлемым компонентом социального планирования. Изучение субъективных характеристик удовлетворенностью жизнью, трудом, степени нуждаемости и уровня обеспеченности является основанием для социального планирования на всех уровнях управленческой иерархии.

     Разработка  и реализация систем социальной защиты, оценка эффективности их функционирования также невозможна без обращения к исследуемому феномену10.

     Кроме того, общественное мнение наряду с  правовыми правилами, осуществляя  функции регулирования, консультирования и контроля снизу, способствует снижению произвольности в отправлении власти и злоупотреблении со стороны агентов власти. Данная критическая функция общественности является необходимой для создания форм демократического принятия решений, где центральной становится направленность коммуникаций органов власти и общественности на взаимопонимание в определении, планировании и осуществлении социальной политики.

Поведенческая компонента слабо выражена Появление поведенческой компоненты Поведенческая компонента доминирует
  СМИ Опросы и  референдумы Голосование на выборах Собрания, митинги и демонстра-ции Акции протеста и неповиновения Забастовки Массовые беспорядки
 

     Поэтому чем выше обеспеченность уровня готовности властных, управленческих структур действовать  в кризисных ситуациях, тем быстрее  и безболезненнее они разрешаются. Деятельность PR и направлена на убеждение людей в правильности работы властных структур и усилении местного самоуправления общественным авторитетом, нахождении выходов в конфликтных ситуациях, опираясь на знания интересов и ориентацию общественности.

     Специалисты по PR в государственных структурах руководствуются определенными правилами, механизмами формирования общественного мнения.

     Во-первых, учет уровней ОМ:

  • уровень массовой оценки, ценностного отношения к явлениям;
  • уровень массово-волевого побуждения к действию, т. е. слияние оценки со стремлением к изменениям;
  • уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий;

     Во-вторых, учет этапов формирования ОМ:

    • возникновение чувств и представлений (общая информированность);
    • столкновение различных мнений (обработка одних другими);
    • распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале;
    • воздействие ОМ на поведение людей

     В-третьих, учет механизмов формирования ОМ:

  • спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни, массовая культура и т. д.);
  • организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ.
 

1.2.  Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью

     Деятельность  службы связей с общественностью  носит информационно-коммуникативный  характер, заключающей в себе передачу параметров, обмен информации в процессе двустороннего общения социальной организации и ее общественности как условия установления и поддержания отношений взаимопонимания, доброжелательности между ними. Непрерывный характер отношений с общественностью можно представить в виде информационно-коммуникативных моделей, отражающих цикл двустороннего общения, психологические механизмы, которые работают в ситуации коммуникации. Думаю, что эту модель можно представить следующим образом: 

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(схема  1)

     Основные  виды коммуникаций, которые применимы  к сфере социальных услуг:

  • реклама;
  • поддержка (стимулирование) пользования услугой;
  • работа с общественностью;
  • личное участие.

     Опыт  стран с развитой социальной сферой показывает, что значение маркетинга возрастает. Это объясняется:

  • расширением объема оказываемых социальных услуг;
  • усложнением задач, решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);
  • отсутствие конкуренции, так как в основном этими проблемами занимается государство и немного – общественные и благотворительные организации.

     В связи с этим, нужно создание необходимого механизма реализации идеи социальной помощи. В России  эти обстоятельства имеют место, но ситуация усложняется  недостаточным финансированием  социальных услуг.

     Функции коммуникации социальных услуг:

  • информационная: какие услуги есть, где они оказываются, есть ли выбор (варианты);
  • формирование новых поведенческих установок (отказ от курения, антиалкогольная пропаганда и другие элементы здорового образа жизни);
  • создание положительного имиджа социальных служб и НКО, и наоборот, преодоление отрицательного образа организации у клиентов;
  • консолидация усилий социальных учреждений и спонсоров в решении социальных проблем;
  • формирование каналов "обратной связи" между социальными организациями и клиентами для контроля действия системы и внесения необходимых корректировок.

     Ф. Котлер выделяет следующие элементы эффективных коммуникаций с точки  зрения этапов планирования:

     Первый  этап: выявление целевой аудитории, которая может состоять из отдельных лиц, групп, широкой публики. Необходимо следующее:

  • выявление статуса и роли: четкое представление о целевой аудитории оказывает определяющее влияние на решение о том, что, как, когда, где, от чьего имени сказать;
  • определение желаемой ответной реакции.

     Динамика  основных состояний сводится обычно к трем уровням:

    • познание – осведомленность / неосведомленность, знание / незнание;
    • эмоции – благорасположенность / недоброжелательность, предпочтение / нейтральность, убежденность / отсутствие ценностей направленности;
    • поведенческое проявление – совершение действия / нерешительность.11

     Второй  этап: выбор эффективного обращения. Для этого нужно решить три проблемы: что сказать (содержание обращения), как сказать убедительно (структура обращения), какова форма обращения.

     При определении содержания обращения, нужно выделить мотив, который заинтересовал  бы клиента. В их числе: личная выгода получить какую-либо льготу, страх потерять здоровье (регулярно проходить диспансеризацию  у врача), чувство сопричастности к преодолению каких-то негативных явлений (наркомания и так далее).

     Третий  этап: выбор средств распространения информации, в том числе:

  • личная коммуникация, когда общаются двое или более лиц, при этом могут участвовать потребители, эксперты, члены семьи ("канал молвы");
  • неличная коммуникация
  • визуальная (ТВ)
  • звуковая (радио)
  • письменная (e-mail)
  • мероприятия событийного характера (презентации, юбилеи, празднование социальных праздников: дня молодежи, дня пожилых людей и так далее).

     Четвертый этап: выбор свойств, которые оказывают существенное воздействие на аудиторию. Нужно выделять источники, которые пользуются доверием, являются авторитетами у определенных групп общества (лидеры, артисты, общественные деятели).

     Пятый этап: учет информации "обратной связи" с клиентом. Сбор сведений может происходить:

  • лично (в момент продажи услуги);
  • анкетирование в ходе проведения каких-то рекламных мероприятий;
  • телефонные и другие интервью.12

     Большое значение при планировании коммуникации будет иметь "обратная связь" как обязательный элемент регуляции процесса общения и выявления эффективности деятельности службы PR.

     Что касается социальной рекламы, то для  нее, как и для любой рекламы, при этом необходимо выяснить: узнает ли общественность сообщение, принимает ли его, какие моменты из него запомнила, и сколько раз видела; какие чувства возникли по поводу этого сообщения; каким было ее отношение к данной социальной организации в прошлом и какое стало теперь.13

     Как уже говорилось выше, важную роль в  коммуникации социальных услуг играет реклама. С ее помощью решается много вопросов, в том числе:

Информация о работе Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы