Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и федеральных отечественных телеканалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «телевизионный жанр»;
2. Дать классификацию телевизионных жанров и выявить их отличительные особенности;
3. Определить особенности трансформации телевизионных жанров и факторы, влияющие на этот процесс;
4. Рассмотреть специфику наиболее популярных жанров.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….....................................6
1.1 .Информационные жанры………………………………………………….....8
1.2 Аналитические жанры……………………………………………………….20
1.3 Художественно-публицистические жанры ………………………………..28
ГЛАВА II
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ………………………………………………………………………..30
2.1 Ток – шоу как современный аналог теледискуссии....................................30
2.2 Телевизионная игра.........................................................................................40
2.3 Телевидение реальности как жанр.................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................
В общих чертах историю ток-шоу можно условно разделить на два этапа. Первый - с середины 1980-х по 1991 год, когда жанр еще имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности. Второй - с 1991-1993 гг. по сегодняшний день. Это период экспансии зарубежных жанров на отечественный экран. Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха.
С учетом не слишком
продолжительной истории
Исследователи телевизионных жанров Вакурова Н.В. и Московкин Л.И характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». [Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998. С.36 ]
«Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью».
Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы[Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С.59.].
Вартанов А.С. отмечает, что задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция. [Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М., 2003. С. 26.]
Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на телевидении жанров, как бы ни анонсировалась соответствующая передача.
Так называемая «телевизионная пресс–конференция» на самом деле принадлежит жанру ток–шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации.
Элементы ток–шоу
могут иметь даже информационные
программы и почти всегда —
информационно–аналитические, что
является характерной особенностью
отечественного телевидения. Жанр ток–шоу
скорее развлекательный, чем информационный,
и при отсутствии мониторинга аудитории
чреват скукой и потерей адресности.
Необходимо отметить, что в некоторых
случаях термином «ток-шоу» обозначают
любую «разговорную» передачу, «например
беседу за круглым столом или же простое
интервью в студии, если его берет достаточно
популярный, свободно ведущий себя журналист
— «звезда» экрана или радиоэфира». [Телевизионная
журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова
Г.В., Цвик В.Л, Юровского А.Я. М., 2002. С.199.
]
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Драматургия ток-шоу
тесно связана с вопросно-
Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») — люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возмож¬но и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
Сегодня практически у каждой телекомпании существует специальный отдел по работе с публикой. В отделе работает штат редакторов и модераторов, за каждым из которых закреплена своя программа. Они и приглашают зрителей в студию. Большое значение для организации работы имеет компьютерная и печатная база данных по публике, которая позволяет подобрать зрителей по определенным критериям для каждой программы. Таким образом, зрителями в студии становятся люди, заинтересованные в обсуждении тех или иных тем. Однако стать участником программ, можно просто позвонив в редакцию.
В некоторых ток-шоу, идущих в прямом эфире, активно участвуют телезрители, которые могут дозвониться в студию по телефону и «громкой связи», высказать собственное мнение с помощью SMS, телефонного или интернет-голосования, как, например в вечернем ток-шоу «Выбор» (ОНТ).
Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям.
Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу: [Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. С. 24 -36.]
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на российском ТВ. Сегодня программа «Жди меня» (ОРТ), является ярким примером телемоста.
Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой необходимой составляющей частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.
Беседа —
жанр аналитической публицистики, диалог
или полилог, иногда с использованием
вспомогательных кино– или
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты.
За пределами
рассмотренных критериев в
Данная схема интересна с точки зрения драматургии жанра - «Две типовых формы ток-шоу (виды вопросов: закрытый альтернативный и открытый, цели)».
Чаще всего
на современном телевидении
Первая форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, также эффектна и присутствует в телеэфире. Это, например, такие программы, как «Белорусское времечко» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера. Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.
Таким образом, ток-шоу относительно молодой жанр на белорусском телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификация жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.
На нынешнем
этапе ток-шоу относятся к
«Страсти по культуре» (ЛАД).
2.2 Телевизионная игра.
Игра — наиболее яркая и функционально полезная форма развлечения зрительской аудитории. Многообразие современных телеигр — павильонных, натурных, интеллектуальных, спортивных, командных или личных — свидетельство значимости этого жанра. Для более полной формулировки сущности игрового зрелища уместна цитата из монографии В. Егорова «Телевидение между прошлым и будущим»: «В конце ХХ века игра становится одним из важных факторов нового структурирования и функционирования форм человеческого общения, она помогает взаимопониманию между различными людьми в далеко не всегда осознаваемых ими социальных качествах и связях бытия» [В.В.Падейский.].
В прошлом под шоу в данном формате подразумевали телевизионную викторину.
Телевизионные викторины — это лишь логичное развитие радиовикторин в новом формате. Самая ранняя радиовикторина "Профессор Дик и его Коробка с вопросами", шоу Роя Варда Диксона вышла в Канаде в 1935 году. Спустя два года только в одной Северной Америке появились более 200 подобных шоу.
Существует телевизионная легенда, рассказанная известным телеведущим и продюсером Александром Гуревичем, о том, как викторины попали на телевидение. Суть ее в том, что в 50-е годы, когда британское телевидение работало преимущественно в прямом эфире, возникла серьезная проблема: чем заполнять непредвиденные паузы между программами. Решено было устраивать в это время очень быстрые игры для телезрителей: вопрос-ответ.
Потом стало ясно, что зритель предпочитает канал, где есть такие игры, и они превратились в самостоятельные программы. История телеигровой культуры в Беларуси, и во всем остальном мире начинается именно с quiz show, жанра викторины. Именно она стала самой долговечной, популярной, бесконечно совершенствующейся формой телеигры, в большинстве случаев адаптированной к национальным особенностям аудитории. Постоянный игровой фон, существующий, подобно новостному, на современном телевидении, создают именно викторины.
Так в американо-британских телевикторинах ведущие заставляют игроков дополнительно "работать" с аудиторией, задавая множество не касающихся игры вопросов. В "коренных", российских программах (например в "Что? Где? Когда?") наоборот воссоздается по-домашнему уютная обстановка, с максимальной изоляцией игроков от внеигровых воздействий.
Одним из первых шоу формата телевикторины, была американская телепрограмма "Колесо фортуны" (не имеющая ничего общего современной одноименной телевикториной), выходившая с 1952 по 1953 годы. Участники программы рассказывали в эфире о хороших поступках, которые они совершали, а ведущий время от времени давал им шанс выиграть 1000 долларов, задавая несложные вопросы.
На сегодняшний день викторины одни из самых "рейтинговых" передач на телевидении. Популярные проекты собирают до 20-30 % от общего количества зрителей. А самой большой по количеству участников телевикториной стала японская "Супервикторина", собравшая 5000 человек. Наиболее популярные телеигры были перенесены на компьютер, мобильный телефон или в иной электронный или настольный форматы.
Существуют также телевикторины долгожители, как например "Twenty-One", выходящая с середины 50-ых годов XX века до недавнего времени в США.
Информация о работе Развитие телевизионных жанров на современном этапе