Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении механизмов взаимодействия региональных и федеральных отечественных телеканалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «телевизионный жанр»;
2. Дать классификацию телевизионных жанров и выявить их отличительные особенности;
3. Определить особенности трансформации телевизионных жанров и факторы, влияющие на этот процесс;
4. Рассмотреть специфику наиболее популярных жанров.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………….....................................6
1.1 .Информационные жанры………………………………………………….....8
1.2 Аналитические жанры……………………………………………………….20
1.3 Художественно-публицистические жанры ………………………………..28
ГЛАВА II
ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ………………………………………………………………………..30
2.1 Ток – шоу как современный аналог теледискуссии....................................30
2.2 Телевизионная игра.........................................................................................40
2.3 Телевидение реальности как жанр.................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................
В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление. Опыт, накопленный мастерами этого жанра, весьма пригодился создателям музыкальных и рекламных клипов. Однако и теперь телевизионная зарисовка не утратила своего значения, оставаясь одним из интересных жанров, требующих кропотливой творческой работы.
Эссе (от фр. essai — опыт) — жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основателем жанра считают французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня, создавшего в XVI в. свою знаменитую книгу «Опыты». В русской литературе прекрасные образцы эссеистики мы находим в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.
В журналистике пионером жанра эссе считают журнал «Зритель», в XVIII в. приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых авторами. Первоначально жанр эссе не испытывал тематических ограничений — эссе касалось и сельского хозяйства, и театральных премьер, и политики. Однако в начале нашего века в жанре эссе стали рассматривать лишь темы, связанные с литературой и искусством, эссе превратилось в своеобразную форму рецензии -на цикл стихов или пьесу, вернисаж или фильм.
С появлением и развитием телевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Личностный, лирический характер телевизионной коммуникации предрасполагает к созданию художественно-публицистических сообщений в жанре эссе, поскольку структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе — жанр глубоко персонифицированной журналистики.
Однако надо сказать, что на пути эссе в телевидении стоит довольно существенное препятствие: произведения этого жанра могут быть приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким представал на телеэкране И. Андроников — актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного российского телевещания.
Здесь же можно назвать эссе Г. Шерговой «Легенда и быль о Дашковой» и «Ужель та самая Татьяна?», трилогию А. Габриловича «Футбол нашего детства», «Цирк нашего детства», «Кино нашего детства». Из современных телевизионных передач к настоящему жанру можно отнести «Реку времени» Дмитрия Захарова.
Жанр эссе предоставляет авторам богатые возможности — тематические, содержательные, формальные, изобразительно-выразительные, притом очень точно отвечающие природным качествам телевидения.
Практика современного телевидения позволяет говорить скорее об эссеистичности — стиле, своеобразной манере, особенностях языка — нежели о заметном присутствии жанра эссе. Примером такой эссеистской стилистики может послужить работа в кадре — язык и способ выражения ведущего аналитической программы «На самом деле» Алексея Леонтьева.
Особое место в экранной публицистике занимает сатирический раздел программы. И хотя экранная сатира нелегко и непросто отыскивает конкретные формы своего существования, хотя в программах телестудий она все еще эпизодична, объективная социальная значимость для телевидения сатиры как своеобразного метода отражения действительности не подлежит сомнению.
Своеобразие сатирических
жанров в телевизионной программе
объясняется тем, что именно сатира
призвана выполнять труднейшую и
важнейшую функцию социального
«чистильщика», обличая пороки. Документальная
природа телевидения многократн
Великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Для того чтобы сатира действительно была сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало».
Сатира существенно отличается от юмора, хотя то и другое призваны вызывать смех. Однако, юмор чаще всего бывает добрым, мягким, а персонажи юмористического произведения вызывают обычно сочувствие у аудитории. Сатира же — это разоблачение, бичевание пороков, это «разрушительный смех», «смех превосходства».
И здесь есть свои градации. Насмешку, значительную долю обидного для ее объекта создает ирония. Ирония может перерасти в сарказм. Широко используются в сатирических произведениях гипербола, гротеск и другие формы образного преувеличения, предельной заостренности, позволяющие раскрыть сущность тех или иных уродливых, социально неприемлемых черт или явлений действительности (таких, как взяточничество или бюрократизм). Вся цепь приемов выявления комического характеризуется нарастанием негативного отношения к изображаемому материалу. В 80-е годы сатирическими жанрами широко пользовалось грузинское телевидение (рубрика «Галерея бюрократов»), общеизвестны «Телевизионные окна сатиры», выходившие в эфир на разных студиях.
«Анекдот LAD» (ЛАД)
А
ГЛАВА II ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ
2.1 Ток –шоу как современный аналог теледискуссии.
Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.
Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей.
Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире. [Бирбом ]
Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра. В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.
Белорусские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Эти передачи остаются уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. «Гостями ведущего являются, как правило, вы¬дающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». [Телевизионная журналистика. Учебник. Под ред. Кузнецова Г.В., Цвик В.Л, Юровского А.Я. М., 2002. С. 239] Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны).
После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.
Не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». [Вартанов ] Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д.
Можно утверждать, что жанр ток-шоу имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.
Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение». [Голованова ]
Для современного этапа существования
жанра подобное мнение представляется
слишком оптимистичным. Во-первых, ток-шоу
уже лишены местного колорита и общественной
значимости. Во-вторых, они превратились
в заурядные рекламные
Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей. Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания. После августа 1991 г. открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы.
Одни из сканированных
с американского экрана программы
прижились и удовлетворяют
В первый год своего появления
на наших экранах передачи в жанре
ток-шоу транслировались
Вскоре и дневной эфир многих телевизионных каналов оказался сильно заполненным ток-шоу. Например, «Частные истории» (СТВ), «Лолита. Без комплексов» (ОРТ). Дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», под завязку нашпигованные незатейливой рекламой. «В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые)». [Иванова ]
С жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные.
Первое социальное ток- шоу в Беларуси начало свою деятельность в 2003 г. Это аналитическая, дискуссионная программа «Личный интерес» с Павлом Кореневским [Анна ШАДРИНА// ].
В конце января 2008 г. на Первом канале
стартовало первое женское ток-
шоу «Жизнь как жизнь».Ток–шоу
посвящено самым обычным
С изменением социально-политической ситуации в мире, позже, когда жанр ток-шоу стал гулять по всем телеканалам, побив по количеству передач рекорды, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде. Многие из тележурналистов, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире [Вакурова ].
А тем временем белорусское телевидение только входит во вкус, открывая одно ток–шоу за другим, — причем зрители не возражают, напротив, как свидетельствуют всевозможные исследования, наша аудитория предпочитает белорусские «разговорные программы» даже традиционно рейтинговому кинопоказу. А все потому, что здесь, как и в золотые времена Донахью, никого не лишают возможности быть услышанным, не делают ставку на скандальность, как это происходит в большинстве ток–шоу на других телеканалах. Программу Александра Мартыненко «Ответный ход» (Первый канал), например, по–прежнему смотрит каждый четвертый из сидящих по ту сторону экрана — за четыре месяца в эфире интерес к этому проекту ничуть не уменьшился [Верный ход/СБ Беларусь сегодня, 07.03.2008]
Информация о работе Развитие телевизионных жанров на современном этапе