Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат
Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.
ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сравнительный анализ
К позитивным моментам следует отнести то, что среди передач о «легких»
жанрах преобладают, если не образовательные в полном смысле этого слова, то познавательные интересные передачи (чего совсем не было в советские времена), здесь можно отметить такие программы, как «Павел Слободкин рассказывает…», «В нашу гавань заходили корабли», «Высокое напряжение», «Когда не хватает джаза», «Аэростат с Борисом Гребенщиковым», «Экзотика», «Доктор Блюз» (Радио России), «Белая полоса», «Гнездо глухаря», «Джаз-клуб Георгия Гараняна», «История популярной музыки», «Лестница в небо», «Про этно» и «Чего старенького» (радиостанция «Маяк»). Однако просветительских, образовательных передач о классической музыке на этих радио практически совсем нет (кроме передачи «Кумиры оперной сцены» на Радио России и нерегулярных тематических программ (например, посвященных 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича) на «Маяке»). В советские времена таких
программ, причем очень высокого качества, было множество. Совсем нет
просветительских и образовательных передач о классической музыке ни на одном современном государственном радио, даже на радио «Культура», для детей, а ведь в советские времена этому уделялось большое внимание, стоит только вспомнить передачи «Музыкальные вечера для юношества», «В стране музыкальных волшебников» (для самых маленьких) и многие другие.
Однако по сравнению с советским радио.
На сегодняшних каналах часть жанров получила в эфире гораздо более скромное место, чем раньше, а часть исчезла совсем. Так, стало гораздо меньше радиотрансляций концертов. Теперь трансляции опер бывают лишь на Радио России, но нерегулярно. Совсем исчезли радиотрансляции оперетт и мюзиклов, а также специально поставленные музыкальные радиоспектакли о жизни и творчестве великих композиторов, просветительские и образовательные радиолекции о музыке. Вместе с тем, развитие новых жанров дало толчок и в немалой степени обусловило появление на современном радио двух новых тематических направлений – это общекультурные программы и, как мы их назвали, «неспецифические» культурные программы.
Массовое появление на радио общекультурных и «неспецифически» культурных программ (напомним, в советское время их не было совсем) связано, с одной стороны, с общим позитивным процессом демократизации, большей гласностью и открытостью. Стало возможным вести острые дискуссии о судьбах культуры в обществе. Это обусловило и появление новых жанров на радио (прямого эфира, ток-шоу, огромный рост числа интервью и информационных программ).
Язык текстов, звучащих в передачах о культуре на Государственном радио
России сочетает в себе ряд характеристик, которые позволяют говорить об их новой функции в масс-медийном пространстве. Во-первых, он соответствует общим языковым тенденциям в системе масс-медиа текстов, так как функционирует на речевом поле информационно-коммуникативного пространства. Во-вторых, тем не менее, тематика передач о культуре на Государственном радио способствует более внимательному отношению журналистов к языку своих текстов, что повышает их грамотность. На фоне других сегментов радиовещания передачи о культуре на Государственном радио представляют собой вполне устойчивый языковой и речевой континуум, являясь в то же время образцом использования новых языковых и речевых явлений в журналистской радийной практике.
Следует подчеркнуть, что стиль радиопередач о культуре на государственном радио России подвергается общим воздействиям на стиль СМИ, вследствие чего меняется стилистика, но язык, благодаря особой культурологической тематике бесед и радиопубликаций, остается более грамотным, правильным, на более высоком уровне культуры речи, чем в радиопередачах другой тематики.
Сочетание новаторства и
российском
государственном радио
воздействием общей ситуации в развитии радиовещания (общие тенденции в языке СМИ и специфика существования радиотекстов) поиск новых образных языковых средств проявляется на лексическом и словообразующем уровнях, а стандартизация охватывает фонетико-орфоэпический и синтаксический уровни структуры языка.
Таким образом, оригинальными сверхзадачами радиопередач о культуре на государственном радио России являются:
- просвещение, воспитание, образование аудитории;
- способствование
осознанию слушателями
нравственной и культурной ценности народа; приобщения их к ценностям
национальной и мировой культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей слушателей, их навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличение словарного запаса слушателей; расширения круга используемых ими языковых и речевых средств;
- совершенствование коммуникативных способностей слушателей; развитие их готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- стремление слушателей к самообразованию и их активное участие в
производственной, культурной и общественной жизни государства.
С учетом сложившегося положения в сфере радиовещания и объективно
актуализирующейся потребности его изменения в сторону усиления позитивного воздействия на формирование подлинно гражданского российского общества, представляется особенно важным и перспективным увеличение культурной составляющей в программах радиовещания.
Развитие
цивилизации в целом и
Радиовещание, представляя собой один из основных каналов социальной
коммуникации,
является в то же время и одним из основных
компонентов культуры общества, носителем
и распространителем его ценностей, традиций
и обычаев. Поэтому, увеличение культурной
составляющей в программах радиовещания
представляется особенно важным, как с
позиции гармонизации общественных отношений
в российском обществе, так и с позиции
выстраивания паритетных отношений в
области межкультурного обмена в условиях
глобализации социальной коммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История радиовещания свидетельствует: радио постоянно находится в движении, в развитии. Этот процесс тесно связан с политической жизнью общества, совершенствованием техники, с творческими поисками журналистов, с теми конкретными задачами, которые решало радио на разных этапах своего существования.
Эти три важнейших фактора оказывают существенное воздействие на эволюцию современного радио. Причем взаимодействие этих факторов обусловлено тем, что в определенные периоды то один из них, то другой доминирует.
Изменение
политической системы общества открыло
вектор кардинального изменения
содержания и форм вещания. В этом
русле активно стали
Совершенствование техники, появление новых возможностей использования звукозаписи, цифровых технологий монтажа, структурирования программ не зависит напрямую от политических обстоятельств. Но использование этих технологий, более совершенного оборудования в значительной степени обусловлено общественно-социальными обстоятельствами функционирования радиоорганизаций. Финансирование, определяющее закупку оборудования, обучение, подготовку кадров, как технических, так и творческих, лежит в сфере интересов властных органов, банковских группировок, заинтересованных в использовании СМИ в политической борьбе.
Электроника за последнее столетие продемонстрировала необычайную, можно сказать стремительную, поступь в своем саморазвитии. Не случайно вторая половина ХХ века проходила под «знаменем» электронной революции. Новые технологии радиовещания позволят России в сравнительно короткий срок преодолеть отставание от ведущих мировых стран без повторения тех ошибок, которые совершали зарубежные радиовещательные организации внедряя, цифровые технологии.
На встрече Президента России Владимира Путина и Президента Франции Жака Ширака в 2005 году было принято решение осуществлять сотрудничество России и Франции во внедрении новых цифровых технологий в телерадиовещании. (Правительство России решило принять европейский стандарт вещания Распоряжением от 25.05.04 г. № 706-р «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB».) В кратчайшие сроки должны быть созданы предпосылки для вхождения российского радиовещания в мировое информационное пространство на равных условиях с передовыми странами.
Расширение сети Интернет в информационном поле России также будет оказывать свое воздействие на поведение аудитории: предпочтение в способах использования источников информации, возможности выбирать программы для прослушивания из сайтов Интернета.
Все более активную роль в эфире будут играть авторские программы, охватывающие самые разные слои населения. Стоит отметить, что вовлечение слушателей в непосредственную работу в эфире будет и дальше активно влиять на отношения с аудиторией. Немаловажную роль будет по-прежнему играть конкуренция с телевидением.
Радиовещание на всех этапах развития
с самого своего зарождения и становления
показало высокую мобильность в реакциях
на меняющиеся условия и обстоятельства.
Такова природа радио. Современное радио
обладает этими качествами в полной мере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России: государственное и
независимое вещание. М., 1995.
2. Болотова Л.Д. Некоторые тенденции развития современного
отечественного радиовещания// Средства массовой информации
современном мире. СПб., 1999.
3. Болотова Л. Д. Радиовещание в период перестройки (1985-1991 //
Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. –2007. - №3.
4. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты.
Воспоминания/ Сост. Т.М. Горяева. М., 1991.
5. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской
России. М., 1996.
6. Ляшенко Б.П. Радио без тайн.- М.: Искусство, 1991.
7. Мастерство эфирного выступления / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова,
В.И. Новикова и др. – М.: Аспект Пресс, 2003.
8. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.
9. Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.
10. Радиожурналистика: Учебник / Ред. А.А. Шерель. – М.: МГУ, 2000.
11. Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация.
Информация о работе Радиовещание в России: история и современность