Радиовещание в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Радиовещание (курсовая).doc

— 243.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ  И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ

Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)

Этап  развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)

Советское радиовещание в годы Великой Отечественной  войны (1941-1945)

Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970) 

Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»

(1970-1985)

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ  РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ  РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Развитие  отечественного радио в период "перестройки и гласности"

(1985-1991)

Современные тенденции функционирования отечественного  радиовещания

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современном мире радиовещание, наряду с телевидением и печатными средствами массовой информации (СМИ), стало важнейшим источником коммуникации, влияющим на все стороны общественной жизни: духовное

развитие  экономический рост, социальную и политическую стабильность, развитие институтов гражданского общества. Его аудитория в среднем охватывает 80% населения России. В структуре СМИ радио занимает особое место, включая сочетание компонентов присущих либо только печатным СМИ, либо только телевидению, что делает его отличным от других СМИ по формальным признакам и наделяет присущим только ему (радио) качествам.

     Влияние радио на политический, социальный, образовательный и культурный климат современной России огромно. Являясь составной частью культуры страны, радио влияет на сохранение языка, традиций, формирование шкалы материальных ценностей общества. Сети радиовещания выполняют функцию одной из основных систем мобильного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах.

     В России, с ее многонациональным составом, радиовещание служит мощным инструментом межнационального общения, диалога культур и религий, приобретая все большее значение в регионах, стимулируя развитие местных институтов культуры и образования, становясь составной частью муниципальных структур. Кроме социального, культурного и информационного компонента радио является немаловажным фактором экономики страны, причем немалую часть финансовых вложений осуществляет само население путем покупки, радиоприемников и

абонентской платы за радиоточку.

       Предмет изучения данной курсовой работы – радиовещание в России.

Его проблемы поднимали и рассматривали в своих работах, П. С. Гуревич, Ю. А. Летунов, Р. П. Овсепян, В. Н. Ружников, А. А. Шерель, В. Н. Ярошенко1.

  Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.

 Основные задачи:

- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;

- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).

     При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ  И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ 

     Отечественное радиовещание имеет богатую и сложную историю. По вопросу о конкретной дате начала массового вещания в России мнения расходятся. Однако, первыми в истории отечественного радиовещания передачами, обращенными к массовой аудитории, правомерно считать вещательные программы вербального характера, выпускаемые в свет с 22 июня 1921 года регулярно и ежедневно (с 21 до 23 часов, за исключением ненастных дней). Они несли в себе контуры современной радиопрограммы, составленной как комплекс сообщений, разнохарактерных по содержанию и структуре. Однако необходимо уточнение, касающееся изобретателей радио – A.C. Попова в России и Г. Маркони в Италии. Будучи первооткрывателями средства связи, никакого средства массовой информации и культуры они не изобрели. Этот факт никоим образом не умаляет исторического значения их технического открытия.

     В историю радиовещания правомерно  включить и опыты телефонии  – системы передачи человеческой речи по проводам. Изобретенный в 1876 году американским профессором Александром Беллом телефонный аппарат использовался в Америке и в России для экспериментальных попыток передавать с его помощью оперные спектакли прямо со сцены театра (в расчете, разумеется, на крайне ограниченное число абонентов-слушателей).

    В усовершенствованном виде радиотелефония существует и сегодня как важная составляющая технической базы современного массового вещания. До сих пор  значительная часть аудитории (по крайней мере, в нашей стране) слушает программы радио, передаваемые по проводам, а не через эфир. 

    Что же касается собственно радио, то еще  много лет спустя после первого  сеанса связи в эфире звучали  только точки и тире азбуки Морзе. Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде. Таким образом, техническое возникновение радиоканала как средства связи и появление нового вида творческой деятельности – "у микрофона" – есть по сути своей два самостоятельных процесса, не совпадающих по времени. Между тем в качестве технического коммуникационного канала, способного выполнять и просветительско-пропагандистские задачи, радио заявило себя еще на стадии использования "точек и тире" Самуэля Морзе. Однако важно заметить, что радиотелеграф в этом свойстве был не автономным средством массовой информации, а составил звено в информационно-пропагандистской цепочке – так в 1914–1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение, – радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства. «…Радио в качестве орудия публицистики появляется на международной арене только в момент передачи беспроволочной телеграммы «Всем! Всем!», посланной в эфир революционным октябрьским правительством».2Это свидетельство историка Вальтера Хагеманна (ФРГ) опубликовано в 1954 году.

    В популярной и даже научной литературе появление массового радиовещания в нашей стране так же прочно связано  с именем В.И.Ленина, как идея массовой электрофикации («лампочка Ильича», План ГОЭЛРО).

     В первые годы Советской власти основным поставщиком материалов для местной прессы был «Радиовестник РОСТА». Он включал разнообразную информацию – от оперативных сводок до фельетонов на бытовые темы. В текстах этого своеобразного "издания" можно увидеть начальные признаки будущего вещания.

    Экспериментальное массовое вещание в России, как, впрочем, и в других странах, начиналось не с политических, а с литературно-художественных программ – радиоконцертов. 17 сентября 1922 года первый в стране радиоконцерт был передан Центральной радиотелефонной станцией в Москве: в эфире звучала русская музыка (Чайковский, Бородин и Римский-Корсаков) в исполнении выдающихся мастеров Большого театра – певицы H.A. Обуховой, флейтиста А.И. Ларина и скрипача Б.О. Сибора.

    Подобные  концерты стали звучать относительно регулярно с сентября 1923 года. Возник огромный интерес к радиопередачам и радиолюбительству у населения: при клубах, школах, в вузах начали открываться радиокружки, появился радиоприемник "Кристадин", сконструированный инженером О.В. Лосевым.

    Особенности первого периода радиовещания вытекают прежде всего из специфики тех  задач, которые стояли перед принципиально  новым средством массовой информации. В первую очередь эти задачи определялись реальными политическими, социальными и экономическими условиями жизни страны. Это развал экономики, отсутствие прочной и быстрой связи центра с районами республики, но более всего – поголовная неграмотность двух "правящих классов" – рабочих и крестьян, которым были обещаны неограниченные права и обязанности в управлении государством, а следовательно, и неограниченные возможности своего политического и культурного развития. Согласно официально объявленной доктрине рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности этих самых масс обо всех важнейших событиях в стране и за рубежом. Но печатные каналы информации и пропаганды в то время были не в состоянии удовлетворить потребности страны. Радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. При этом ценность оперативной информации умножалась на возможность массового охвата ею широких кругов населения. "Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве", – объявил В.И. Ленин. Позиция В.И. Ленина, выделившая в делах агитации, пропаганды, просвещения и организации масс радио как "газету без бумаги и без расстояний", по его убеждению, должна была помочь только что родившемуся радиовещанию познать самое себя в условиях еще крайне ограниченных технических средств. «Взрыв» радиолюбительства давал свои плоды: самодельные приемные устройства плодились с фантастической быстротой и настойчивостью. Надо было вводить всю эту стихию в какое-то законное русло, и Совнарком принимает два постановления, чрезвычайно важных для развития массового вещания в стране.

    Сначала, 4 июля 1923 года, – "Декрет о радиостанциях  специального назначения", позволяющий  всем государственным, профессиональным, партийным и общественным учреждениям и организациям сооружать и эксплуатировать приемные радиостанции. Затем, 28 июля 1924 года, – Декрет СНК СССР, которым разрешалось всем гражданам СССР иметь радиоприемники, покупать их в магазинах, конструировать самим и вообще пользоваться ими в свое удовольствие и по собственному же усмотрению.

    К этому времени и возможности  для экспериментов с вещательными программами на главной советской  радиостанции им. Коминтерна увеличились: к концу 1923 года были восстановлены разрушенные в годы войны телефонные и телеграфные линии, связывающие Москву с различными районами страны, и значительная часть нагрузки с радиосвязи перешла на проводную связь, высвободились часы для опытов "радиофанатиков". Впрочем, теперь они имели официальное название – инициативная группа "Радиомузыка" при Наркомпочтеле СССР, в обязанности которой вменялось "создание концерта по радио путем проведения лабораторно-музыкальных занятий".  К этому времени стала совершенно очевидной необходимость организационно-административной структуры, которая взяла бы на себя централизованную заботу о развитии радиодела в стране. Организация "Радио для всех" (акционерное общество для широкого вещания по радио) была создана 1 октября 1924 года; учредителями ее явились Трест заводов слабых токов, РОСТА и Наркомпочтель. Первоначально к числу функций нового общества относились в основном вопросы радиостроительства: развитие радиопередающей и радиоприемной сети, популяризация идей радиолюбительства, проведение лекций, выпуск периодических изданий. Однако устав общества, утвержденный 1 декабря 1924 года постановлением Совета труда и обороны, предусматривал расширение обязанностей общества, относя к его важнейшим задачам организацию вещания. Общество стало называться "Радиопередача". Председателем его правления был назначен старый большевик A.B. Шотман.  С февраля 1925 года общество стало выпускать еженедельную газету "Новости радио" – первую и в то время единственную в мире специальную газету, посвященную радиопрограммам и технике радио. "Радиопередача" провела большую работу по созданию регулярного программированного вещания. В короткий срок оно сумело обеспечить переход от отдельных, эпизодических передач к регулярным, которые шли в эфир по ежедневному постоянному расписанию.  Строительство станций, передающей и приемной радиосети велось быстрыми темпами. Наиболее крупными радиостанциями в этот период были Центральная радиовещательная станция им. Коминтерна и Сокольническая станция им. A.C. Попова в Москве. Все больший размах получало строительство радиосетей в республиках и национальных районах: на Украине, в Белоруссии, Закавказье, Средней Азии, Татарии, Башкирии, Карелии. В июне 1925 года при агитпропе ЦК партии была создана Радиокомиссия; она должна была осуществлять повседневное идейно-политическое руководство радиовещанием, координацию всей работы по использованию радио.  

Информация о работе Радиовещание в России: история и современность