Радиовещание в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение истории и современных тенденций развития радиовещания в нашей стране.
Основные задачи:
- рассмотрение этапов становления и развития радиовещания;
- жанрово-тематический анализ программ культурной направленности на государственном радио России (на примере «Радио России», «Маяка», «Голоса России», «Культуры»).
При изучении радиовещания основное внимание уделялось специфике радиожурналистики, ее функционированию в системе средств массовой коммуникации, жанрам, языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Начальный этап становления радиопрограмм (1921-1927)
Этап развития радио в рамках тоталитарного режима (1928-1941)
Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Радиовещание в период тоталитарного государства (1945-1970)
Тенденции функционирования советского радио в период «застоя»
(1970-1985)
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНЦЕПЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие отечественного радио в период "перестройки и гласности"
(1985-1991)
Современные тенденции функционирования отечественного радиовещания
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Радиовещание (курсовая).doc

— 243.50 Кб (Скачать)

   Одна из сформировавшихся тенденций  радиорынка — развитие сетевых станций. Это головные станции, имеющие филиалы на местах и охватывающие вещанием обширную территорию. В государственном секторе к ним относятся прежде всего «Радио России» и «Маяк», вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это крупнейшие станции «Русское радио» (вещает на 800 городов России и ближнего зарубежья, а также на 6 городов США, где есть многочисленная русская диаспора); «Русское радио-2» (18 городов России и СНГ), «Европа плюс» (300 городов страны), «Наше радио» (130 городов). Постоянно расширяют свои сети «Серебряный дождь», «Авторадио», «Эхо Москвы», «Love Radio» и ряд других каналов. Этой стратегии, направленной на постоянный рост зон влияния, следуют все холдинги и высокорейтинговые станции. Практически все сети формируются московскими или санкт-петербургскими станциями («Мелодия» и «Радио Модерн»), но появляются и региональные — сети «Балтик плюс» (Калининград), радио «Югра» (Ханты-Мансийск) и др..

    К числу важных явлений развития радиорынка на рубеже XX-XXI вв. следует отнести создание новых станций и исчезновение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, медиагигант «Русская Медиа Группа» расширил свою структуру за счет «Станции», на частоте которой работает «Русское радио-2». Вытеснены из эфирного пространства «Надежда», «Ностальжи», «Радио-101», «Престиж» и др. В то же время появились новые каналы: «Love Radio», «Шансон», «Наше время на милицейской волне», «Диско», «Арсенал», «Энергия», «Радио Мегаполис», «Куранты» и др. Процесс поглощения небольших станций крупными медиахолдингами — характерный феномен развития радиобизнеса.

     Заметное явление современного  эфира — религиозные станции,  представляющие разные конфессии: «Радонеж», христианский церковно-обшественный канал, «София», «Дар» (Москва); «Теос», «Град Петров», «Православное радио Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург); «Голос Надежды» (Тула), «Голос ислама» и др. Чрезвычайно интересное явление в этой сфере — христианское радио «Новая жизнь», вещающее на двух FM-частотах в Магадане. В январе 2001 г. радиосигнал запущен на спутник и охватывает сейчас большую часть территории России, СНГ, страны Ближнего Востока и Восточной Европы.

    Немаловажным показателем для  анализа эффективности радиовещания служит рейтинг радиостанции. Конечно, это величина относительная, но тем не менее она отражает определенное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей; позволяет изучить

причины этой популярности и строить правильные прогнозы. Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтингу популярности: «Радио России» — 19,7%, «Русское радио» — 14,7, «Маяк» — 13,9 и «Европа плюс» — 11,4%. В Москве, по данным социологической службы КОМКОН-2, по объему ежедневной аудитории в число наиболее популярных каналов, помимо перечисленных, входят также «Шансон» (10,6%), «Радио-7. На семи холмах» (9,2%), «Эхо Москвы» (7,7%), «Авторадио» (11,3%)'. Среди коммерческих станций практически сразу после выхода в эфир уже несколько лет первое место принадлежит «Русскому радио».

    И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяются развлекательная и игровая зоны вещания. Конкуренция заставляет станции формировать свои индивидуальность, стиль, эфирный имидж. И те станции, которые сумели сделать это, пользуются неизменной популярностью у слушателей.

   Основа перестройки современного радиовещания - постепенное утверждение новой идеологии, новых политических, экономических и социальных ценностей. Среди новых тенденций развитая современного вещании следует выделить изменения в программной политике, в сфере структурирования  вещательного дня, программирования передач, разработка новых моделей вещания, а как результат такой работы - новых способов общения с аудиторией.

    Обозначим лишь некоторые наиболее важные признака этого процесса:

• изменилось содержание информационного вещания. Расширился типологический спектр новостных передач;

• повысился аналитический уровень программ, освещающих культурные, воспитательные, познавательные темы;

• в  традиционных жанрах (интервью, комментарий, обозрение, беседа, репортаж) повысилась роль автора, его активное присутствие, оценки, способы общения с собеседником. Жанровые границы стали более гибкими, подвижными;

• все  заметнее акцент на активное сотрудничество с аудиторией, увеличилось число интерактивных программ. Преобладают формы убеждения;

• эфир диалогизирован. Увеличилось количество и объем разговорных программ;

• значительно повысилась роль ведущего. Он становится настоящим хозяином программы, плодотворно осваивая и время, и речевое пространство передачи. Растет число авторских программ;

• созданы  новые условия работы в эфире: бесцензурность, более мягкий контроль руководства радиоорганизаций, идет расширение  личностного проявления творческих возможностей, что формирует новый тип радиожурналиста;

▪ изменилась тональность общения со слушателями, которая открывает новые возможности психологического воздействия на аудиторию. Расширился диапазон непосредственных форм общения со слушателями. Повысилась эффективность воздействия передач, идущих в прямом эфире, на разные группы аудитории;

▪ расширился выбор программ, рассчитанных на разные интересы, вкусы и пристрастия, благодаря появлению большого числа разнообразных коммерческих радиостанций, работающих в столице и на местах. 

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ О  КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ВЕЩАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ  РАДИО РОССИИ

     

      Хотя в современных теориях утвердилось понимание культуры как совокупности традиций, образцов поведения, способов действий людей, находящих в том числе свою реализацию в создании объектов материальной культуры, мы в анализе «культурных» программ государственного российского радио будем исходить из понимания культуры как совокупности высших достижений человеческого духа и творчества (в искусстве, литературе, музыке и т.д.). Итак, что же мы относим к «культурным» передачам?

     Во-первых, это, естественно, тематические программы о тех или иных видах искусства (музыке, живописи, кино, театре и т.д.) и литературы. Во-вторых, это программы обо всех видах культуры сразу (новости культуры) или о культуре вообще (философские, мировоззренческие передачи и т.д.). В-третьих, это – художественное  вещание, которое прибегает к искусству, художественным (то есть сугубо культурным) средствам выразительности для отображения действительности, постановки вопросов мировоззренческого, или этического характера.

      В соответствии с таким пониманием  все многообразие тематики «культурных» передач на радио, может быть, сведено к следующим основным тематическим группам:

- общекультурные передачи: (интервью с деятелями культуры из разных сфер, новости культуры, культурная афиша);

- «неспецифические» культурные передачи (интервью с деятелями культуры, новости о культуре в обычных выпусках новостей);

- музыкальные передачи;

- литературные передачи;

- передачи о русском языке;

- драматическое художественное вещание (радиоспектакли, радиопьесы);

- передачи о театре;

- передачи о кино;

- художественные передачи, посвященные изобразительному искусству;

- историко-культурные передачи;

- страноведческо-культурные передачи;

- детские передачи о культуре и художественное детское вещание;

- радиоуроки, обучение по радио;

- передачи о религии;

- юмористические и сатирические передачи.

       Для анализа программ о культуре  и художественного вещания на  радио можно предложить  следующую  классификацию основных жанров  радиовещания:

     Информационные радиожанры: - хроникальное радиосообщение (ответ на

триединый вопрос: что, где, когда? без каких-либо оценок и комментариев);

- радиозаметка (фиксация события по месту и времени и оценка этого события); - радиоотчет (отчет о съездах, конференциях, собраниях, заседаниях, фестивалях, встречах, переговорах и т.д.); - радиообзор газет; - информационное радиовыступление с интерпретацией фактов; - радиокомментарий (комментарий радиоведущего или радиокорреспондента с попыткой истолкования фактов); - радиоинтервью (диалог радиоведущего или радиокорреспондента с гостем программы или участником репортажа); - радиорепортаж (репортаж с места события).

     Информационно-публицистические радиожанры: - радиоречь; радиобеседа; радиолекция; - радиообозрение; - радиокомпозиция; - радиозарисовка ; - радиоочерк; - радиорассказ; - радиофельетон.

     Художественные радиожанры: - радиотрансляция концерта, оперы, оперетты, мюзикла, драматического спектакля; - радиомонтаж

спектакля (драматического или музыкального); - художественное чтение (исполнение литературных произведений актерами или самими авторами);- радиоинсценировка – переработка литературного произведения в новую форму, в самоценное произведение радиодраматургии, близкое к своему оригиналу); - радиофильм (историческое произведение радиодраматургии. Биография человека или «биография» события); - радиопьеса (драматические произведения, написанные специально для радио с учетом его специфики).

    Проведем анализ современных каналов культурной направленности на государственном радио России. 

    Главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием по «первой кнопке»  проводного вещания, на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ остается «Радио России». Это многопрофильная радиостанция, на волнах которой звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демографической направленности. Она имеет полноценное информационное, информационно-аналитическое вещание, общественно-политические программы. «Радио России» сумело сохранить лучшее, что было в отечественном радиовещании: культурный и музыкальный пласты, традиции постановочных передач.  Среди его передач культурной направленности хотелось бы отметить некоторые. Среди литературных передач это – радиоспектакли, идущие ежедневно по будням в 12.10 и 17.10, где представлена современная классическая и зарубежная литература в формате сериала (Т. Воробей «Жирафа», В. Пелевин «Жизнь насекомых», Т. Толстая «Кысь»,  А. Геласимов «Жажда», Ю. Олеша «Зависть» и др.). Производство сериалов «Радио России» отмечено национальной премией в области радиовещания «Радиомания-2002» в номинации «Радиособытие года».

       На «Радио России» много музыкальных программ. В его программах звучит классическая музыка (цикл «Опера для публики» Л. Азарха). Борис Гребенщиков в авторской программе «Аэростат» знакомит  массового слушателя с западной и российской альтернативной музыкой, не вписывающейся в нынешний FM-формат.  Для борьбы с засильем попсы в эфире БГ выбрал самое массовое радио страны – «Радио России»: его слышно не только на 1-й кнопке проводного вещания, но и на длинных, средних волнах и УКВ во всех без исключения регионах страны. В «Аэростате» звучит самая разная музыка, начиная с конца 60-х и заканчивая современной японской электроникой. Гребенщиков называет ее «просочившейся сквозь щели» - композиции Янки, «Гражданской обороны», «Animals», Марка Болана и многих других авторов. Кроме того, новоиспеченный ведущий «Радио России» хочет представлять в эфире и никому не известные пока молодые группы из разных, порой весьма отдаленных городов России. В программах Дмитрия Добрынина "Рок-прицел", "Восьмая нота" и "Высокое напряжение" музыканты в открытом разговоре рассказывают о неизвестных страницах своего творчества и представляют песни. А в передаче Алексея Колосова «Когда не хватает джаза» отслеживаются все стили и направления джаза: от Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд до Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и Фрэнка Синатры. Алексей Колосов известен не только как радиоведущий, но и как музыкант. Возможно, именно поэтому столь многогранно представлена музыка в его программе.

Информация о работе Радиовещание в России: история и современность