Особенности формирования имиджа дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
o рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;
o рассмотрение особенностей формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры;
o анализ существующего имиджа предмета исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения
1.1. Имидж образовательного учреждения……………………………………..6
1.2. Основные механизмы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….12
1.3. Специфика создания положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное исследование имиджа МДОУ №1 «Дюймовочка» г. Дигора………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиография…………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Особенности формирования имиджа дошкольного образования.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

     Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов  коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик,  который увеличивает степень  доверия окружения. Для его создания необходимо следующее:

  • разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения; формирование узнаваемого образа на рынке образовательных услуг;
  • рекламная продукция, выпускаемая ДОУ, делающая упор на уникальность предлагаемых ДОУ услуг, подчеркивающая их качество

           Таким образом, выбирая  приоритетные направления деятельности, каждое ДОУ должно опираться на создание элементов своего фирменного стандарта (стиля), рекламу своих идей и наработок.

           Вот некоторые из элементов фирменного стандарта.

     1. Логотип, или фирменный знак. В нем отражено название ДОУ. ОН может быть представлен в следующих вариантах:

    • вывеска на здании;
    • папка для деловых бумаг заведующего;
    • фирменные бланки;
    • календари (на одной стороне месяц, год, на другой - логотип ДОУ);
    • чашка;
    • воздушные шары, используемые на утренниках, вечерах развлечений,  корпоративных вечеринках и т.д.;
    • поздравительные открытки;
    • приглашение;
    • диплом;
    • рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени).

     2. Летопись детского сада книга отзывов для родителей и гостей ДОУ.

     З. Бейдж, или внутренняя карточка педагога, на которой указываются имя, отчество, фамилия педагога, должность.

     4. Газета ДОУ. Название газеты должно соответствовать названию детского сада. Чтобы родители и гости могли полнее ознакомиться с деятельностью учреждения, в газете должны быть примерно такие разделы: «Информационная справка», «Досуг в детском саду», «В гостях у Неболейки», «Ребенок познает мир» и др.

     5. РR – мероприятия: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования.

     6. Публикации о достижениях ДОУ в СМИ.

     7. Визуально подвижные коммуникации: - манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами;

    • формат корпоративных мероприятий;
    • речь сотрудника, отвечающего на телефонный звонок;
    • манера поведения сотрудников  ДОУ в рабочей обстановке и на публике;
    • деловой этикет, профессиональная этика;
    • спикерское искусство;
    • бренд педагога.

     8. Визуально неподвижные коммуникации:

    • печатная символика;
    • внешний вид персонала (одежда, прически, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);
    • рекламные ролики, презентационные фильмы; - корпоративный сайт;
    • внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;
    • место расположения ДОУ.

     9. Фирменный цвет. Он должен сделать дошкольное учреждение узнаваемым. Все необходимые документы выполняются на бумаге именно этого цвета.

     Перечисленные атрибуты формируют фирменный стиль  или внешний имидж дошкольного  учреждения и дают возможность занять свое место на рынке образовательных  услуг [2. с. 57].

     Однако  нужно понимать, что основа всего  – люди, т.е. руководители ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имидж человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией.

     Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким  профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства. (Высокая репутация  руководителя требует индивидуального  стиля руководства.)

     Руководитель  должен находить общий язык с молодыми и пожилыми, детьми и родителям, работниками  разных профессий, людьми разного образования, семейного положения, квалификации, говорить просто, правильно, доступно, уметь не только говорить, но и слушать.

     Важная  составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Особое внимание уделяется улыбке, которая передает массу положительных эмоций. Главное чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

     Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. К его личности всегда предъявлялись высокие требования, так как именно он создает культуру последующих поколений, воспитывает детей и родителей, воспитывает и учит своим поведением, отношением к людям, внешним видом [2. с. 59].

     Имидж педагога - это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников  и родителей. Внешняя привлекательность  педагогов ДОУ важна для более  быстрой адаптации ребенка к  коллективу.

     Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа дошкольное учреждение должно иметь:

  • четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего;
  • уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • разнообразные качественные образовательные услуги;
  • оригинальную систему учебно-воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
  • связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
  • яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
  • систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах [4. с. 40].

     Очень важно для формирования положительного корпоративного имиджа строго соблюдать  соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части. 
 
 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА МДОУ №1 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ДИГОРА 

     В рамках написания данной курсовой работы среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а также родителей воспитанников было проведено экспериментальное исследование, целью которого было выявление степени сформированности имиджа ДОУ. Сроки проведения исследования – с 01.10.2009 по 01.12.2009. Методом исследования был анкетный опрос.

     В рамках исследования сотрудникам МДОУ №1 «Дюймовочка» и родителям воспитанников было предложено дать оценку текущему имиджу организации по 5 – бальной шкале. Соотношение ответов, полученных на данный вопрос, отражено на диаграмме 1.  

 

Диаграмма 1. Оценка текущего имиджа МДОУ №1 «Дюймовочка».

     Как следует из диаграммы 1, наиболее распространёнными оценками, как среди посетителей, так и среди сотрудников являются 3 и 4 балла. Однако при анализе ответов посетителей прослеживается оптимистическая тенденция, поскольку среди их оценок присутствуют и максимальные (15% посетителей (17 чел) оценивают имидж на 5 баллов), анализ ответов сотрудников организации наоборот позволяет выявить скорее пессимистическую тенденцию, поскольку среди них есть минимальные оценки (25% сотрудников (3 чел) оценили имидж на 0 и 1 балл). В среднем родители воспитанников оценивают имидж ДОУ на 3,6 балла, а сотрудники на 2,8 балла.

     Далее родителям воспитанников было предложено ответить на вопрос, что позволяет сделать вывод о положительном имидже ДОУ. Ответы оформлены в виде диаграммы (Приложение 1).

     Как следует из диаграммы 2, наибольшее количество упоминаний получили ответы «высокое качество воспитания и обучения детей» (26%), «положительные оценки со стороны родителей» (24%), «разнообразные досуговые мероприятия» (23%) и «известность ДОУ, её уникальный статус» (21%), «Положительные публикации в районной газете» (6%). Этот факт позволяет сделать вывод о том, что на данный момент МДОУ №1 «Дюймовочка» является одной из наиболее развитых дошкольных учреждений, функционирующих в г. Дигора, что позволяет сделать вывод о положительном имидже организации.

     Следующий вопрос, на который было предложено ответить родителям, касался путей улучшения имиджа ДОУ (Приложение).

     Наиболее  частым по упоминаемости вариантом  ответа стал «лучше освещать деятельность учреждения» (68%), этот ответ был популярен среди всех групп респондентов. Варианты «проводить больше открытых мероприятий» (22%) и «расширить образовательные услуги» (10%).

       Следующий вопрос был направлен  на выявление элементов текущего  имиджа ДОУ, которые требуют доработки. Ответы респондентов оформлены в виде диаграммы (Приложение).

     Как следует из диаграммы, наиболее упоминаемыми стали варианты «информационное освещение» (28%) и «информационные проспекты и буклеты» (28%). Далее с довольно большим разрывом следуют ответы «оформление информационных стендов» (15%) и «корпоративный стиль одежды сотрудников» (12%). Такие варианты ответов как «открытые мероприятия» (8%), «интерьер помещений» (5%) и «логотип ДОУ» (4%) упоминались сравнительно редко.

     Следующий вопрос, на который было предложено ответить респондентам, касался их отношения к размеру родительской платы. Ответы здесь распределились следующим образом (Приложение): чуть больше половины респондентов (51%, 56 чел) считают, что плата вполне приемлемая; 29% (32 чел) опрошенных считают плату высокой; 20% (22 чел) ответили, что плата является необоснованно высокой. Вариант ответа «низкая плата» респондентами не выбирался. Таким образом, около половины респондентов удовлетворены размеров родительской платы, однако, другая половина считает её высокой – обоснованно или необоснованно.

     Следующий вопрос, адресованный респондентам, касался  того, какие ассоциации вызывает у  ДОУ. Были получены следующие варианты ответов:  

 

     Диаграмма 2. Ассоциации, вызываемые Калужским Домом музыки.

     Таким образом, наиболее часто респондентами  указывались варианты ответов «известный» (26%), «элитный» (19%), «стильный» (19%), «доступный» (15%). Такие варианты ответов как «неизвестный», «хрупкий», «тёмный», «безвкусный» респондентами практически не отмечались, что позволяет сделать вывод о существовании положительной тенденции восприятия МДОУ №1 среди родителей.

     Подводя итоги анкетирования, следует сказать, что родители воспитанников МДОУ №1 «Дюймовочка» оценивают текущий имидж учреждения на 3,6 балла, при этом в качестве способа его улучшения предлагая более активное освещение деятельности учреждения, а также увеличение количества проводимых открытых мероприятий и расширение образовательных услуг. Также в процессе исследования была выявлена позитивная тенденция восприятия и оценки МДОУ №1 его посетителями, что может рассматриваться как хорошая отправная точка для целенаправленного формирования положительного образа дошкольного образовательного учреждения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Устойчивый  позитивный имидж дошкольного учреждения на современном этапе рассматривается  как важнейший компонент методического  продукта ДОУ и дополнительный ресурс управления,  ресурс образовательного учреждения. Чтобы быть конкурентоспособным  сегментом рынка, предлагающим качественные образовательные услуги дошкольное учреждение должно иметь устойчивый позитивный имидж.

Информация о работе Особенности формирования имиджа дошкольного образования