Для
того чтобы то или иное образовательное
учреждение было привлекательным, имело
свой неповторимый уже сложившийся или
складывающийся образ, оно должно иметь:
- четко определенные
приоритеты, собственную философию, свое
видение будущего, сформулированное в
миссии школы;
- уникальную,
неповторимую, особую систему ценностей,
обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую
школьной культурой;
- разнообразные
и качественные образовательные услуги;
- оригинальную
систему воспитательной работы, включая
наличие и функционирование детских и
юношеских организаций, развитие творческих
способностей, совершенствование психических
функций и уровня воспитанности учащихся,
формирование здорового образа жизни;
- связи с учреждениями
дополнительного образования, высшими
учебными заведениями, различными социальными
институтами;
- яркие, узнаваемые,
своевременно обновляемые информационные
материалы, предназначенные для внешнего
представления;
- систему целевой
подачи информации потребителям о своем
потенциале, успехах и предлагаемых образовательных
услугах.
Основными
методами формирования имиджа образовательного
учреждения являются: эффективные PR-мероприятия
(дни открытых дверей, презентации и выставки
образовательных услуг, публикации в СМИ
и т.д.); благоустройство здания и территории
школы; повышение педагогической культуры
коллектива и всего персонала школы [9.
с. 189].
Сформированный
позитивный имидж образовательного учреждения
позволит решить ряд задач:
- повысить
привлекательность школы, в первую очередь,
для родителей, учащихся и персонала,
- повысить
эффективность мероприятий по информированию
населения относительно новых образовательных
услуг,
- облегчить
процесс введения новых образовательных
услуг,
- повысить
уровень организационной культуры,
- способствовать
улучшению социально-психологического
микроклимата в коллективе [9. с. 189].
В
результате выработанный благоприятный
имидж образовательного учреждения может
стать своеобразным мерилом степени развития
всего учреждения, оценки перспективности
его начинаний, зрелости и профессионализма
всего коллектива, методической работы
в школе.
1.2. Основные
механизмы формирования имиджа дошкольного
образовательного учреждения
Детский
сад – это открытая социально-педагогическая
система, которая активно взаимодействует
с родителями воспитанников, социумом.
Проблема ее внешнего представления
существовала всегда, но в современных
социокультурных условиях она проявляется
более отчетливо. Связано это, с
нашей точки зрения, во-первых, с
процессами становления и развития
разных видов МДОУ, имеющих различные
направления деятельности, стремящихся
к максимальному раскрытию личности
ребенка, но работающих по разным программам
дошкольного образования, реализующих
свои цели различными методами и средствами
в неодинаковых условиях. Во-вторых,
современные исследования показывают,
что цель, содержание, результаты инновационных
процессов, отдельных педагогических
новшеств не всегда понятны родителям,
а их ожидания, сформированные на основе
общего представления о МДОУ
у потенциальных потребителей образовательных
услуг, не всегда соотносятся с тем,
что они и их дети реально получают
[6. с. 36].
В
связи с этим возникает необходимость
формирования имиджа образовательного
учреждения.
Под
имиджем дошкольного образовательного
учреждения мы понимаем сложившийся
в массовом сознании эмоционально окрашенный
образ, определяемый соотношением между
различными сторонами его деятельности
и транслируемый во внешнюю среду.
Целью
создания имиджа является повышение
конкурентоспособности, привлечение
инвестиций, установление и расширение
партнерских связей.
Под
формированием имиджа образовательного
учреждения понимают процесс, в ходе которого
создается некий спланированный образ
на основе имеющихся ресурсов.
Основными
факторами, которые формируют имидж образовательного
учреждения являются:
- стаж и опыт
работы в сфере образования;
- известность
в профессиональных кругах и среди общественности;
- репутация
руководителя МДОУ, профессионализм руководства;
- перспективы
профессионального развития образовательного
учреждения;
- востребованность
выпускников школами города, уровень их
достижений;
- отношение
сотрудников МДОУ к воспитанникам;
- уровень профессионализма,
известности педагогов, их требовательность;
- мнение воспитанников
и их родителей об организации образовательного
процесса, уровне обучения и воспитания;
- территориальное
местонахождение, внешнее и внутренне
оформление заведения;
- профессионализм
работы руководства со средствами массовой
информации в продвижении своих услуг;
- открытость
и интегрированность МДОУ. [6. с. 46].
Какова
же должна быть последовательность создания
имиджа?
- Определение
реальных характеристик МДОУ – выделение
всех его достоинств и недостатков.
- Выделение
типичного круга потребителей, то есть
определенного сегмента на рынке образовательных
услуг.
- Выделение
достоинств, важных для типичных клиентов.
- Формирование
социальных характеристик МДОУ, которые
привносятся самой организацией в общественное
мнение. В конечном счете, это приводит
к формулированию миссии детского сада.
Проблема
формирования имиджа детского сада относится
к области управления МДОУ и, как
любое управленческое нововведение,
содержит мотивационно-целевой, содержательный
и технологический компоненты.
Мотивационно-целевой
компонент включает изучение потребностей
всех субъектов педагогической практики
в формировании имиджа МДОУ, как внутри,
так и за ее пределами; психологическую
готовность к участию в предстоящей работе;
изучение имеющегося опыта; определение
цели и задач данного управленческого
новшества, результатов его внедрения;
Содержательный
компонент раскрывает сущность понятия
«имидж образовательного учреждения»,
его структурные элементы, их характеристику,
критерии отбора содержания информационных
материалов и их оформления;
Технологический
компонент предполагает последовательность
этапов реализации данного новшества,
технологическую готовность субъектов
деятельности, выработку рекомендаций
по его использованию [6. с. 39].
Построение
имиджа образовательного учреждения –
как эмоционально окрашенного образа
МДОУ, часто сознательно сформированного,
обладающего целенаправленно заданными
характеристиками и призванного
оказывать психологическое влияние
определенной направленности на конкретные
группы социума предполагает решение
ряда задач:
- изучение
общественного мнения внутри детского
сада с целью выяснения удовлетворенности
дошкольным образовательным учреждением
со стороны воспитателей, воспитанников,
их родителей;
- распространение
новостей, связанных с развитием инновационных
процессов – процессов разработки, внедрения
и использования педагогических новшеств.
При этом представление инновационных
процессов может выступать как характеристика
жизнедеятельности МДОУ и, при сравнительном
анализе, как преимущество данного МДОУ
перед другими;
- обеспечение
освещения событий деятельности
детского сада - установление эффективной
обратной связи с внешней средой. Решение
данной задачи есть реализация одного
из постулатов формирования общественного
мнения: «мнение больше определяется событиями»,
чем словами;
- разработка
информационного материала, который должен
быть доступен, понятен, отражать позитивные
перемены в жизни МДОУ, демонстрировать
достижения, полученные в процессе перемен.
Исследования,
анализ литературы, наблюдения, беседы
с руководителями дошкольных образовательных
учреждений, представителями органов
управления образованием, родителями
показывают, что значимой характеристикой
современного МДОУ выступает уже
сложившийся или складывающийся
его образ, основу которого составляют:
- Миссия ДОУ,
его приоритеты.
- Культура
ДОУ – уникальная, неповторимая, особая
система ценностей, обычаев, традиций,
стилей поведения конкретного детского
сада.
- Виды и качество
образовательных услуг данного ДОУ.
- Связи
ДОУ со школами города, различными социальными
институтами, высшими учебными заведениями
и т.д.
- Вклад
ДОУ в развитие и подготовку детей
к школе; в развитие их воспитанности;
в развитие психических функций, творческих
способностей; в формирование здорового
образа жизни [4. с. 45].
При
разработке презентационных материалов,
программ по созданию имиджа внутри образовательного
учреждения важно четко определить
их целевое назначение: для кого
разрабатываются эти документы,
являются ли они частью общего по МДОУ
плана, выступают как одна из форм
планирования, носят ли внешний информационный
характер, на какую группу лиц рассчитаны.
Ведущими
компонентами имиджа дошкольного образовательного
учреждения являются:
- для воспитанников
и их родителей – образы воспитателя группы,
музыкального руководителя, инструктора
по физкультуре, заведующей;
- для родителей
с высшим образованием – представление
о качестве образования, стиле работы
ДОУ;
- для родителей
детей с ослабленным здоровьем – комфортность
детского сада среды;
- для родителей
детей, имеющих особые образовательные
потребности, наличие компенсирующих
групп разных направлений.
В
последние годы много говорят
и пишут о том, как представить
уникальность образовательного заведения,
особенности его жизнедеятельности.
Частично это решается через разработку
и документальное оформление Концепций,
«Образовательных программ», «Программ
развития» МДОУ. Однако они, по-нашему
мнению, необходимое, но не достаточное
условие формирования внешнего информационного
поля детского сада как открытой социально-педагогической
системы для потенциальных заказчиков
и потребителей образовательных
услуг.
В
связи с этим появляется необходимость
разработки оригинальных, индивидуализированных
информационных документов для каждого
дошкольного образовательного учреждения
[4. с. 47].
Примером
подобного рода материалов могут
стать рекламные проспекты, информационные
бюллетени, листовки, информационные письма,
буклеты, раскрывающие особенности
направлений образовательной практики
учебного заведения, атрибутивные имиджевые
характеристики МДОУ: логотипы, лозунги,
девизы, полиграфические константы,
печатная продукция, игровой, дидактический
материал, используемый в работе МДОУ
и т.д.
1.3. Специфика
создания положительного имиджа
дошкольного образовательного учреждения
Имидж
ДОУ – эмоционально окрашенный образ
образовательного учреждения, часто сознательно
сформированный, обладающий целенаправленно
заданными характеристиками и призванный
оказывать психологическое влияние определенной
направленности на конкретные группы
социума.
Необходимость
формирования имиджа ДОУ определяется
следующими причинами:
- во-первых,
сложная демографическая ситуация (особенно
в малых северных городах) усиливает конкуренцию
среди ДОУ одной территории в борьбе за
набор детей;
- во-вторых,
сильный позитивный имидж облегчает доступ
ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым,
информационным, человеческим и т.д.;
- в-третьих,
имея сформированный позитивный имидж,
ДОУ при прочих равных условиях становится
более привлекательным для педагогов,
так как предстает способным в большей
степени обеспечить стабильность, удовлетворенность
трудом и профессиональное развитие;
- в-четвертых,
устойчивый позитивный имидж дает эффект
приобретения ДОУ определенной силы в
том смысле, что создает залог доверия
ко всему происходящему в стенах учреждения,
в том числе инновационным процессам [2.
с. 55].
ДОУ,
как и любые другие организации,
проходит в течение своей жизнедеятельности
четыре этапа: формирование; утверждение
на определенных позициях; инновационная
деятельность; трансформация, приводящая
либо к отмиранию, либо к очередному
инновационному витку.
Очевидно,
что каждому этапу должна соответствовать
своя имиджевая политика, как внешняя,
так и внутренняя.