Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа
Предмет: массовое сознание.
Цель: теоретически проанализировать деятельность массовой коммуникации и выявить роль массового сознания.
Задачи: 1) обосновать сущность массовой коммуникации; 2) описать особенности деятельности массовой коммуникации; 3) раскрыть сущность массового сознания; 4) выявить роль массового сознания в массовой коммуникации; 5) описать психологические эффекты массовой коммуникации; 6) разработать рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности массовой коммуникации…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность массовой коммуникации……………………………..…5
1.2. Особенности деятельности массовой коммуникации……………13
1.3. Сущность массового сознания…………………………………….16
Глава 2. Массовое сознание как индикатор успеха массовой коммуникации…………………………………………………………………..18
2.1. Роль массового сознания в массовой коммуникации………….…18
2.2. Психологические эффекты массовой коммуникации……………..21
2.3. Рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….32
Список источников……………………………………………………….34
В феномене массовой культуры можно выделить ее социокультурные функции: развлекательную, социализирующую и идеологическую. Реализация идеологической функции заключается в предоставлении «массовому человеку» понятных для него и нужных для идеологизаторов схем интерпретации и объяснения всего происходящего в обществе, схем выводов и принятия решений, организационных проектов и планов действий. В обществе постоянно происходит борьба за массы институциональными средствами; особенно велика роль государства, манипулирующего сознанием широких масс, тем более что последние охотно поддаются идеологизированному влиянию.
Глава 2. Массовое сознание как индикатор успеха массовой коммуникации
2.1.
Роль массового
сознания в массовой
коммуникации
Одной
из важнейших социально-
Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами. Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, если он затем продолжается во вторичных процессах. К примеру, рассказ о вылитом Жириновским стакане сока распространялся более активно, чем сам первичный процесс. Кстати, вся поп-культура покоится на приоритетности вторичных процессов[23].
Человек по-разному ведет себя, когда он находится один и когда он в массе. Человек в массе становится чувствительнее к воздействию, поскольку происходит выравнивание его чувств и заражение общей для толпы эмоцией.
Московичи С. смотрит на эту же проблему массового воздействия сквозь средства массовой коммуникации. Масс-медиа не действуют на отдельного человека прямо, а идут сквозь первичные группы соседей, семьи, друзей, обсуждение с которыми окончательно меняет мнение человека. Однако масс-медиа по мере своего развития вытесняют дискуссионные кружки и беседы, оставляя человека один на один с газетой или телевидением. “Устроить овацию, освистать, опровергнуть или поправить, дать реплику на газетную колонку, на изображение, которое появляется на экране, или голос по радио — все это становится невозможным. Отныне мы находимся пассивно в их власти. Мы — в их распоряжении, подчиненные власти печатного слова или экранного изображения. Тем более, что изоляция читателя, слушателя или телезрителя не позволяет ему узнать, как много людей разделяет или нет его мнения”[22]. В любом случае массовое воздействие возможно только с опорой на массовое, а не индивидуальное сознание.
Двадцатый век был переломным в деле манипуляции общественным сознанием. Сложилась наука, которая занималась этой проблемой, — социальная психология, один из краеугольных камней которой заложил Лебон Г. в своем учении о толпе. «Психология масс … бросает свет на множество исторических и экономических фактов, которые без нее были бы совершенно необъяснимы. … Итак, изучение психологии толпы представляется желательным с практической точки зрения, но если бы даже оно представляло исключительно только теоретический интерес, то и в таком случае заслуживало бы внимания» [17].
Кара-Мурза С., Телегин С., Александров А., Мурашкин М. относят прогресс в области изучения общественного сознания не только к заслугам социальной психологии, но и к появлению новых технических возможностей, политических и культурных тенденций [18].
Возникли
новые технологические
Особенностью политической жизни конца ХХ века стало освоение политиками и даже учеными уголовного мышления в его крайнем выражении «беспредела» — мышления с полным нарушением и смешением всех норм. Всего за несколько последних лет мы видели в разных частях мира заговоры и интриги немыслимой конфигурации, многослойные и «отрицающие» друг друга. Мы видим резкое ослабление национального государства, одного из важнейших творений эпохи Просвещения. Едва ли не главным признаком этого ослабления является приватизация насилия - использование и морального, и физического насилия негосударственными структурами и коллективами (политическими и преступными). Зачастую уже государство втягивается как один из актеров в политические спектакли с применением насилия, поставленные теневыми режиссерами (как в случае терроризма).
Все это вместе означало переход в новую эру — постмодерн, с совершенно новыми, непривычными этическими и эстетическими нормами. Один из философов постмодернизма Козловски сказал: “Эпоха постмодерна представляет собой время, которое остается людям, чтобы стать достойными гибели”[19]. Политике не стоит труда организация большого спектакля, сильно бьющего по чувствам масс. Например, Гаити, где неожиданно устроили показательное избиение генералов, отличников боевой и политической подготовки академий США, которые всю жизнь точно выполняли то, что им приказывали начальники. Вдруг и к ним пришла перестройка — морская пехота США приехала устанавливать демократию и послала ту же уголовную толпу, что раньше забивала палками либеральных демократов, теми же палками забивать родню генералов[18].
Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. Пол Кеннеди констатирует:
"Правительствам
авторитарных государств
Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более значительной степени, чем это было ранее. Поскольку время изменило не столько суть информации, сколько интенсивность воздействия, поменяло контексты применения (например, личное стало общественным, как это имеет место в случае поп-звезд или государственных деятелей).
Уже
Р. Никсон считал, что доллар, вложенный
в пропаганду, важнее десяти долларов,
вложенных в вооружение, поскольку он
начинает работать сразу же. Это подчеркнул
в своей книге "Информационно-аналитическая
работа в загранучреждениях" (М., 1996)
проф. Н. Леонов (МГИМО). При этом в качестве
целей может выступать как массовое сознание,
так и сознание индивидуальное, когда,
например, могут относиться специальные
методы дистанционного воздействия на
какого-нибудь лидера. Сюда можно отнести
размещение в разных источниках одного
типа сообщения для придания ему большей
достоверности, когда оно попадает в центр
принятия решений[20].
2.2.
Психологические
эффекты массовой
коммуникации
Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, наоборот, крайне негативного свойства по отношению к телевидению - ведущему средству массовой коммуникации, порождающему наиболее заметные ее эффекты.
“Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”. Нимб, как известно, - это светящийся круг, изображаемый вокруг головы Бога, его апостолов или просто святых и великомучеников. Обычно под словами “эффект ореола” в современной массовой коммуникации понимается то “голубое свечение”, которым отличаются телеэкраны и которое как бы передается наиболее часто мелькающим на телеэкране персонам. В традиционной социальной психологии под «ореолом» понимается распространение авторитета, популярности от конкретного лидера или же какого-то обобщенного символа на их наиболее доверенных последователей и сторонников.
Из повседневной жизни известно: человек, узнаваемый внешне по его частым появлениям на телеэкране, неизбежно воспринимается простыми людьми как «начальник» или «звезда». Даже затратив значительные усилия, обычную аудиторию бывает просто невозможно переубедить в этом. Причина такого восприятия заключается в том, что массовая коммуникация действительно является массовой не только в чисто количественном, но и в качественном смысле.
“Эффект бумеранга”, наблюдающийся главным образом в психологии эффект, заключающийся в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Как правило, «эффект бумеранга» возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер, если субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию и т.п.
Еще Ю.А. Шерковин рассматривал «эффект бумеранга» как дисфункциональный эффект плохой пропаганды. Он писал о фактах накопления пропагандистского влияния и наличии предела насыщения человека информацией. Выход за этот предел дает негативные результаты. Современный человек, явно «перекормленный» однообразной информацией, способен на восстание против своего вождя, шамана или даже Бога.
Современный «эффект бумеранга» проявляется в том, что масса зрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии в социологических опросах и, наконец, откровенно бунтовать, тайно голосуя против него на выборах.
Часто
информационная передозировка в
коммуникационных процессах вызывает
действие особого рода защитных социально-психологических
механизмов - так называемых «сопутствующих
факторов на службе усиления» или
«барьеров перед коммуникацией»
Телевизионные бумеранги стали уже достаточно распространенным явлением. С умножением числа телеканалов их суггестивное влияние будет падать и дальше. Уже в ближайшее десятилетие можно прогнозировать если не окончательный, то, по крайней мере, частичный закат эффективности телесуггестии. Однако свобода долгой не бывает. На смену телевидению стремительно идет Интернет. Равенство в обладании телеприемниками скоро сменится равенством в массовом доступе к всемирной паутине. Так возникает новое, еще более эффективное средство воздействия на психику. Персональный компьютер с выходом в Интернет будет, пожалуй, посильнее, чем телешаманы ХХ века.
«Эффект края» - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Установлен немецким психологом Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями многих психологов. «Эффект края» проявляется как непосредственным, при так и отсроченном воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия процессов внутреннего торможения, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его. В современных исследованиях «Эффект края» изучается как эффект первичности и эффект недавности.
«Эффект недавности» - увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда. “Эффект недавности” (известный больше как эффект новизны) изучается при восприятии людьми друг друга и заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем, тогда как оп отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.
«Эффект
первичности» - изучается при восприятии
людьми друг друга и касается значимости
определенного порядка
2.3.
Рекомендации специалисту
по воздействию
на массовое сознание
Как мы уже выяснили, массовое сознание играет большую роль в деятельности массовой коммуникации и последнее время изучению влияния коммуникации на массовое сознание уделяется много внимания. Также мы знаем, что массовое сознание основывается на базовых человеческих установках, объединяющих отдельных людей в толпу, и, наоборот, в толпе происходит формирование и укрепление обыденных схем поведения.
Именно от таких типичных представлений толпы стоит отталкиваться, когда мы хотим воздействовать на массу при помощи коммуникации.
Совет
первый. Для достижения наибольшего
успеха манипуляция должна оставаться
незаметной. Успех манипуляции
Информация о работе Массовое сознание и его роль в деятельности массовой коммуникации