Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа
Предмет: массовое сознание.
Цель: теоретически проанализировать деятельность массовой коммуникации и выявить роль массового сознания.
Задачи: 1) обосновать сущность массовой коммуникации; 2) описать особенности деятельности массовой коммуникации; 3) раскрыть сущность массового сознания; 4) выявить роль массового сознания в массовой коммуникации; 5) описать психологические эффекты массовой коммуникации; 6) разработать рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы деятельности массовой коммуникации…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность массовой коммуникации……………………………..…5
1.2. Особенности деятельности массовой коммуникации……………13
1.3. Сущность массового сознания…………………………………….16
Глава 2. Массовое сознание как индикатор успеха массовой коммуникации…………………………………………………………………..18
2.1. Роль массового сознания в массовой коммуникации………….…18
2.2. Психологические эффекты массовой коммуникации……………..21
2.3. Рекомендации специалисту по воздействию на массовое сознание………………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………….32
Список источников……………………………………………………….34
2) Управление — такое действие, когда коммуникант рассматривает того, на кого направлена коммуникация, как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управленческий монолог может быть: в форме приказа; в форме внушения, когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.
3) Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, при котором участники коммуникации относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим информацией. Между ними складывается субъект — субъектное отношение. Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, поочередно выступающих в роли коммуникатора. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться спустя некоторое время.
П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовую коммуникацию в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому если обобщить их суждения о массовой коммуникации и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что она представляет собой поток коммуникативных действий с целью:
1) информирования;
2) присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;
3) укрепления социальных норм;
4) наркотизации социума. «То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию»[8].
Позднее теория коммуникации рассматривается с точки зрения прикладного значения, создаются соответствующие модели, призванные объяснить процессы в резко развившихся технических системах с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Хабермаса Ю.). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Шеннона К. (математическая) и Винера Н. (кибернетическая).
Схема коммуникации по Шеннону К.:
Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы – с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением[9].
В модели Винера Н. самым важным ее компонентом является положение об обратной связи. Он особо рассматривает функционирование социальной информации. В группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет активного информационного обмена. В случае эффективной социальной организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума[10].
Таким
образом, стандартная модель массовой
коммуникации, принятая большинством
исследователей, состоит из следующих
элементов:
Из
такой организации
1) проблема объективности в передаче фактов и сообщений и субъективности их трактовки коммуникатором;
2) проблема общественного мнения и нравственной индивидуальной позиции коммуникатора.
Это важно по причине того, насколько достоверно познание, насколько приближает оно нас к истине. Философы, занимавшиеся данной проблематикой, как в прошлом, так и в настоящем, подчеркивают, что коммуникативная деятельность развертывается не только в субъектно-объектном отношении, но и в социально-психологическом – «личность-общество». Отношения «субъект-объект» могут быть двух типов: материально-практическое (реальное преобразование объекта) и духовно-практическое (отражение объекта в сознании субъекта). Отражение включает в себя и само познание, и оценку объекта.
Любая коммуникация предполагает определенного рода реакцию со стороны аудитории. Хотя человека, пользующегося СМИ, особенно телезрителя, часто характеризуют как крайне пассивного, бездумно впитывающего в себя содержание программы, такая картина далеко не точна.
Воздействие конкретной программы зависит не только от ее содержания, но и от представлений и прошлого опыта телезрителя.
Следует принимать во внимание и то, в какой обстановке происходит потребление продукции СМИ. Смотреть телевизор или слушать радио можно в одиночку или небольшими группами. Чтение же газет или журналов, как правило, хотя и не всегда, индивидуальное занятие. На характер потребления продукции СМИ сильно влияет социальная ситуация зрителя, слушателя или читателя и то, какова его реакция. Телевидение может либо способствовать гармонии и согласию внутри семьи, либо стать разделительным барьером – все зависит от того, как его использовать [4].
1.2.
Особенности деятельности
массовой коммуникации
Более
подробно остановимся на анализе
деятельности массовой коммуникации
через средства массовой информации.
СМИ являются одним из важнейших
институтов современного общества. Они
выполняют многообразные
Американский исследователь Харрис Р. описывает черты коммуникации, ставшей массовой[4].
Во-первых, аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и гетерогенна. Информация может быть адресована отдельным зрителям, слушателям, читателям или даже группам людей, но точность адресации ограничена.
Во-вторых, источниками коммуникации являются определенные институты и организации. Некоторые, например телевизионные сети, газетные концерны и телеграфные агентства или конгломераты, которые владеют этими предприятиями, находятся в числе самых крупных и богатых частных корпораций.
В-третьих, и, возможно, этот пункт наиболее важен, основная экономическая функция большинства СМИ – привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей. В США реклама тем или иным образом окупает значительный процент расходов владельцев газет и журналов, местных теле- и радиостанций и коммерческих телевизионных сетей, подобных CBS, NBS, ABC и Fox; даже национальные и субсидируемые государством телесети, такие, как Общественная служба телевещания (Public Broadcasting Service, PBS), Канадская телерадиовещательная корпорация (СВС) или ВВС, не ограждены от давления со стороны коммерсантов.
Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические процессы[12]:
1) Интерес, подpажание, например, в соотношении условий и образа жизни коммуникантов;
2) Формирование ценностей, неявно присутствующих в масс-коммуникативных процессах, котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание;
3) Идентификация, означающая эмоциональное и смысловое отождествление потребностной сферы человека в соответствии с поступающей извне информацией;
4) Восприятие, понимание, переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ и т.д.;
5) Убеждающее воздействие аудитории коммуникантом (СМК);
6) Формирование интересов и стереотипов массового сознания через установки;
7) Создание коммуникатором (СМК) условий для реализации феноменов подражания и заражения в массовых проявлениях;
8) Формирование слухов с определенными целями;
9) Мотивация и активизация творческого мышления в группе (корпоративной среде).
Целью коммуникатора является воздействие на представления получателя. Коммуникатор создает конкретное сообщение для конкретного получателя, рассчитанное на данный конкретный момент, на данное конкретное место, на данный конкретный контекст. Центральным в этой цепочке становится понятие релевантности для конкретного индивидуума.
Однако
развитие коммуникаций в современном
обществе включает в себя и такие
пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация
не только пеpедается, но и искажается,
может самопpоизвольно
Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непpедсказуемость своих эффектов. В современных условиях (свобода слова, пpаво каждого на получение и pаспpостpанение информации и т.д.) возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, если соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонапpавленный хаpактеp. Многовекторность массовой коммуникации предполагает передачу инфоpмации от одного активного источника (коммуникатоpа) к различным, не связанным друг с другом pеципиентам. Реципиенты, принимая информацию, переживают некоторую рефлексию, а иногда даже становятся активными коммуникаторами, распространяя полученную информацию, руководствуясь интересом, модой, и т.д. [12].
На Западе массовая коммуникация исследуется с девятнадцатого века в единстве социальных, психологических и других аспектов ее воздействия на человека и общество. Наиболее интересны исследования социологии и психологии публичного восприятия при формировании посредством средств массовой коммуникации коллективных представлений, способных интегрировать индивидов как членов массовых аудиторий через сообщение им чувства солидарности друг с другом.
Таким
образом, мы сталкиваемся с тем, что
понимание механизма воздействия массовой
коммуникации на аудиторию невозможно
без объяснения понятия массового сознания
и его специфики.
1.3. Сущность
массового сознания
Массовое (общественное) сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни[13].
Первым
в советской философии и
1)
статистический характер
2) стохастическая (вероятностная) природа общности, находящая выражение в том, что "вхождение" в нее индивидов носит случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается "размытыми", границами, неопределенным количественным и качественным составом;
3)
ситуативный характер
4)
выраженная гетерогенность
Массовое сознание не тождественно сумме индивидуальных сознаний ей элементов, оно требует особого подхода и имеет свои законы развития. Наиболее ярко массовое сознание проявляется в общественно значимых проблемных ситуациях как однотипная реакция многих.
Обобщая взгляды, настроения и привычки группы людей, общественное сознание формирует массовую культуру. Основой феномена «массовой культуры» являются объективные характеристики сознания «человека массы» X. Ортега-и-Гассета: стремление упрощать, сводить к обыденным схемам поведения любые явления и действия; стремление быть «похожим на всех» ради чувства социальной защищенности; стремление объяснять все проблемы чьим-то враждебным отношением и т.п. Массовая культура является основным средством воспроизводства общественного сознания[16].
Информация о работе Массовое сознание и его роль в деятельности массовой коммуникации