Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:07, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является изучение методов социологических исследований как таковых, и доказательство важности использования этих методов в PR−деятельности. Задачи курсовой работы автора:
1. проанализировать классификации социологических методов
2. изучить методы социологических исследований:
а) суть метода
б) процедура проведения исследования
в) разновидности методов
г) достоинства/недостатки тех или иных исследований
д) применение в PR
3) провести исследование в компании ОАО «КАО».
а) фокус-группа. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме. [ 12, с.150] Как правило, такое интервью происходит за «круглым столом»: участники должны видеть друг друга и модератора. Оптимальное время обсуждения: 1 час- 1 час 20 минут. Вся процедура записывается с помощью аудио- или видеотехники ( это важно, так как модератор участвует в обсуждении и не может записывать полученную информацию, кроме того, такая техника позволяет фиксировать не только вербальную, но и невербальную информацию, показывающую отношение участников фокус-группы к обсуждаемому вопросу). Чаще всего, процедура такого интервью предполагает наблюдение за ним со стороны заказчика. Такое наблюдение позволяет представителям заказчика вмешиваться в ход интервью, для того чтобы получить более детальную информацию по вдруг всплывшим, неожиданным, но важным для него аспектам обсуждаемой темы. Главная процедурная задача модератора так руководить дискуссией, чтобы умерять повышенную активность одних участников и, напротив, вытаскивать для обсуждения, побуждать говорить молчаливых и застенчивых. [ 1, с.296-297]
б) метод БОУ. Это быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума. Этот метод следует применять, во-первых, не во всех случаях исследовательской практики, а только при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп (смей, трудового коллектива, пенсионеров определенного микрорайона и др.), во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем, в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которой они являются. [2, с.224]
в)
«проблемное колесо».
Этот метод позволяет выяснить реальные
причины возникновения трудностей общественного
и личностно-индивидуального развития,
осмыслить возможности их решения, наметить
меры профилактики социальных аномалий.
Технология характеризуемого метода существенным
образом зависит от того, проблемы какого
социального субъекта и в контексте какой
научной дисциплины изучаются. Первый
этап имеет предварительный характер.
Он предполагает изучение содержания,
характера и остроты проблем, испытываемых
изучаемой группой людей. Эти проблемы
могут быть выявлены путем анкетирования,
телефонного опроса и др. Итогом первого
этапа является определение наиболее
важной и актуальной потребности изучаемого
субъекта, удовлетворение которой явно
затруднено. Второй
этап состоит из нескольких последовательно
осуществляемых исследовательских шагов.
Суть первого шага – выяснение и ранжирование
ответов людей, представляющих изучаемый
субъект, на вопрос : «Почему возникла
та проблема, которая предстает важной,
актуальной и трудно решаемой?» Результатом
первого шага выступает определение первого
круга проблем. Второй
шаг делается для выявления второго
круга проблем. Для этого вновь задается
вопрос «почему», но уже в отношении каждой
из выявленных в первом круге причин, осмысливаемых
как отдельные проблемы. Третий
шаг устанавливает третий круг проблем
исследуемого микросоциума, производных
от каждой проблемы второго круга. Аналогично
делаются четвертый, пятый и последующие
шаги. Третий этап исследования –
оценка выявленных проблем всех кругов
в контексте реальности их решения. Второй
и третий этапы сопровождаются вычеркиванием
каждым исследователем особой картограммы
– схематичного изображения кругов проблем.
Четвертый этап призван решить две следующие
задачи: во-первых, разработку согласованной
всеми исследователями картограммы кругов
проблем; во-вторых, определение в этой
картограмме проблем, которые 1) следует
принять как данность, не зависящую от
изучаемого субъекта; 2) можно и должно
контролировать; 3) на которые субъект
может влиять. Пятый
этап – итоговая аналитическая работа
исследовательской группы, разработка
ею системы практических рекомендаций
по решению проблем обследованного микросоциум.
[2, с. 237,238]
Метод | Суть метода | Достоинства | Недостатки | Применимость в PR |
Метод наблюдения |
Непосредственное наблюдение исследователя за действиями участников событий; фиксирование уведенного и услышанного | позволяет фиксировать
события и особенности |
невозможность проведения повторного наблюдения. Наблюдаемые объекты подвергаются воздействию со стороны множества условий и факторов, что приводит к их изменениям | 1)Исследование
отношения сотрудников к нововведениям,
предлагая разные способы решения производственных
задач.
2)Исследование системы организации |
Метод опроса |
В зависимости от вида опроса. В целом коммуникация происходит по схеме «вопрос-ответ». | Эффективность; экономичность | Информация, полученная с помощью метода опроса, не отличается абсолютной надежностью и достоверностью | 1) Выяснение отношения
общественности к деятельности организации
2) Выяснение уровня известности торговой марки |
Метод анализа документов |
Анализирование любой информации, зафиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке | Экономичность;
Возможность сформировать динамическую картину высказываний, мнений, реакций и общественных стереотипов. |
Hе дает возможность получить субъективную и поведенческую информацию | 1) Проверка эффективности работы со СМИ 2) Анализ публикаций
в СМИ |
Метод эксперимента |
Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора на интересую-щую исследователя переменную | -можно получить
субъективную и поведенческую
информацию
- дает возможность изучить явления в динамике, в движении. |
-проблема внутренней
обоснованности
-проблема внешней
обоснованности |
|
Выводы к гл. 1. 1. Существует
множество классификаций -количественные и качественные; -первичные и вторичные; -формальные и неформальные; -кабинетные и полевые; -описательные и аналитические. 2. В основе
любой классификации лежит 3. Каждый социологический
метод можно рассмотреть с
точки зрения любой 4. Некоторые
качественные методы включают
в себя определенные 4. Автор выбрал
классификацию, согласно |
Глава
II. Практическая часть.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»
(«КАО») была создана в 1998 году в соответствии
с постановлением Правительства РФ в рамках
федеральной целевой программы реструктуризации
и конверсии оборонной промышленности,
которой предусматривалось создание интегрированных
структур в ОПК. В то время «КАО» являлась
единственной сформированной и зарегистрированной
интегрированной структурой.
Сегодня ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое
оборудование» переходит к завершающему
этапу своего формирования. В её состав
должно войти около 30 предприятий. Сотрудничество
этих предприятий позволило «КАО» занять
ведущее место в отечественном авиастроении:
по итогам 2002 года корпорация стала вторым
авиационным объединением по объёму продаж
и прибылей и занимает 60 % российского
рынка авиаприборостроения.
Интегрированная структура, каковой является
на сегодняшний день «КАО», продолжает
динамично развиваться. Советом директоров
корпорации принята программа развития
на 2003—2004 годы, в которой предусмотрено
создание ряда научно-производственных
объединений (НПО) по отраслевому принципу.
Кроме того, в мае 2002 года в составе «КАО»
был создан Российский центр авиационного
тренажёростроения (РЦАТ), занимающийся
разработкой учебных программ в области
технических средств подготовки и обучения
(ТСПО).
В 2000 году корпорацию возглавил Сергей
Дмитриевич Бодрунов, доктор экономических
наук, профессор, член-корреспондент Санкт-Петербургской
инженерной академии. Сергей Дмитриевич
Бодрунов — председатель Совета Национальной
ассоциации авиаприборостроителей (НААП)
России, член Всемирной конференции по
поддержке авионики от Российской Федерации,
член общественного Совета по реформе
предприятий при Министерстве экономического
развития и торговли РФ, член Совета по
проблемам национальной безопасности
при председателе Государственной Думы
РФ. В 2003 году ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое
оборудование» получило свидетельство
на право осуществления внешнеторговой
деятельности в области продукции военного
назначения. Это позволяет «КАО» строить
отношения с иностранными партнёрами
на новом уровне, в том числе путём заключения
прямых договоров и соглашений.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»,
по оценкам независимых экспертов, занимает
второе место в России среди предприятий
оборонно-промышленного комплекса и седьмое
место среди машиностроительных предприятий.
По данным авторитетного американского
еженедельника «Defense News», в 2002 году корпорация
заняла 62-ю позицию в мировом рейтинге
производителей вооружений.
Гипотеза:
Предположим, что практически на каждом
предприятии существует проблема адаптации
работников в новом коллективе, тем более,
если взять коллектив в целом, в нем сталкиваются
люди разных возрастных категорий, характеров,
уровней профессиональной подготовки.
Постараемся определить, существует ли проблема адаптации в целом и каков ее характер. Для этого участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их трудовой и личной деятельности на предприятии. (Приложение № 1).
В качестве инструмента исследования,
автор использовал метод анкетирования, которое
обладает рядом незаменимых достоинств
Участники
были выбраны преимущественно
На 1 вопрос - «Как долго продолжается Ваше освоение в условиях нового места работы?» 4 человека ответили, что для них освоение нового места работы не займет более 1 месяца, а для 3 человек более 2 месяцев. Очевидно, это связано с возрастом работников, все, кто ответил, что ему нужен всего месяц, чтобы освоить свое рабочее место - были люди, чей возраст не превышал 26 лет, остальным более зрелым участникам анкетирования требовалось чуть большее время.
На 2 вопрос («Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода?») в анкетах стояли далеко не однозначные ответы всех участников анкетирования. 2 человека выбрали 1 вариант ответа – «Профессиональные обязанности» и 2 человека ответили на 2 вариант - «Вхождение в коллектив», 3 человека выбрали 3 вариант ответа на вопрос – «Условия труда».
Так как область профессиональной деятельности у многих работников разная и так же разная по физическим нагрузкам, существует и разница в возрасте и соответственно в полученном опыте, то справедлив вывод, что для более зрелых сотрудников тяжелым является профессиональные обязанности, так как они менее быстры, чем их более молодые коллеги, а так же играет роль сложность в адаптации своего рабочего места. Более молодым же тяжелее привыкнуть к условиям труда и вхождению в коллектив, так как зачастую бывает, что молодого работника окружают лишь коллеги, значительно превосходящие его в возрасте, тем самым ему гораздо тяжелее влиться в коллектив и найти общие точки соприкосновения. Ответы на 3 вопрос как раз это и подтверждают: «Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным?»
1: слишком много профессиональных обязанностей надо выполнять
2: коллектив не моего возраста
3: тяжелые условия труда
На 4 вопрос все участники анкетирования ответили утвердительно - Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?- да, объяснение своему ответу можно свести к одному слову – «привыкли», здесь, очевидно, адаптация играет свою роль.
На 6 вопросе мнения сошлись, помощь коллег в работе всем участникам была нужна не более месяца.
В 7 вопросе мнения разошлись. «В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками?» - 3 самых молодых специалиста ответили, что им на это потребовался лишь месяц, остальным 4 человекам на освоение профессиональной деятельности хватило 2 месяцев. В 8 вопросе мнения вновь сошлись одним ответом. На вопрос «Что, как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации?» все участники опроса ответили, что им больше всего бы помогла помощь коллег и понимание со стороны начальства.
Вопрос
№10 вызвал явный интерес со стороны
молодых работников, 5 человек ответили
«очень интересно» на вопрос о дальнейшем
продвижении внутри предприятия, 2 более
зрелых работников более консервативно
отнеслись к перспективе
Проблема
адаптации новых специалистов существует
на предприятии, и она ярко выражена в
тесте. Прежде всего, многие недовольны
условиями труда и вознаграждением за
труд, даже тот, что ждет их в перспективе,
поэтому эффективность работы специалиста
в период адаптации сводится к минимуму.
Первоочередной задачей должно стать улучшение условий труда и поощрения для тех, кто уже работает на пользу предприятия, тем самым, привлекая новых специализированных кадров, становясь гордостью для тех, кто работает в этой организации и целью многих, кто хотел бы стать одним из ее сотрудников.
Адаптация сотрудника - это длительный процесс, его продолжительность зависит от личностных качеств работника и от того, насколько успешно проводились адаптационные мероприятия непосредственным руководителем и менеджером по персоналу. Успешное освоение профессиональных знаний и навыков невозможно, если сотрудник не понимает своей роли в организации, не разделяет ее ценностей и установок, не видит перспектив своей работы и испытывает трудности в общении с другими членами компании. Как правило, в компании основная ответственность за процесс вхождения в коллектив нового работника ложится на непосредственного руководителя. Делегируя им эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к новому подчиненному.
Информация о работе Использование социологических методов исследования в связях с общественностью