Интернет как средство массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х в России об Интернете говорили немногие, сегодня же практически не обходится без постоянного упоминания об этом феномене последней четверти XX столетия в таких средствах массовой информации как газеты, радио и телевидение. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, Интернет прочно вошел в жизнь многих людей (по крайней мере, в развитых и развивающихся странах); во-вторых, он не только претендует, но уже занял определенное место среди традиционных СМИ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...……3
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………………..…4
1. Становление и развитие Интернета…………………………….................................…..6
2. Функции Интернета……………………………………………..………………….….….8
3. Анализ зарубежного опыта использование Интернет ресурсов…………………..…..14

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЕ ИХ РЕШЕНИЙ……………….......…….…23
1. Анализ использования Интернет – ресурсов в отечественной практики…..……...…23
2. Совершенствование деятельности Интернет компании ООО «Фирма Сотрудник +» …………………….………………………………………………………………….……...…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………………..……35

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

     Одновременно  с этим Интернет превратился в  лидера по торговле потребительскими товарами. Огромный объем продаж компакт-дисков и книг новичками на рынке заставил и "ветеранов" разрабатывать стратегии торговли в Сети. Однако правила игры online отличаются от обычных. Сравнивать цены становится так легко, что компаниям приходится бороться за покупателей другими способами.  

     Что касается масс-медиа, то у традиционных СМИ - газет и вещателей - все еще  достаточно крепкие позиции для  выхода со своей продукцией online. Их огромное преимущество состоит в устоявшемся круге пользователей, в интересном содержании и в эффективно действующей системе производства. Они также осознают, что информационная online продукция приносит прибыль, хотя на первом этапе могут потребоваться инвестиции и терпение. Нужно понимать также, что для того, чтобы получить прибыль недостаточно одного лишь появления в Сети и ожидания посетителей сайта и рекламодателей. Успех может принести только объединение связи, услуг и коммерции. Что и можно сегодня увидеть на сайтах в основном сетевых СМИ.  

     Так, газета New York Times, имеющая пятимиллионную аудиторию читателей и более полутора тысяч связей с рекламодателями, потратила в 1998 г. на свое представительство в Интернете $10-15 млн., однако считает этот бизнес выгодным. Объясняется это тем, что при подписке на электронную версию газеты читатели заполняют на сайте бланк, куда вносят свои данные, и газета, таким образом, может направлять рекламу адресно, определенным группам людей и, следовательно, повышать расценки на размещение рекламных баннеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Функции Интернета 

     2.1. Понятие функций  Интернета 

     Интернет  – среда существования различных  по типу коммуникаций4.

     Американский  обществовед Г. Лассуэлл считал, что  любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: служат контролю над окружающей действительностью; являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям.

     Названные универсальные функции коммуникаций присущи и Интернет. Вместе с тем историческое развитие СМИ привело к формированию в их деятельности целого ряда специфических функций, выполнение которых неизбежно находилось под влиянием социально-политической и экономической ситуации в конкретных странах, расширения технологических возможностей для производства и распространения информации. Например, функция СМИ как каналов социального участия была осознана поздно, во второй половине 20 в., возможности для ее выполнения многократно увеличились с появлением Интернета, но реализована она пока лишь в самой малой мере.

     Исследования  должны помочь профессионалам Сети и  ее пользователям извлечь лучшее из ее потенциальных возможностей. «Технологии хороши или плохи  в зависимости от нашего их использования. Они суть продолжение нас самих»5.

     Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание. А с другой стороны, приобретают специфику, свойственную данной медийной среде.

 

      2.2. Коммуникативная  функция Интернета 

     Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.

     Коммуникация  посредством Интернет устроена таким  образом, что на одном полюсе действует  профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознанно с появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип6.

     В силу анонимности разворачивается  царство вымышленных персонажей, сменяемых и устойчивых масок. Разумеется, различного рода подмены, неопознанность участников общения имеет место и в традиционных СМИ.

     Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.

     В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.

     В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать  и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для  пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.

     Анализируя  коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь – это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было – так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.

     Однако  потенциал новой технологии реализуется  только через активность людей.

     Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность  и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.

     Однако  степень жесткости поляризации  может быть различной. Можно различить  каналы массовой информации, построенные  по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу. Американский исследователь выделяет три уровня интерактивности:

     1. двухсторонняя;

     2. реактивная, или квазиинтерактивная  коммуникация, где один полюс  получает сообщения о реакции  другого (то есть, имеет место обратная связь;

     3. полностью интерактивная коммуникация, где все субъекты коммуникации  могут участвовать в обмене  информацией «на равных».

     Наследуя  обретенные традиционными СМИ формы  обратной связи и общую свою способность  к интерактивности, Интернет может развивать их до уровня истинной двусторонности, действительной интерактивности, то есть до сочетания синхронной (одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с одной стороны, и возможности обмена информацией между пользователями, то есть истинной двусторонности, - с другой. Все это происходит в одной и той же медийной сетевой среде, что, конечно же, облегчает для пользователя овладение всеми предоставляемыми возможностями.

 

      2.3. Информационная  функция Интернета 

     В соответствии с общей природой СМИ информация в интернет-каналах открыта для каждого, ограничения могут быть связаны только с платностью.

     Как отмечалось, равная доступность ресурсов – одна из ключевых проблем социологических исследований и практического развития Интернета. Оптимисты надеются, что Сеть облегчит достижения равенства для ранее ущемленных групп. Однако пока новое цифровое неравенство воспроизводит и даже усугубляет ранее сложившееся положение вещей.

     Информация  в Интернет обладает рядом специфических  черт. К ним относятся:

  • оперативность, т.е. нацеленность на освещение, прежде всего, текущих событий;
  • освещение жизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса;
  • универсальность, или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный;
  • жанрово-видовое разнообразие материалов7.

     Не  сложившиеся еще отношения юридической  и моральной ответственности  определяют легкость в Интернете  акций по дезинформации, публикации непроверенных и порочащих сведений, использованию слухов и неидентифицированных источников.

     На  основе информационной функции СМИ  способны выполнять и

     функцию формирования повестки дня, или фокусирования общественного внимания. В Интернете этот процесс затрудняется, во-первых, колоссальным ростом количества ресурсов (диверсификацией), среди которых каждый пользователь может выбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, присущей ему возможностью быстрого обновления контента вплоть до режима реального времени. Предстоит исследовать, к каким социальным последствиям приведет невиданное доселе разнообразие и темп обновляемости информации в Сети, возможность для каждого пользователя определять свой маршрут, что способствует дроблению, демассификации аудитории. Не потеряет ли из-за этого общество возможность поддерживать единую информационную, а вместе с тем и культурно-ценностную базу? К этому ведет и асинхронность (неодновременность) получения информации пользователями. Газеты, радио, телевидение своими периодическими выходами как бы устраивают для аудитории «сеансы», выпуски рассчитаны на более или менее одновременное восприятие, в Сеть же каждый входит в удобное для себя время (характерно, что создатели сайтов, в отличие от офлайновых коллег, не утруждают себя объявлениями о периодичности и моментам обновления контента, пользователь приходит к этому знанию в результате собственной практики).

     Единая  информационная платформа – условие  для выполнения функций форума, ценностно-регулирующей, социально-организационной и социально-креативной.

     Принципиально новые возможности для выполнения функции информирования открываются в связи с мультимедийностью сетевых ресурсов.

     По  исследованиям традиционных СМИ  известно, что использование различных  знаковых и изобразительно-выразительных  средств облегчает ориентирование в информации, ее усвоение.

     Исследователям  еще предстоит описать, измерить, понять, как влияет на функцию информирования и гипертекстуальность. Здесь есть и вовсе не исследованный ракурс: как используется это качество в более широких рамках – при взаимодействии традиционных СМИ и их интернет-ресурсов. По крайней мере, эффект расширения контента здесь наблюдается. Однако наиболее заметно пока здесь явление кросс-промотирования: линки отсылают к тем он- и офлайновым источникам, с которыми сайты связаны «родственными» или партнерскими отношениями.

     Будучи частью СМИ, соответствующие ресурсы в Интернете обладают и присущими им универсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет, обладая мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информацию более богатой по изобразительно-выразительным качествам, более полной и объемной. Новое в выполнение информационной функции вносят такие особенности Интернет, как их растущее количество и асинхронность восприятия информации пользователями. Здесь могут возникнуть проблемы с формированием «повестки дня», а в конечном итоге – и с формированием

     необходимой обществу единой информационной и ценностно-нормативной  базы.

 

      2.4. Ценностно-регулирующая  функция 

     Содержание  этой функции во многом совпадает  с той, что Г. Лассуэллом было названо  функцией корреляции отношения к действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.

Информация о работе Интернет как средство массовой информации