Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:50, курсовая работа
Конец XX века ознаменовался появлением нового оружия. Речь идет о так называемом информационном оружии. Информационные войны, разумеется, велись и задолго до XX века. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного разнообразнее, действеннее и изощреннее благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми. Поэтому информационная война – это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. На современном этапе развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства – людьми, организациями, государствами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы ведения информационной войны: теория вопроса………….5
1.1. Информационная война: понятие, классификация, методы
и приемы…………………………………………………………………………...5
1.2. «Информационная война» и масс-медиа…………………………………..12
Глава 2. Информационная война в российских условиях…………………….19
2.1. Информационная война против России…………………………………...19
2.2. Война в Осетии. Кто выиграл?.....................................................................21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………….......27
Слухи.
В США, Великобритании, Швеции при
организациях ответственных за национальную
безопасность, функционируют специальные
структуры, ответственные за работу
со слухами. В этих государствах понимают
значимость этого канала коммуникации
и осознают необходимость держать
его под контролем, а также
искусственно воздействовать на общественное
мнение, создавая нужные слухи внутри
своей организации. Снятие защиты имеет
место, когда человек из-за нехватки реальной
информации впитывает любые варианты,
готов поверить любому слуху. Лишив человека
официальной информации, мы выталкиваем
его на поиск слухов. Наличие такого канала
говорит о том, что население все еще не
получает достаточного объема нужной
ему информации через СМИ. Слухи - очень
мощное оружие, но должны быть хорошо подготовлены
и находиться под контролем. Три характеристики
слухов подчеркиваются особенно: источник
должен быть привлекателен для аудитории
и должен пользоваться ее доверием, содержание
слуха должно содержать доверие, получатель
слуха становится его передатчиком, распространяя
сообщение дальше. Слухи должны быть краткими
и простыми, поскольку подлежат устной
передаче. Определить правильный фактаж
для слуха, зная имеющиеся стереотипы,
этноцентризм и предубеждения. Слух питается
такими эмоциями как страх, ненависть
и надежда. Не менее важной его составляющей
могут стать суеверия людей.
Министр обороны Российской Федерации С.Иванов на заседании Академии военных наук однажды подчеркнул: «Против России идет война, и идет не один год… Это одна из войн нового типа, в том числе информационная».
Вот уже в течение нескольких лет против России идёт настоящая информационная война. Об этом, особенно после событий в Южной Осетии в августе прошлого года, слышал уже каждый. Но вот суть проблемы обсуждают почему-то крайне редко. А ведь изменить ситуацию можно будет лишь только тогда, когда все будут знать врага в лицо, а также понимать ещё и то, что движет теми людьми, которые с маниакальной упорностью пытаются очернить Россию перед всем мировым сообществом.
Нынешнюю
информационную войну против России
развязал ещё в 2003 году Государственный
Департамент США. На тот момент причин
тому было несколько. Первая из них - это
усиление, в том числе и международного
влияния администрации
Нынешний мир – это мир глобальной конкуренции, но и глобальной взаимозависимости всех стран друг от друга. И когда, после десятка лет забвения на сцену глобальной «шахматной доски» выходит такая страна, как Россия – это в любом случае вызовет опасение, а подчас даже страх у нынешних основных игроков. Поэтому нет абсолютно ничего удивительного в том, что Запад, а в первую очередь США пытаются всеми силами Россию, так сказать, притормозить.
Прежде чем даже подходить к анализу информационной войны, в первую очередь надо уяснить всего лишь один важный принцип – в нынешнем мире никому не нужна сильная, развивающаяся Россия, способная выступать. Никому не нужно культурное, экономическое и социально-политическое развитие нашей страны, потому что это в любом случае будет прямой угрозой национальным интересам ряда известных всем государств. Зато, если русские только и будут что делать, как качать на Запад нефть по 10 долларов за баррель и газ по 50 долларов за кубический метр, есть сникерсы и гамбургеры в МакДональдс, а также смотреть симпсонов, то лучше страны, чем Россия для западных и некоторых восточных государств просто не будет.
Вокруг
России давно уже создан так называемый
«санитарный кордон» из ряда бывших
советских республик: Эстонии, Латвии,
Украины и Грузии, которые на сегодняшний
день полностью потеряли свой суверенитет
и управляются через политиков-
Исходя из всей этой ситуации, становится понятно лишь одно, что по мере усиления конкуренции между странами, а также развития России, которое на данный момент тоже происходит давление на нашу страну будет лишь только возрастать, а провокации становиться системными. Задействованы против России будут все возможные силы. Это и пресловутый «санитарный кордон», и попытки стравливания России с Китаем и многое другое.6
Особенно
ярко информационная война проявилась
во время событий, связанных с войной в
Южной Осетии летом 2008 года. Формально
воевали Грузия и Россия. Но если учесть,
что власть в Грузии с помощью методов
информационно-психологической войны
оказалась в руках американского протеже
Михаила Саакашвили, то фактически здесь
противостояли США и Россия. Эта война
ярко показала, что свободные СМИ в Европе
и США это не более чем сказка. На Западе
действует централизованная пропагандистская
система. Вся мощь этой системы была обрушена
на Россию. Нашу страну, фактически спасшую
южных осетин от тотального уничтожения,
представили в виде агрессора. Однако
благодаря тому, что отечественные СМИ
не работают более в интересах Запада,
а занимают патриотическую позицию, Запад
потерпел внутри России одно из величайших
поражений в информационной войне. Давно
уже такая беспринципность, лживость и
звериная жестокость врагов России не
представала перед нами во всей своей
неприкрытой наготе. Колдовские чары западной
пропаганды рассеялись. Запад утратил
над нашим сознанием свою былую власть.
Характерной особенностью военно-политического конфликта в Южной Осетии с 07 августа 2008 по 13 августа 2008 го было активное использование ведущими мировыми державами государственных информационных структур.
События в Южной Осетии комментировали многие западные общенациональные газеты. И взгляд на происходящее событие был у каждой страны свой, исходя из политических интересов.
События
грузино-осетинского конфликта
Россия,
защитив Южную Осетию и Абхазию
и признав их независимость, поступила
по справедливости. Однако, в результате
информационной войны, мировое сообщество
отказалось признать эти новые государства
и осудило действия РФ. К сожалению,
даже наши ближайшие партнеры, такие
как Шанхайская организация сотрудничества
и Белоруссия, не высказались однозначно
в отношении статуса Южной
Осетии и Абхазии. Тем не менее, народы
этих стран, как и подавляющее
большинство россиян, поддерживают
решения Дмитрия Медведева. В
этой ситуации Президенту и Правительству
РФ как никогда необходима поддержка
и понимание международной
«Война в традиционных СМИ развернулась задолго до начала обстрелов Цхинвала. Западные телеканалы достаточно длительное время акцентировали внимание на демократичности Саакашвили, превознося его ориентированность на Запад, и в негативном ключе освещали деятельность «сепаратистов» из Южной Осетии и Абхазии. Фактически шла подготовка общественного мнения, и пристрелка по информационному полю. Со стороны России же такой подготовки не было, и начавшаяся уже днем 8 августа информационная атака фактически стала для российских СМИ неожиданностью.
Выступления наших дипломатов и военных на Западе не продвигались совершенно. Интересно, что даже после завершения боевых действий в глазах западного обывателя миротворцем стал отнюдь не Медведев, а Саркози.
Для военной пропаганды, в первую очередь, визуальной, к каковой относится телевидение, характерен набор штампов, особенно относящихся к действиям противника, который, как и положено врагу, воюет нечестно. В прошедшей войне все эти штампы были обыграны не один раз – и весьма успешно, впечатлив тихих европейских обывателей».
Анализ
публикаций общенациональной американской
газеты «The New York Times» в период военных
действий в зоне грузино-осетинского
конфликта с 08 августа по 13 августа,
показывает, что негативный образ
России и ее лидеров в газете «The
New York Times» формировался как агрессора,
подстрекателя военных действий
за счет применения в ее адрес и
правительства, таких ярких экспрессивно-
В
публикациях газеты «The New York Times»
заранее одна из противоборствующих
сторон (Россия) дискредитируется, а
другая (Грузия) восхваляется и освобождается
от вины за происходящее. Так, например,
Грузия в материалах газеты «The New York
Times» изображается жертвой, с помощью
таких выражений, как: «российские
самолеты обстреливали Грузию»; «российские
бомбардировщики летели над Грузией»;
«Тбилиси было эвакуировано»; «грузинские
правительственные веб-сайты
Такая
картина войны, в которой «герои»
противостоят «варварам», побуждает
читателя или аудиторию в целом
самоидентифицироваться с добром и
демонизировать зло. Газета «The New York Times»
навязывает предвзятое суждение о России,
закрепляя сложившиеся
Анализ публикаций общенациональной американской газеты «The New York Times» об участии России в грузино-осетинском конфликте в период военных действий с 08 августа по 13 августа, показывает, что 94% содержания материалов демонизируют образ России и несут негативную окраску действий страны в конфликте.
Проблема имиджа России в мировом сообществе назрела давно. Об этом неоднократно говорили, в том числе, и западные эксперты.
Грузино-осетинский
конфликт стал лакмусовой бумажкой, показав
истинное отношение мирового сообщества
к России. И мы оказались практически
информационно беззащитны. В будущем,
в связи с обострением борьбы за мировые
ресурсы, нарастает вероятность вооруженных
конфликтов, в которые напрямую или косвенно
может быть вовлечена РФ. При этом обычные
войны (с применением вооруженных сил)
будут неизбежно сопровождаться информационными
войнами. Результаты последних будут во
многом определять исход вооруженных
конфликтов. К настоящему времени диапазон
и интенсивность применения информационного
оружия стали настолько велики, что имеются
прецеденты достижения победы в конфликтах
только за счет его использования, без
применения традиционных средств вооруженной
борьбы.7
Заключение
Мы
живем в эпоху стремительных
перемен. Их ускорение формирует
информационное общество, для которого
характерен дефицит информации, нужной
для принятия решений. Это лишает
человека самостоятельного мышления,
превращая его в послушного ученика
экспертов, которые часто оказываются
агентами влияния заинтересованных
лиц. Возникают невиданные ранее
возможности овладения