Информационные войны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века ознаменовался появлением нового оружия. Речь идет о так называемом информационном оружии. Информационные войны, разумеется, велись и задолго до XX века. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного разнообразнее, действеннее и изощреннее благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми. Поэтому информационная война – это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. На современном этапе развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства – людьми, организациями, государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы ведения информационной войны: теория вопроса………….5

1.1. Информационная война: понятие, классификация, методы

и приемы…………………………………………………………………………...5

1.2. «Информационная война» и масс-медиа…………………………………..12

Глава 2. Информационная война в российских условиях…………………….19

2.1. Информационная война против России…………………………………...19

2.2. Война в Осетии. Кто выиграл?.....................................................................21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………….......27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по МК.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы ведения информационной войны: теория вопроса………….5

1.1. Информационная война: понятие, классификация, методы

и приемы…………………………………………………………………………...5

1.2. «Информационная война» и масс-медиа…………………………………..12

Глава 2. Информационная война в российских условиях…………………….19

2.1. Информационная  война против России…………………………………...19

2.2. Война в  Осетии. Кто выиграл?.....................................................................21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………….......27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Конец XX века ознаменовался появлением нового оружия. Речь идет о так называемом информационном оружии. Информационные войны, разумеется, велись и задолго до XX века. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного разнообразнее, действеннее и изощреннее благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми. Поэтому информационная война – это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. На современном этапе развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства – людьми, организациями, государствами.

     В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия  Запада, осуществляемая по мировым  телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Многие страны вынуждены  принимать специальные меры для  защиты своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного  обмена по мировым открытым сетям, так  как на этой почве могут возникать  политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных  отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания.

     Все чаще общественность обращает внимание на проблему информационной войны, потому как ее объектом является сознание людей, ее целью – управление и манипулирование общественным сознание. Причем информационно-психологическое воздействие чаще всего происходит неосознанно для тех, кто ему подвержен.

     Важность  и актуальность данной курсовой работы диктуется тем, что во-первых роль информационной войны в современной жизни приобретает все большую значимость, во-вторых – осмысление того или иного приема информационной войны позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, и, в-третьих, факт наличия теории информационной войны, представленной в данной работе, должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира.

     Объектом  данной курсовой работы является феномен «информационной войны». Предмет – особенности «информационной войны» в российских условиях.

     Цель  работы – изучить сущность и особенности «информационной войны», а также рассмотреть и проанализировать российские «информационные войны».

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • рассмотреть основные определения термина «информационная война»;
  • выявить сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения;
  • проанализировать связь информационной войны с масс-медиа;
  • рассмотрение феномена «информационной войны» в российских условиях.
  1. Основы ведения информационной войны: теория вопроса
    1. Информационная война: понятия, свойства, классификации,

    методы  и приемы 

     Сегодня много говорится об «информационной  войне», о ее связи с психологическим  давлением на гражданское общество. Однако вряд ли кто сможет точно  ответить, что это такое. Более  того, даже специалисты не смогут ответить на вопрос о том, когда же все-таки родилось само словосочетание «информационная  война», когда впервые был поставлен  вопрос о том, чтобы рассматривать  информацию в качестве оружия? Как  известно, о противоборстве идеологий  и психологических конфликтах писали всегда, начиная с античности. Война  идей всегда сопровождала военные конфликты, а их в истории было много.

     Существует  множество определений термину «информационная война». Рассмотрим основные.

     Информационная  война – несколько иной тип воздействия, заключающийся в использование всех возможных видов коммуникации с целью уничтожения желания врага сражаться. Здесь речь идет о роли СМИ, а сегодня в первую очередь – ТВ.

     Информационная  война – воздействие на гражданское  население и (или) военнослужащих другого  государства путём распространения  определённой информации.

     Информационная  война – это любая атака против  информационной функции, независимо от применяемых средств.

     Информационная  война – это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики.

     Информационная война – комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

     Информационная  война – целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного  превосходства путём нанесения  ущерба информации, информационным процессам  и информационным системам противника при одновременной защите собственной  информации, информационных процессов  и информационных систем.1

     Какой бы смысл в понятие «информационная  война» ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями.

     Анализ  определений позволяет выделить те черты, которые всегда присутствуют при ведении информационной войны:

  • воздействие на какую-либо аудиторию (народ, военнослужащих, рабочих, интеллигенцию и т.д.);
  • информация, передаваемая этой аудитории;
  • стратегия применения информационных средств носит исключительно наступательный характер;
  • цель ведения информационной войны - изменение мышления стороны, на которую направлено воздействие и получение более выгодного положения;
  • защита собственного информационного пространства от нападения.2

     Информационная  война – это средство для достижения какой-либо цели стороны, ведущей эту  войну. Как и любое средство, информационная война предназначена для выполнения определённых функций:

  • контролировать информационное пространство для получения возможности использовать его, защищая при этом собственные информационные функции от вражеских действий (контринформация);
  • использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага;
  • повысить общую эффективность собственных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

     Отличия информационной войны от обыкновенной:

  1. Обычная война предсказуема и допускает применение оборонных мероприятий. В случае информационной войны возможны определенные операции по защите, «вакцинация» мышления против введения альтернативной точки зрения. Получив и обсудив ее заранее, человек по иному ведет себя в случае реального получения контраргументации. Однако в большинстве случаев возможность предугадать направление и инструментарий возможной атаки в информационной войне отсутствует.
  2. В ходе обыкновенной войны территория захватывается полностью, при информационной возможен поэтапный захват, когда аудитория завоевывается частями. Вероятна отдельная работа с лидерами мнений, молодежью и т.д. В отличие от бомбы, которая разрушает всех, информационная война действует избирательно, охватывая по-разному различные слои населения. Обычное оружие действует на любую часть населения одинаково.
  3. При информационной войне существует возможность многократного захвата одних и тех же людей, что выражается в захвате различных тематических зон сознания.
  4. Человек не в состоянии реагировать на невидимое действие, подобное радиации. Более того, это воздействие, по сути, может облекаться в доброжелательную форму, на которую даже чист+о биологически человек не готов отвечать агрессивно. Главная опасность информационной войны – отсутствие видимых разрушений, характерных для войн обычных. Население даже не ощущает, что оно подвергается воздействию. В результате, общество не приводит в действие имеющиеся в его распоряжении защитные механизмы. Информационная война выглядит как «мирная», поскольку может идти на фоне всеобщего мира и благополучия.
  5. В отличие от войн прошлого, пространство или расстояние не играет в новых войнах той роли, что раньше. От личного контакта в войне аграрного периода и резкого увеличения дистанции в войне индустриального периода мы перешли к информационной войне, перед которой нет ограничения в виде расстояния.
  6. В информационной войне изменяется роль воздействия: от чисто физической – разрушение объекта – к коммуникативной, сохраняющей объект. Задачей теперь становится изменение коммуникативной среды объекта. Войны, направленные на завоевание пространства сменились войнами, направленными на завоевание знаний. «Информационные технологии позволяют обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела».3

     В августе 1995 года Мартин Либики в своей работе предложил классификацию информационных войн. В ней автор определил 7 форм информационной войны:

  1. Командно-управленческая в современном значении нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями и преследует целью лишение управления.
  2. Разведывательная война - сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.
  3. Электронная война - направлена против средств электронных коммуникаций - радиосвязи, радиолокационных станций, компьютерных сетей.
  4. Психологическая война - пропаганда, "промывание мозгов", информационная обработка населения. Либики разделил ее на 4 составляющие - подрыв гражданского духа, деморализация Вооруженных Сил, дезориентация командования и война культур.
  5. Хакерская война подразумевает диверсионные действия против гражданских объектов противника и защиту от них (действия против военных расцениваются как электронная война). Действия хакеров могут привести к тотальному параличу сетей, перебоям связи, введению случайных ошибок в пересылку данных, хранению информации и услуг (несанкционированным подключениям к сетям), тайному мониторингу сетей, несанкционированному доступу к закрытым данным с целью шантажа. Оружие хакеров, по мнению Либики, - это компьютерные вирусы. Либики считает хакеров серьезной угрозой для США, поскольку Америка - наиболее "сетевая" страна.
  6. Экономическая информационная война. Либики видит две ее формы - информационная блокада (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США). Под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции (по аналогии с запретом на "физическую" торговлю). Взлом банковских сетей в эту категорию не входит (это категория хакерской войны). Информационный империализм - часть общей политики экономического империализма.
  7. Кибервойна отличается от "обычного" хакерства. Это захват компьютерных данных, позволяющих выследить цель (либо шантажировать ее).

     Основные  методы и приемы информационной войны. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

Информация о работе Информационные войны в России