Информационные войны в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века ознаменовался появлением нового оружия. Речь идет о так называемом информационном оружии. Информационные войны, разумеется, велись и задолго до XX века. Однако в далеком прошлом люди умели влиять друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации, жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание стали намного разнообразнее, действеннее и изощреннее благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и управления людьми. Поэтому информационная война – это не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. На современном этапе развития цивилизации информатизация играет ключевую роль в функционировании общественных государственных институтов и в жизни каждого человека. Информатизация ведет к созданию единого мирового информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства – людьми, организациями, государствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы ведения информационной войны: теория вопроса………….5

1.1. Информационная война: понятие, классификация, методы

и приемы…………………………………………………………………………...5

1.2. «Информационная война» и масс-медиа…………………………………..12

Глава 2. Информационная война в российских условиях…………………….19

2.1. Информационная война против России…………………………………...19

2.2. Война в Осетии. Кто выиграл?.....................................................................21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………….......27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по МК.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

     Один  из эффективных методов - метод большой  лжи - успешно был применен и обоснован  Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку  им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно  искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.

     В основе другого метода, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.

     Следующий метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества «образа жизни», выделение «интеллектуалов» над «серой массой».

     Во  всех случаях воздействия на сознание людей незримо присутствует фактор повторяемости. Система большой (и  малой) лжи дает эффект только на определенное ограниченное время. В подсознании  человека заложено сомнение, необходимость  проверки, подкрепления информации. Поэтому  при информационном воздействии  в статических условиях посылка  заведомо ложной информации невыгодна.

     Эффективен  метод, когда отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать  для многомиллионной аудитории  впечатление о событии, по сути, противоположном  реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих негативных и  даже очень редких кадрах.

     Для любого информационного воздействия  необходимо присутствие правды и  ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые  порции ложных данных. Но наиболее эффективный  метод заключается в расчленении  явления, выделении истинных, но единичных  фактов и отождествления их с самим  явлением, т.е. создание на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого рода носят название политических мифов.

     Эффективное управление людьми, манипулирование  ими с помощью информационного  воздействия становится возможным  лишь при наличии обратной связи. Вся система информационного  воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании населения, а  также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

     Помимо  вышеописанных прямых (или информационных) методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные  с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование  мозга может быть нарушено с помощью  наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно  влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер за счет инициирующей их солнечной активности. С учетом этого можно программировать и концентрацию действий информационно-психологической войны.

     Данные  методы и приемы информационной войны  в наше время реализуются с  помощью средств массовой информации. Подробнее данный вопрос рассмотрим в следующем пункте работы. 

    1. «Информационная война» и масс-медиа
 

     В современном информационном обществе появилось могучее средство реализации приемов и методов информационных войны – средства массовой информации. Человек в наше время живет в информационном поле. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту, которую предоставляют СМИ. Любой деятель только тогда существует для масс, если он подается в СМИ. Теперь ни для кого не секрет, что с помощью средств массовой информации можно с невиданным мастерством создавать завесу обмана и иллюзии, так что никто не сможет отличить истину от лжи, реальность от подделки.

     Люди  живут в информационном поле и  ежедневно черпают информацию из прессы, радиопередач, с экранов  телевизоров. Находясь часто в мире оторванных от реальности символов, они  могут идти даже против своих собственных  интересов. Реальность может отходить на второй план, играть подчиненную  роль. В этом смысле человек не является свободным, тем более, что отработан  ряд способов эффективного информационного  воздействия. Для них существует термин «брейн уошинг» («Brain washing») – промывание мозгов. С помощью «брейн уошинг» может осуществляться зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу.4

     Средства  массовой коммуникации формируют «массового»  человека нашего времени. В то же время  они разобщают людей, вытесняют  традиционные непосредственные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. В работе С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» приведены характерные  черты такого «массового» человека. Там же отмечается, что одновременное  распространение противоречивых взаимоисключающих  суждений затрудняет адекватную ориентацию, порождает безразличие и апатию, провоцирует некритичность, возникает  социальная дезориентация: большее  впечатление производит не аргументированный  анализ, а энергичное, уверенное, пусть  и бездоказательное, утверждение. На этом фоне отмечается снижение способности  к концентрации. «Массовый» человек  импульсивен, переменчив, способен лишь к относительно краткосрочным программам действия. Он часто предпочитает иллюзии  действительности.

     В книге «Манипуляция сознанием» представлена также характеристика отношений  в информационном обществе: «Современное информационное общество представляет собой особый тип и социального  структурирования, и власти. После  индустриального капитализма, базирующегося  на владении средствами производства, после финансового капитализма, опирающегося на власть денег, наступает  этап некоего символического информатизационного  капитализма, в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными  потоками. Средства коммуникации, оперирующие, трансформирующие, дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния  в современном обществе. Для повышения  эффективности осуществления властных стратегий используются самые современные  информационные технологии, которые помогают превратить публику в объект манипулирования. Массовый человек, упрощенный, усредненный, повышенно внушаемый, становится этим искомым объектом. Сознание массового человека оказывается насквозь структурировано немногими, но настойчиво внедряемыми в него утверждениями, которые, бесконечно транслируясь средствами информации, образуют некий невидимый каркас из управляющих мнений, установлений, ограничений, который определяет и регламентирует реакции, оценки, поведение публики».

     День  сегодняшний, с его телекоммуникационными  вычислительными системами, психотехнологиями  кардинально изменил окружающее пространство. Отдельные информационные ручейки превратились в сплошной поток. Если ранее власть имела возможность  регулировать информационные потока, то сегодня, с развитием средств  массовой коммуникации это становится практически невозможным. Время  на информационное взаимодействие между  самыми отдаленными точками приблизилось к нулю. В результате проблема защиты информации, которая ранее была как  никогда актуальна, перевернулась  подобно монете, что вызвало к  жизни ее противоположность - защиту от информации.

     Информация  – необходимый ресурс деятельности человека, отделяющий его от остального мира. Выделить его как специфический  «ресурс» нападения и защиты пытались давно, но только сравнительно недавно  начали появляться теории, которые  могут быть положены в основу методологии  ведения информационных войн.

     Отметим, что информационная война не есть детище сегодняшнего дня. Многие приемы информационного воздействия возникли тысячи лет назад вместе с появлением информационных самообучающихся систем - история обучения человечества это  и есть своего рода информационные войны.

     Существуют  различные классификации способов воздействия СМИ на человека, выделяют следующие методы воздействия:

  1. Прямое искажение информации. Современные политики и телевизионные деятели уже давно не используют ложь. Они стараются дозировать правдивую информацию. Не огласив несколько фактов и сделав несколько небольших отклонений, можно получить совершенно другую картину события.
  2. Сенсационность. Концентрируя внимание человека на каких-то фактах (создавая сенсации), можно не выдавать в эфир информацию о каких-то значимых событиях.
  3. Узнавание образа. Телевидение становится все больше коммерческим, и узнавание личности является одним из рычагов манипулирования сознанием. Известные деятели шоу-бизнеса могут участвовать не только в рекламе товаров, но и принимать участия в политических акциях, что может также повлиять на зрителей.
  4. Манипуляционная семантика. Этот метод является еще одним способом искажения информации, которая подается виде обрывков фраз и видеофрагментов. Кроме того, журналисты и политики могут изменять смысл сказанных слов или применять термины, которые непонятны зрителю. Таким образом, на основе реальных фактов создается искаженная картина реальности.
  5. Упрощение. Каждое сообщение, которое передается по телевидению, имеет строгие ограничения, например, журналист должен произносить определенное количество слов, нельзя использовать слишком заумные слова, а воображаемый человек, к которому строится обращение с экрана, должен иметь уровень интеллекты на 10 пунктов ниже среднестатистического.
  6. Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказать мысль в яркой и запоминающейся форме. Повторенная несколько раз, мысль лучше «схватывается» населением, что позволяет внушать зрителям необходимую информацию.
  7. Дробление и срочность. Еще одним средством упрощения информации является ее дробление на мелкие части, из которых зритель не в состоянии воссоздать полную картину произошедшего. Срочность поданной информации приводит к тому, что человек просто не успевает собрать всю «картинку» информационной мозаики, что также позволяет внушать зрителю необходимые мысли.5

     Подобные  методы могут быть использованы скорее в том случае, если СМИ подконтрольно  стороне, начавшей информационную войну. Однако существуют методы влияния на «свободные» средства массовой информации. Среди основных методов по непосредственному использованию СМИ в информационных войнах находятся война компроматов, утечки информации, дезинформация. Использование этих методов связано с разведывательной деятельностью в информационной войне. В классическом понимании разведки мы имеем сбор информации, оценку ее достоверности и объединение отдельных фактов в аналитическую картину. Информация поступает как от иностранцев, делающих это случайно или специально, так и от технических средств информации (спутниковая фотосъемка, прослушивание и т.д.). В условиях быстрого развития международных открытых сетей типа Интернет и присоединения к ним большинства стран кардинально меняется идеология ведения разведки, в которой основной акцент теперь делается на использовании новейших информационных технологий для добывания конфиденциальной информации.

     Организация утечек информации. В западных СМИ  широко распространена практика использования  журналистов в целях разведки. В крупных изданиях это работой  постоянно занимается один из журналистов, причем и его коллеги и широкая  публика зачастую знают о его  сотрудничестве со спецслужбами. Его  деятельность в большинстве случае ни для кого не является тайной. Эти  журналисты занимаются литературным оформлением информации спецслужб, которую те не хотят легализовать сами. Иначе говоря, происходит организация утечек информации в целях спецслужб. Речь идет не о единичных «сливах» и не об обслуживании интересов отдельных людей в спецслужбах. Это целенаправленное и многолетнее проведение активных мероприятий в интересах национальной безопасности государства.

     Кампании  по дезинформации. Определенные объемы работы в рамках информационных войн осуществляются в сфере порождения отвлекающей информации. Она может  быть отвлекающая от действия - это  пример заблуждения Сталина в  отношении начала военных действий, заблуждения Гитлера о месте  высадки войск союзников. Это  типичная ситуация, когда наличествует ряд противоречащих друг другу указаний. В подобной ситуации и возможно принятие неправильных решений.

     Мифологизация. Другая категория методов связана  с мифологизацией, которая сопутствует  любому конфликту. В большинстве  случаев она связана с широким  применением метафор, проведением  выгодных ассоциаций. В рамках этого  метода во время конфликта происходит героизация своей стороны и демонизация  стороны противника. Героизация обеспечивается за счет демонстрации отсутствия своих  убитых и раненых, помощи гражданским  лицам, героических действий своих  солдат. Демонизация обеспечивается за счет создания негативного имиджа лидера противника (наркоман, коррупционер, сумасшедший), наличия убитых и раненых, демонстрации зверств по отношению  к мирному населению, разлада  и дезертирства в чужой армии.

Информация о работе Информационные войны в России