Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в зарубежных странах и в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
Исследовать суть и специфику лоббирования;
Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR…. 5
1.1 Суть и специфика лоббирования……………………………………..5
2. Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования……………………………………………….15
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании……….15
3. Анализ лоббистской деятельности на примере разных стран…….25
3.1 Опыт лоббирования в России………………………………………...25
3.2 История развития и характеристика лоббизма в США…………..28
3.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах……...34
Заключение………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………...39
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR…. 5
1.1 Суть и специфика лоббирования……………………………………..5
2. Продвижение имиджа компании
в коммуникативной среде масс-медиа посредством
лоббирования………………………………………………
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании……….15
3. Анализ лоббистской деятельности на примере разных стран…….25
3.1 Опыт лоббирования в России………………………………………...25
3.2 История развития и характеристика лоббизма в США…………..28
3.3 Анализ лоббистской деятельности в Европейских странах……...34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории в разных странах, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.
Объектом данной курсовой работы является лоббирование как метод продвижения субъекта, предметом – средства лоббирования, и их отражения в разных культурах проведения данной деятельности.
Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в зарубежных странах и в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
3. Ознакомиться с осуществлением
процесса лоббирования в
4. Проанализировать опыт лоббистской деятельности;
На общетеоретическом уровне использовались такие работы как «Научный метод и ошибки» А.И. Серебряного и «Социальные технологии» П.В. Макаренко. Первая работа использовалась в качестве теоретической основы изучения методов и средств лоббирования интересов и имиджа компании. Положения второй работы применялись в качестве базовых для понимания смысла социальной технологии. На прикладном уровне использовались такие источники как «GR: практикум по лоббизму в России» П. Толстых, «Паблик Рилейшнз для менеджеров» И.В. Алешиной, «Негативные PR-технологии» А.С. Ольшевского, «Русский PR в бизнесе и политике» А. Санаева. Так же были использованы иностранные источники информации, в частности Интернет сайты, такие как www.lobbyists.info, www.lobbysearch.com и другие.
Понимая особенности лоббирования как средства продвижения, становится возможным использовать его на практике эффективно и реализовывать более успешные PR-проекты.
Данная курсовая работа состоит
из трех глав. Первая глава посвящена
исследованию сути и специфики лоббирования
и его особенностей как метода
продвижения. Вторая глава раскрывает
суть продвижения имиджа компании в
коммуникативной среде масс-
1. Лоббирование
как метод продвижения
1.1 Суть и специфика лоббирования
Сегодня нередко в политической
сфере, в среде масс-медиа и
в широкой общественности можно
услышать термин «лоббирование». На Западе
этот термин ассоциируется с
Лоббирование интересов, помимо общественных организаций, отдельных лиц и др., интересно таким субъектам как бизнес-структуры. К. Маркс писал, что главная цель организации, занимающейся бизнесом, – получение максимальной прибыли. При этом, он ввел понятие прибавочной стоимости, которая складывается из нефинансовых ресурсов. Одним из таких ресурсов является имидж организации, который сегодня возможно сформировать при помощи средств лоббирования. Таким образом, лоббирование позволяет бизнес-структурам получить прибавочную стоимость, о которой писал К. Маркс, и достичь своей основной цели – получение максимальной прибыли.
В России лоббирование четко ассоциируется с понятием коррупции, трактуемым как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами»1. Многие исследователи говорят, что это обусловлено тем, что данная сфера недостаточно урегулирована законодательно в связи с чем появляются нелегальные методы и средства достижения целей российских лобби.
Само понятие «лоббирование»
появилось в правительственных
кругах США в 1830-ом году. По словам историков,
представители различных
Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия2.
1) Лоббирование связано
лишь с принятием
2) Все виды лоббизма
мотивированы желанием оказать
влияние. Многие действия или
события могут воздействовать
на процесс принятия
3) Лоббирование подразумевает
наличие посредника или
4) Всякое лоббирование
неизменно связано с
Таким образом, в широком смысле, лоббизм – это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. В «Кратком политическом словаре» 1983 г. сказано: «Лобби, лоббисты – система контор и агентов крупных монополий или организованных групп при законодательных органах США, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий в интересах представляемых ими организаций)». В данном определении лоббизма очерчены цели и основное поле лоббистской деятельности, но ничего не сказано о политическом смысле лоббизма, его роли в политической системе, о его конкретных формах. Сегодня под лоббированием понимается процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Несмотря на то, что работа лоббистов часто ведется на грани допустимого, лоббизм сам по себе – это высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл, правовые обоснования и являющаяся важным элементом демократической политической системы. Современные исследователи подчеркивают широкий политический смысл лоббизма, приводя следующие аргументы. Во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Группы давления добиваются выгод для себя, но, в свою очередь, обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами населения принимаемых государством законов и предпринимаемых им административных акций. Во-вторых, лоббизм способствует развитию плюрализма общественных интересов. Каждый человек, а тем более группы лиц, объединенные в организации и союзы, имеют свои специфические интересы. Они стремятся отстаивать свои интересы любыми доступными им средствами. Естественно, эти интересы начинают сталкиваться, и нужны механизмы их сопоставления и определения приоритетов. Это достигается, в частности, в процессе лоббирования. Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Лоббизм полезен также потому, что сопоставление групповых интересов образует сложную систему баланса экономических интересов. В-третьих, лоббизм дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют для этого другой возможности.
Лоббизм, как и любая другая более-менее организованная деятельность, имеет свои цели, субъекты, средства, методы и механизмы.
Говоря о субъектах лоббирования, стоит ввести понятие «группы интереса». Группа интереса – это организация, группа организаций (предпринимательских, общественных, политических, религиозных) или граждан, имеющих общий, требующий удовлетворения интерес: экономический, социальный и т.п. Группа интереса не всегда является организационно оформленной структурой и может быть нефиксированным объединением или общностью.
Группу интереса могут составить:
– предприниматели (в целом или группа предпринимателей, объединенных по какому-либо признаку: банкиры, промышленники, аграрии; предприятия среднего и мелкого бизнеса; иностранные инвесторы);
– общественные организации: молодежные, женские, общества потребителей, общества обманутых вкладчиков;
– неформальные общности, скажем группа людей нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д.
Говоря о группе интересов,
довольно часто это понятие путают
с термином «группа давления». На
самом деле, эти понятия неравнозначны.
Группа интересов тогда становится
группой давления, когда она начинает
осознавать, формулировать свой интерес
и предпринимать меры к его
реализации через органы власти. В
качестве группы давления может выступать
отдельное предприятие, группа однородных
в каком-либо отношении предприятий,
юридически оформленные или неоформленные
объединения предприятий. Единичное
предприятие выступает в
В книге В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста. Автор пишет, что лобби3:
1. Улучшают отношения с ответственными работниками государственных учреждений и организаций.
2. Следят за работой
законодательных и
3. Активизируют участие
избирателей в делах
4. Влияют на законодательство,
затрагивающее экономические
5. Заблаговременно информируют
законодателей и достигают
По сути, выполняя роль доверенного
защитника интересов
Лоббисты в своей деятельности
применяют различные средства, методы
и механизмы продвижения
Российские специалисты перечисляют следующие средства «цивилизованного лоббизма»4:
– персональные контакты с представителями власти,
– участие в заседаниях комитетов и комиссий парламента и министерств,
– работа в экспертных группах по подготовке проектов документов парламента и правительства,
Информация о работе Анализ лоббистской деятельности на примере разных стран