Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:55, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения..7
Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования……………………………………………………..7
Общие правила работы с обращениями граждан……………....……11
Порядок работы с письменными обращениями………….……….....15
Личный прием граждан…………………………………....…….........21
Глава 2. Механизм судебного обжалования…………………………………...28
Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан………...28
Право граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц………….33
Заключение……………………………………………………………………….43
Практическое задание……………………………………………………….......47
Библиографический список……………………………………………………..51
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения..7
Глава 2. Механизм
судебного обжалования………………………
Заключение……………………………………………………
Практическое
задание………………………………………………………..
Библиографический
список……………………………………………………..51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.
Одна из форм деятельности субъектов административного права - их обращение друг к другу, к иным государственным и общественным структурам. Однако если государственные органы и их должностные лица свои обращения облекают в формы обязательных предписаний (приказов, распоряжений и т.д.), докладных записок, актов о результатах проверок, обследований и т.п., то граждане такой возможности не имеют, поскольку они не носители государственно-властных полномочий. Поэтому для них определены особые формы их обращения в государственные и иные организации. Более того, право обращения в государственные и иные органы закреплено в Конституции РФ в качестве одного из основных прав гражданина.
Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.
Цель курсовой работы - исследовать реализацию гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, изучить порядок рассмотрения и механизм судебного обжалования обращений граждан.
Задачи курсовой работы:
1.
рассмотреть право граждан на
обращения в органы
Объект курсовой работы - граждане Российской Федерации, как основные элементы процесса приема граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Предмет курсовой работы - право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, возмещение вреда, причинённого незаконными действиями органов и лиц государственной власти.
Элементы новизны - курсовая работа представляет собой комплексное исследование, в котором осуществлен подробный анализ обращений граждан как конституционно-правового института. Раскрывается практика функционирования российских органов исполнительной власти по использованию организационно-правовых форм, направленных на обеспечение реализации права граждан на обращение.
Научная и практическая значимость курсовой работы - обобщение теоретического и практического материала, связанного с правовым обеспечением реализации конституционного права граждан на обращение, на основе изучения работы с обращениями граждан органов государственной власти России и анализа современной ситуации в этой сфере, даются рекомендации по совершенствованию института обращений, которые могут быть применены как гражданами (неправительственными организациями), так и органами исполнительной власти федерального, регионального уровней и местного самоуправления.
Нормативно-правовая база курсовой работы - нормативные правовые Российской Федерации, ее субъектов, регламентирующие деятельность органов государственной власти по реализации конституционного права граждан на обращения, защите основных прав и свобод человека и гражданина - Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты. Данная тема была рассмотрена и изучена такими авторами как: Алехин А.П., Козлов Ю.М., Лапина М.А., Дмитриев Ю.А.. Авторы статей периодических изданий: Мосягина О.В., Миронов М. А., Маслов А.А., Жеребцова Л.А., Рыбаков А.Е., Бойцова В.В..
В
соответствии с поставленной целью и задачами
структура работы состоит из введения,
двух глав, заключения, практического
задания, библиографического списка.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ
1.1. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено одно из фундаментальных начал административного права - право граждан на обращение: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»1.
Данное
право является важнейшим элементом
правового статуса граждан в
целом и административно-
Конституционное
положение находит
Одновременно со вступлением в силу Федерального закона прекратил свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.
Данный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, адресованные Уполномоченному по правам человека в РФ, в Конституционный Суд РФ, связанные с разбирательством дел судами, обращения осужденных о помиловании, сообщения о преступлениях и т.п.).
Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы4.
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества5.
Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц6.
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц7. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан в результате необоснованных действий, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.
Разграничение между жалобой и заявлением, по В.В. Малькову должно проводиться по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса)8.
Таковы описанные в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.
Обращения граждан является важной составляющей частью делопроизводства любого государственного учреждения.
Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства. Являясь одной из форм участия граждан в управлении, обращения способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.
При рассмотрении обращения гражданин, обратившийся во властные структуры, наделен правом:
1)
представлять дополнительные
2)
знакомиться с документами и
материалами, касающимися
3)
получать письменный ответ по
существу вопросов, поставленных
в обращении, уведомление о
переадресации письменного
4)
обращаться с жалобой на