Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:59, реферат
Объектом работы является: законодательные органы власти и управления РФ.
Предметом исследования - их деятельность.
Целью – проанализировать насколько эффективно они выполняют свои функции.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и роль законодательной власти………………………………5
Глава 2. Органы законодательной власти……………………………………….5
Глава 3. Структура, полномочия и порядок деятельности российского парламента……………………………………………………………………….11
3.1. Совет Федерации……………………………………………………12
3.2. Государственная Дума РФ…………………………………………13
Глава 4. Органы законодательной власти субъектов РФ…………………......14
Глава 5. Законодательный процесс……………………………………………..16
5.1. Виды законов и понятие законодательного процесса……………16
5.2. Подготовка законопроекта к рассмотрению………………………19
5.3. Обсуждение законопроекта………………………………………...20
5.4. Рассмотрение закона в Совете Федерации………………………..21
5.5. Преодоление разногласий возникших при отклонении ФЗ Совета Федерации………………………………………………………………………..22
5.6. Промульгация……………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Система государственного и муниципального управления
На тему:
Законодательная власть
Выполнила: 23ТС-401
Суковатицына О. А.
Проверил: преподаватель
Капкаев
Ю. Ш.
Челябинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и роль законодательной власти………………………………5
Глава 2. Органы законодательной власти……………………………………….5
Глава
3. Структура, полномочия и порядок
деятельности российского
3.1. Совет Федерации………………………………………
3.2. Государственная Дума РФ………………
Глава 4. Органы законодательной власти субъектов РФ…………………......14
Глава
5. Законодательный процесс…………………
5.1. Виды законов и понятие
законодательного процесса……………
5.2. Подготовка законопроекта к рассмотрению………………………19
5.3. Обсуждение законопроекта………………
5.4. Рассмотрение закона в Совете Федерации………………………..21
5.5. Преодоление разногласий
5.6. Промульгация………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Более трех тысяч лет человечество бьется над проблемой решения извечной общечеловеческой проблемы - как обезопасить человека от произвола самолюбивых государственных чиновников.
Впервые над этой проблемой задумались еще на заре становления государственности. Каждая страна, добившаяся впоследствии устойчивой государственной системы, решала ее по-своему, внося свою лепту в эту извечно возникавшую проблему.
В современной политико - правовой доктрине правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Другим
непременным признаком
Объектом работы является: законодательные органы власти и управления РФ.
Предметом исследования - их деятельность.
Целью – проанализировать насколько эффективно они выполняют свои функции.
В работе рассмотрим понятие и признаки законодательных органов власти и управления.
Я
взяла эту тему для своей работы,
чтобы выделить законодательную власть
в управлении государства и рассмотреть
насколько эффективна ее работа в системе
государственного управления и общественной
политике в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ
И РОЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон — конституция). Такие правила определяют основы общественно значимого (или полагаемого общественно значимым) поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов государства, государственных организаций и общественных объединений.
Законодательная
власть рассматривается как выражение
воли народа (хотя это не всегда так),
его интересов, народного суверенитета.
Поэтому законы имеют высшую юридическую
силу и приоритет по сравнению
с государственными актами исполнительной,
судебной и иных ветвей власти. Акты президентов,
правительств, судов не могут противоречить
закону. Напротив, они основывают свою
деятельность на нормах закона, применяют
его. Лишь органы конституционного контроля
(например, конституционные суды) могут
лишить закон действия (хотя и не отменить
его юридически), если признают, что закон
противоречит конституции, т.е. основному
закону, обладающему верховной юридической
силой. В некоторых мусульманских странах
(Иране, Пакистане и др.) закон также может
быть лишен действия, если он противоречит
Корану.
ГЛАВА
2. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Органы законодательной власти
осуществляют управление
Органом законодательной власти является, прежде всего, парламент. Это обобщенное название однопалатного или, чаще, двухпалатного общегосударственного представительного органа. В очень редких случаях (в прошлом в ЮАР, Югославии) парламент состоял из большего числа палат (от трех до шести). В некоторых странах в доктрине используется триединое понятие парламента (в Великобритании — две палаты и монарх, в Индии — две палаты и президент). Иногда парламентами называют также законодательные органы субъектов федераций, но обычно в данном случае используются термины «законодательное собрание», «легислатура». В России парламент — двухпалатное Федеральное Собрание.
Однопалатный парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции). Одна из палат двухпалатного парламента называется обычно палатой депутатов (представителей), национальным собранием (в России — Государственная Дума), другая — сенатом (в федерациях иногда — советом союза), в России это Совет Федерации. Почти во всех странах большими правами обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственно гражданами (частичные исключения есть в единичных странах, например, в монархиях Бутане, Свазиленде), но иногда закон устанавливает фиксированное представительство от разных категорий населения (например, в Уганде помимо общей нормы представительства есть 10 представителей от армии, пять — от пенсионеров и инвалидов, три — от рабочих и т.д.). Те или иные фиксированные нормы представительства (в частности, для женщин, приверженцев некоторых религий) существуют во многих странах Востока (Иран, Пакистан и др.). Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, косвенных выборов, назначения и др. (в России с 2000 г. — по выборам и назначению от органов Субъектов Федерации).
Как
правило, парламент — единственный
законодательный орган
В некоторых странах законы, обычно по наиболее важным вопросам (в частности, об изменении конституции), принимают надпарламентские органы, состоящие из всех членов парламента, а также из других лиц. В их состав входят президент, лица, избираемые или делегируемые от определенных социальных, а иногда и этнических групп, губернаторы, члены правительства, другие высшие должностные лица (например, судебных органов или прокуратуры). Орган надпарламентского типа существует в Туркменистане (Халк Маслахаты), в Индонезии (в последней стране он собирается раз в пять лет или в условиях чрезвычайных событий, главным образом для принятия программы развития, выборов президента и вице-президента), в Афганистане (джирга). Законы в некоторых странах могут принимать также подпарламентские органы, существующие в некоторых странах (Греция, Италия, Испания, Португалия и др.). Это так называемые решающие комиссии (или секции) парламента, которых, например в Греции, может быть создано не более двух. В таких мини-парламентах (с точки зрения численного состава) представлены пропорционально все фракции парламента. Решающие комиссии не вправе, однако, принимать законы по важным вопросам (конкретный перечень запретов установлен конституцией), а по другим — если против этого возражает хотя бы 1/10 часть парламентариев.
В зарубежных странах существуют также делегированное законодательство и акты, имеющие силу закона, издаваемые на основе, так называемой регламентарной власти. Делегированное законодательство — это акты исполнительной власти (они имеют разные названия: законодательные декреты, декрет-законы, ордонансы и др.), которые издаются по уполномочию парламента (обеих палат при двухпалатном парламенте) и имеют силу закона. Полномочие дается на срок (обычно краткий) или на издание акта по определенному, конкретному вопросу. Такой акт подлежит контролю парламента: представляется «на стол парламента» (сдается в библиотеку, в специальный комитет парламента по «подчиненному законодательству», по требованию депутатов может быть рассмотрен на пленарном заседании палаты парламента). По решению парламента он может быть отменен (например, если правительство, издавая акт, вышло за пределы делегированных полномочий). Издание актов, обладающих силой закона на основе регламентарной власти, не нуждается и в делегировании и осуществляется в соответствии с конституцией президентом (Египет), президентом или правительством (Франция) или на совместном заседании президента и правительства под председательством президента (Италия). Акты делегированного законодательства и регламентарной власти подлежат контролю парламента. В политических автономиях (например, в автономных областях Италии или на Аландских островах в Финляндии) законы могут издаваться только по предметам, отнесенным к их компетенции (в федерациях — также по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, но учитывая принцип верховенства федерального права, о котором говорилось выше).
Иногда местными законами называются акты местных органов самоуправления (Бразилия). В некоторых странах англосаксонского права они называются иначе, но при этом в словосочетании тоже используется термин «закон» (by-laws).
Функции парламента. Российский парламент — Федеральное Собрание — выполняет в системе государственного управления особые функции, причем, выполняя их, он может действовать только в совокупности обеих палат (например, принятие государственного бюджета) или в качестве одной палаты (например, только часть членов Центральной избирательной комиссии назначает Совет Федерации). Если депутаты действуют индивидуально (например, право депутатского запроса к министру), то они используют полномочия парламентария (а не парламента), хотя, в конечном счете, они производны от функций парламента.
Парламент РФ осуществляет