Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:11, курсовая работа
Цель работы – изучить влияние законов и иных нормативных актов в системе аграрного права.
Задачи работы:
- определить понятие агарного права и его источники;
- дать классификацию источникам аграрного права;
- рассмотреть роль законодательных и иных нормативных актов в системе аграрного права.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие, особенности и классификация источников
аграрного права ……………………………………………………… 5
Понятие источников аграрного права …………………………… 5
Классификация и особенности источников аграрного права …… 11
Глава 2. Законодательная основа системы аграрного права …………… 18
2.1. Указы президента и постановления правительства в системе аграрного права…………………………………………………………….18
2.2. Перспективы развития агропромышленного комплекса России…..22
Заключение ……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы ..............................
Глава 2. Законодательная основа системы
аграрного права
2.1.
Указы президента и
Конституция РФ – основной источник аграрного права в России.
Нормы содержащиеся в Конституции РФ и имеющие определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, могут быть подразделены на:
-
устанавливающие права и
- определяющие формы и виды собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;
-
регулирующие трудовые
-
устанавливающие систему
Каждый, гласит ст. 34 Конституции, имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной запрещенной законом деятельности. Предпринимательство как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ), является основой перехода к рыночным отношениям, главным направлением реформирования с/х предприятий, повышения их эффективности, надежного обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому предусмотренные Конституцией права на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности имеют основополагающее значение для правового регулирования аграрных отношений.
Большую роль в аграрном праве, как и в др. отраслях, играют законы РФ. В отличие от многих др. отраслей российского права аграрное право, как уже отмечалось, не имеет единого кодифицированного законодательного акта.
Важное значение для регулирования аграрных отношений имели те законодательные акты, посвященные тем или иным сферам общественных отношений в агропромышленном комплексе. Согласно данным актам основными видами платы за землю являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Обращает на себя внимание, что данный Закон, пожалуй, как ни один другой аграрный или земельный, пользуется повышенным вниманием наших законодателей, в него вносились и до сих пор вносятся те или иные поправки, дополнения и изменения, что обусловлено не только несовершенством его нормативных положений, но и значительным фискальным интересом государства к данной сфере отношений.
За
последние годы произошло значительное
обновление аграрного законодательства.
Принят новый Земельный кодекс, в
котором нашли нормативно-
Указы Президента РФ занимают особо важное место в регулировании аграрных отношений. Именно в указах были решены многие вопросы реформирования с/х предприятий и организаций, а также земельных отношений, еще не получивших достаточной правовой регламентации в законодательных актах, нашли разрешения неотложные задачи реформирования колхозов и совхозов, купли-продажи земли и др.
Постановления Правительства РФ также занимают важное место в регулировании аграрных отношений. Так, этими нормативными актами были определены порядок и формы реформирования колхозов и совхозов; меры по стабилизации агропромышленного комплекса, его материальной и финансовой поддержке и др.
27 июля 2000г. Правительством РФ были одобрены Основные направления агропродовольственной политики на 2001-2010гг., в которых дана краткая характеристика современного состояния агропромышленного комплекса России, указаны основные проблемы агропромышленного комплекса России, определены цели и задачи его дальнейшего развития, материально-технические и организационно-правовые средства обеспечения их решения.
Большое место в регулировании аграрных отношений занимают указы Президента РФ. Таковы указы о неотложных задачах реформирования колхозов и совхозов, купле-продаже земли, регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России, реализации конституционных прав на землю и др.
Заметную роль в регулировании аграрных отношений занимают нормативные правовые акты Министерства с/х РФ и др. федеральных органов исполнительной власти. Так приказом Мин. с/х РФ от 31.01.2003г. №28 утверждены Методические рекомендации по бух. Учету доходов и расходов деятельности сельскохозяйственных и др. организаций АПК.
В системе источников аграрного права РФ особое место занимают законы и др. нормативные правовые акты субъектов РФ-республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие аграрные отношения в соответствующих государственных образованиях.
Вместе
с тем такой многоуровневый характер
нашего законодательства порождает
опасность его
Реформирование колхозов и совхозов, образование новых сельскохозяйственных коммерческих формирований, обладающих большой свободой в осуществлении предпринимательской деятельности и регулировании внутрихозяйственных отношений, привело к значительному расширению круга общественных отношений, регулируемых локальными нормативными актами, особенно нормативными актами, принимаемыми органами внутрихозяйственного управления сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, товариществ и обществ. К числу таковых относится прежде всего устав того или иного сельскохозяйственного формирования, определяющий предмет и цели его деятельности, а следовательно, и его правосубъективность. В уставе кооператива решаются такие вопросы, как порядок и условия вступления в кооператив, основания и порядок прекращения членства в кооперативе, размер паевых взносов, условия и порядок формирования фондов, распределение прибыли и убытков кооператива и многие др. вопросы, касающиеся внутрикооперативных отношений.
Большую роль в регулировании трудовых отношений играют различного рода локальные нормативные акты, принимаемые компетентными органами внутрихозяйственного управления соответствующего сельскохозяйственного формирования. Таковы, например, положения об уплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции об охране труда и др.
В деятельности аграрных отношений важную роль играют также решения судебной и арбитражной системы. Деятельность судебных и арбитражных органов по разрешению экономических споров с/х коммерческих организаций с их контрагентами, рассмотрению дел о признании недействительными актов государственных органов, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы сельхоз. товаропроизводителей, имеет большое значение для правового регулирования аграрных отношений, стабилизации агропромышленного производства и его дальнейшего развития.
Особо важную роль в регулировании общественных отношений на селе играют постановления высших судебных и арбитражных органов, в которых содержатся обобщения и руководящие указания судам по вопросам применения действующего законодательства и разрешения той или иной категории дел.
Поскольку
по действующему законодательству споры
сельхоз. формирований, а также граждан,
занимающихся с/х, садоводством, огородничеством,
животноводством, разрешаются как
арбитражными судами общей юрисдикции,
большое значение имеет четкое разграничение
подведомственности этих дел судами и
арбитражным судам. К юрисдикции арбитражных
судов согласно действующему законодательству
отнесено разрешение экономических споров
между предприятиями, учреждениями, организациями,
являющимися юридическим лицами, независимо
от ведомственной принадлежности и подчиненности,
гражданами-предпринимателями, а также
споров в сфере управления.
2.2.
Перспективы развития
В
последние годы в аграрном секторе
экономики усилились процессы горизонтальной
и вертикальной интеграции, создаются
крупные интегрированные
Отечественный агропромышленный комплекс становится более привлекательным как для российских, так и зарубежных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил примерно 10 млрд долл. Растет приток инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. В 2000 г. они равнялись 31,5 млрд руб., в 2005 г., по оценке, это уже 130 млрд руб.
Вместе с тем наряду с имеющимися положительными тенденциями в развитии отрасли сохраняются крупные системные проблемы.
В последнее время наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства: они отстают от темпов роста экономики в целом. Усиливается неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями, продолжающееся уже 15 лет. Сохраняется непрерывный опережающий рост цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.
Экономическая ситуация на селе остается сложной: более трети сельскохозяйственных организаций убыточны. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые — все беднее. Средняя месячная зарплата работников отрасли составляет всего 3580 руб., это 43% общероссийского уровня. За чертой бедности находится свыше половины сельского населения, уровень занятости которого едва дотягивает до 68%.
Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства не превышает 4% их общего объема в экономику страны. Это в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г.
Снижается
уровень технической
Наиболее проблемной отраслью остается животноводство. К сожалению, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе молочных коров. В 2005 г. его численность уменьшилась на 6%. Несмотря на рост продуктивности реализация скота на убой снизилась на 1,7%, а производство молока сократилось почти на З%.1
В условиях рыночной экономики основой государственной агропродовольственной политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции — главного фундамента экономического роста АПК, устойчивого развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поддержания продовольственной безопасности страны. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий, во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами; во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения; в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.
Исходя из такого подхода и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», поддержанный правительством страны и Федеральным Собранием. В сфере агропромышленного производства определены три основных направления:
ускоренное развитие животноводства;
стимулирование развития малых форм хозяйствования;
обеспечение жильем молодых специалистов на селе.
Проектом предусматривается увеличить за два года производство молока на 4,5%, мяса — на 7%. Для реализации этих целей намечено в первую очередь повысить доступность кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов и ферм за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам; увеличить поставки техники, оборудования, племенного скота на условиях аграрного лизинга; сохранить действующий режим ограничения импорта мяса и мясопродуктов, стимулировать импорт технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего отечественных аналогов.
Информация о работе Законодательная основа системы аграрного права