Законодательная основа системы аграрного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить влияние законов и иных нормативных актов в системе аграрного права.
Задачи работы:
- определить понятие агарного права и его источники;
- дать классификацию источникам аграрного права;
- рассмотреть роль законодательных и иных нормативных актов в системе аграрного права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие, особенности и классификация источников
аграрного права ……………………………………………………… 5
Понятие источников аграрного права …………………………… 5
Классификация и особенности источников аграрного права …… 11
Глава 2. Законодательная основа системы аграрного права …………… 18
2.1. Указы президента и постановления правительства в системе аграрного права…………………………………………………………….18
2.2. Перспективы развития агропромышленного комплекса России…..22
Заключение ……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы ..............................

Работа содержит 1 файл

Аграрное право.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Оглавление  

     Введение  …………………………………………………………………. 3

    Глава 1. Понятие, особенности и классификация источников

     аграрного  права ……………………………………………………… 5

    1. Понятие источников аграрного права …………………………… 5
    2. Классификация и особенности источников аграрного права …… 11

    Глава 2. Законодательная основа системы аграрного права …………… 18

    2.1. Указы президента  и постановления правительства в системе аграрного права…………………………………………………………….18

    2.2. Перспективы развития агропромышленного комплекса России…..22

    Заключение  ……………………………………………………………… 29

    Список использованной литературы ........................................................ 31

 

      Введение 

     В условиях перехода России к рыночным отношениям, вместе с изменениями  общественных отношений между людьми, менялось и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы общественной жизни, все отрасли и сферы, где правит право. Не осталась и в стороне такая важная отрасль юридической науки, как аграрное право.

     Наука аграрного права — одна из специальных  отраслей юридической науки. Ее предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается аграрное право как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных норм, составляющих комплексную отрасль права. Правовые нормы, составляющие аграрное право, правовая наука изучает как целостную органическую систему, связанную внутренним единым, юридическим содержанием, для которой характерна дифференциация по правовым институтам и иным структурным подразделениям.

     Правовая  наука изучает также практику применений аграрного законодательства федеральными органами государственной власти и субъектами Федерации, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, органами юстиции, судов и прокуратуры.

     В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено обеспечение за счет бюджетных средств приоритетного развития социальной сферы села. Решение указанной задачи обеспечивается пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях, финансовой, кредитной и ресурсной политикой, системой государственной поддержки, демографической политикой.

     Поскольку аграрные отношения регулируются нормами  не только аграрного права, но и других отраслей, большое число среди  его источников составляют нормы, содержащиеся в смежных отраслях права. Так, в новом ГК РФ содержатся нормы, определяющие организационно-правовые формы сельскохозяйственных коммерческих и некоммерческих образований, как ранее созданных, так и вновь создаваемых, в связи с чем их учредительные документы должны полностью соответствовать указанным нормам.

     Цель  работы – изучить влияние законов  и иных нормативных актов в  системе аграрного права.

     Задачи  работы:

     - определить понятие агарного  права и его источники;

     - дать классификацию источникам  аграрного права;

     - рассмотреть роль законодательных и иных нормативных актов в системе аграрного права.

 

       Глава 1. Понятие, особенности и классификация  источников аграрного права 

      1.1. Понятие источников аграрного  права 

     Источники аграрного права служат формой выражения  и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентации, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса.

     Научно-теоретическую  основу разработки аграрной политики государства составляет Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007г. N 446. Стержневым моментом современной аграрной политики является формирование рыночных социально-экономических аграрных структур, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования. Соответственно аграрная политика включает ориентацию на проведение аграрной и земельной реформы, имеющей антимонопольную направленность, на повышение престижности крестьянского труда и уровня жизни в деревне, на преобразования структурной, инвестиционной, налоговой политики, обеспечивающей приоритетное развитие АПК.

     Стратегия государства в аграрной политике вытекает из все большего распространения  в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций  к формированию многоукладной аграрной экономики. Поэтому для решения продовольственной проблемы в полной мере используются механизмы, обеспечивающие многообразие правовых форм организации сельскохозяйственного производства, расширение экономических прав граждан, работающих в сельском хозяйстве.

     Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Следуя указанным документам, аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. №858 (ред. от 31.01.2009г.) «Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года » аграрные законы стремятся полнее и эффективнее обеспечить защиту прав работников сельского хозяйства путем повышения уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий. В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено обеспечение за счет бюджетных средств приоритетного развития социальной сферы села.

     Государство в соответствии с осознанными  потребностями социально-экономического развития сельского хозяйства и  особенностями становления рыночных отношений в АПК формулирует долговременные и ближайшие цели аграрной политики, которые выступают в качестве механизма интеграции в систему нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения.

     Исходя  из основных особенностей сельского  хозяйства как базовой отрасли  народного хозяйства, его значения для экономического и социального развития общества, Правительство РФ в качестве долговременных целей аграрной политики формирование качественно новых социально-экономических условий для решения продовольственной проблемы, обеспечение приоритетного улучшения условий труда и быта сельского населения, создание социально равных условий жизни в городе и деревне.

     Многие  из намеченных задач по ряду причин оказались невыполненными. В связи  с этим принятым 22.12.2006 года Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 05.04.2009г.) признано необходимым утвердить конкретные меры протекционистской политики, обеспечивающей выход из кризиса и стабилизацию производства в агропромышленном комплексе. Предусматривается разработка нормативно-правового механизма, направленного на реализацию указанных задач.

     Серьезные попытки решить проблемы социального  развития села предприняты Федеральной  целевой программой «О развитии села до 2012 года». Здесь предусматривается комплекс мер, направленных на формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности для сельского товаропроизводителя, формирование системы сельского расселения, отвечающей новым производственным отношениям. Насколько они эффективны, покажет практика.

     Традиционно стратегия агарной политики связана с насыщением рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Возникшая напряженность вокруг проблемы продовольственной безопасности побудила федеральную исполнительную власть определить механизм реализации этой стратегической задачи, связанной с повышением уровня продовольственного обеспечения, покупательского спроса всех слоев населения, улучшением качества продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, обеспечением их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Именно с этими факторами связан переход к новой аграрной политике, которая в максимальной мере использует возможности федеральных, региональных, межгосударственных программ для улучшения продовольственного обеспечения населения.

     Движение  в этом направлении требует применения ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных и иных регуляторов аграрной экономики. Необходимыми условиями для достижения стратегических задач аграрной политики являются земельная реформа, формирование новой структуры сельского хозяйства и конкурентной среды при приватизации предприятий АПК, создание рыночной инфраструктуры, демократизация системы управления АПК. Осознание этого фактора потребовало также изменений в приоритетах аграрной политики. Важнейшими среди них является реформа социальной политики, направленной на создание социально-равных условий жизни в городе и деревне, ускоренное развитие социальной сферы на селе.

     Именно  в этом направлении развивается  законодательство о реорганизации  колхозов и совхозов, которое предусматривает передачу в муниципальную собственность объектов социальной инженерной инфраструктуры. К ним относятся жилые дома, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, дома быта, гостиницы, предприятия общественного питания и торговли и другие объекты социальной инженерной инфраструктуры, непосредственно осуществляющие культурное и коммунальное обслуживание сельского населения. Это, разумеется, не означает, что такие объекты не могут находиться в собственности сельскохозяйственных коммерческих организаций, которые имеют реальные источники финансирования, обеспечивающие содержание и техническую эксплуатацию объектов социальной инженерной инфраструктуры.

     Программные цели, идеи, принципы аграрной политики, основные пути, методы и формы решения  продовольственной проблемы требуют законодательного закрепления в нормативно-правовых актах аграрного законодательства, обеспечивающего переход к рынку в аграрной экономике на основе преобразований отношений собственности и форм хозяйствования, реформы трудовых отношений и социальной сферы, перестройки государственного регулирования сельским хозяйством.

     Вот почему государство, определяя аграрную политику, разрабатывая меры, направленные на повышение эффективности сельскохозяйственного  производства и реализацию аграрной реформы, в то же время придает важное значение совершенствованию аграрного законодательства, формируемого для регулирования и охраны аграрных отношений.  

     Источникам  аграрного права присущи общие  признаки, которые характерны для  источников любой отрасли права. Юридические акты, регулирующие аграрные отношения, являются лишь результатом деятельности государства, без которого не может возникнуть ни один юридический нормативный акт.

     Тем самым решающее значение приобретает  проблема формирования и осуществления государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах, регулирующих аграрные отношения. Иными словами, для характеристики общих признаков источников аграрного права важно выявить прежде всего форму выражения регулирующих аграрные отношения правовых норм, которые образуют в совокупности аграрное право как комплексную отрасль права.

     Важно подчеркнуть и другое. Категория  источника аграрного права характеризуется  по признакам нормативно-правового  акта государства как юридического источника. Источником права является лишь такой нормативный акт государства, который содержит всеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм аграрного права.

     Как и для других отраслей права, для  аграрного права характерна множественность  нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения. Государство и  его органы наряду с законом признают в качестве формы закрепления государственной воли также иные выражения воли народа в подзаконных правовых актах, содержащих нормы аграрного права.

     Говоря  о соотношении различных источников аграрного права, надо иметь в  виду, что с начала 90-х гг. начался  процесс усиления дифференциации в аграрном праве. Однако это вовсе не означает, что в настоящее время государство в какой-то мере отказывается от унификации правового регулирования аграрных отношений, основу которого составляет переход на рыночную модель управления аграрной экономикой. Это и проявляется прежде всего в том, что в области аграрного права значительную роль играют унифицированные нормативно-правовые акты, регулирующие многочисленные экономические связи в системе рыночной аграрной экономики, которые складываются между сельскохозяйственными коммерческими организациями в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности. Это непосредственно связано с другой тенденцией более общего характера, а именно с усилением юридического единства аграрного права.  

Информация о работе Законодательная основа системы аграрного права