Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:50, курсовая работа
Принципиальным признаком новой президентской власти является ее стремление встать над другими властями, сосредоточить у себя функции арбитра в отношении их. Функции президента как арбитра имеют многосторонний характер. Сюда относится его координирующая роль. В России изданы некоторые специальные указы по координации действий многих государственных органов.
Цель настоящей работы - выяснить границы полномочий президента, определить конституционно-правовые основы взаимоотношений его с разными ветвями власти.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Президент в системе органов государственной власти России………...5
Глава 2. Понятие функций и полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………………6
Глава 3. Полномочия президента по формированию государственных органов и назначению должностных лиц…………………………………………………….15
Глава 4. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности и внешней политики………………………………………………..22
§ 1. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности…………………………………………………………………22
§ 2. Президент и внешняя политика………………………………………..25
Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список Литературы…………………………………
Действующая
Конституция не обусловливает только
сегодняшнюю схему
Для развития конституционной практики представляет несомненный интерес ст. 32 ФКЗ, определяющая особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти. Одна из них заключается в том, что Президент непосредственно руководит федеральными министерствами и ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Нахождение этих органов в ведении Президента обусловливает его право утверждать по представлению Председателя Правительства положения о них и назначать их руководителей. Вместе с тем упомянутые органы исполнительной власти не исключены из юрисдикции Правительства, поскольку возложенные на него задачи в области обороны и государственной безопасности, внешней политики и международных отношений, обеспечения законности, борьбы с преступностью осуществляются прежде всего через упомянутые министерства и ведомства. Эти федеральные исполнительные органы подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, федеральные же министры подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Президента, также и главе государства (ст. 12 и 26 ФКЗ). Другая особенность видится в том, что рассматриваемый Закон применительно к отношениям Правительства и указанных органов использует термин «координация». Основные направления деятельности Правительства в названных областях управления раскрывается в его полномочиях (ст. 19, 20 и 21 ФКЗ). Таким образом, особенности руководства так называемыми «силовыми» ведомствами вовсе не означают изъятие их из сферы управления со стороны Правительства.
Полномочия |
Полномочия Президента РФ |
Организует реализацию внешней политики РФ (ст.13 ФКЗ о Правительстве РФ) | Определяет основные направления внешней политики (ч. 3 ст.80 Конституции РФ) |
Координирует |
Как глава государства представляет РФ в международных отношениях (ч. 4 ст. 80 Конституции РФ), назначает министра иностранных дел. |
Председатель |
Осуществляет руководство внешней политикой (ст.86 Конституции РФ). Является представителем государства как внутри страны, так и за рубежом. |
Обеспечивает |
Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (ст.86 Конституции РФ) |
Осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ (ст.21 ФКЗ о Правительстве РФ) | Подписывает ратификационные грамоты (ст.86 Конституции РФ) |
Заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств (ст.21 ФКЗ о Правительстве РФ) | Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (ст.86 Конституции РФ) |
Отстаивает |
Руководит деятельностью Министерства иностранных дел (ст. 32 ФКЗ о Правительстве РФ) |
Осуществляет |
Назначает министров |
Помимо
Глава 4.
Полномочия президента
в области обороны
страны, обеспечения
её безопасности и внешней
политики.
§ 1. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности.
Одной из основных черт, характеризующих активное и непосредственное участие президента в определении и реализации внутренней и внешней политики государства, являются его полномочия, связанные с руководством Вооружёнными силами, а в более широком плане – с обеспечением охраны суверенитета Российского государства, его независимости, безопасности и территориальной целостности.
Оборона страны, её безопасность – одна из главных функций главы государства. Здесь Президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства». В этом он клянётся, принося присягу народу (ст. 82 Конституции).
Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении её безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.20
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно закону «Об обороне»21 он утверждает концепцию и планы строительства Вооружённых сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.
К полномочиям Президента относится назначение и освобождение от должности лиц высшего командования Вооружённых Сил, присвоение воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение планов гражданской обороны и дислокации Вооружённых сил.22
Президент
определяет основные направления реформы
в области обороны и
В соответствии со ст. 83 и 87 Конституции Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции).
Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (п.3 ст. 87 Конституции РФ). В соответствии с ФКЗ от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении»23 статья 11 приводит Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения:
Президент Российской Федерации:
1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;
3) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;
4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;
5) определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;
6) приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
7) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
8) устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;
9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;
10) принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);
11) прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;
12)
устанавливает на
территории, на которой
введено военное
положение, особый
режим работы объектов,
обеспечивающих
13) утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет).
А
согласно статье 88 данного закона, Президент
Российской Федерации при обстоятельствах
и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным
Указы
Президента о введении военного или
чрезвычайного положения, а также
решение вопроса о возможности
использования Вооружённых сил
за пределами Российской Федерации
требуют утверждения Советом Федерации
(ст. 102 Конституции РФ).
§ 2. Президент и внешняя политика.
Исходным является положение Конституции (ст. 80), что Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, полномочия раскрываются в основном в ст. 86, в которой чётко определено, что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Об активном участии российского Президента в международных переговорах свидетельствуют его регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах и даже частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными государственными деятелями.24
Следует
отметить, что руководство Президента
внешней политикой в
Таким образом, следует отметить личное участие Президента и прежде всего то, что Конституция уполномочила его лично вести переговоры по вопросам внешней политики. Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам, закреплённым за Президентом Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.
Личное участие Президента в осуществлении внешнеполитических функций проявляется и в том, что он подписывает международные договоры Российской Федерации, которые, как указано в ст. 15 Конституции, являются составной частью российской правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Президент
подписывает также
Президент
принимает верительные и
Информация о работе Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти