Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:50, курсовая работа
Принципиальным признаком новой президентской власти является ее стремление встать над другими властями, сосредоточить у себя функции арбитра в отношении их. Функции президента как арбитра имеют многосторонний характер. Сюда относится его координирующая роль. В России изданы некоторые специальные указы по координации действий многих государственных органов.
Цель настоящей работы - выяснить границы полномочий президента, определить конституционно-правовые основы взаимоотношений его с разными ветвями власти.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Президент в системе органов государственной власти России………...5
Глава 2. Понятие функций и полномочий Президента Российской Федерации……………………………………………………………………………6
Глава 3. Полномочия президента по формированию государственных органов и назначению должностных лиц…………………………………………………….15
Глава 4. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности и внешней политики………………………………………………..22
§ 1. Полномочия президента в области обороны страны, обеспечения её безопасности…………………………………………………………………22
§ 2. Президент и внешняя политика………………………………………..25
Глава 5. Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти………………...28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список Литературы…………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Президент
в системе органов
Глава 2. Понятие
функций и полномочий Президента
Российской Федерации………………………………………………………
Глава 3. Полномочия президента по формированию государственных органов и назначению должностных лиц…………………………………………………….15
Глава 4. Полномочия
президента в области обороны
страны, обеспечения её безопасности
и внешней политики………………………………
§ 1. Полномочия
президента в области обороны
страны, обеспечения её безопасности………………………………………………
§ 2. Президент
и внешняя политика………………………………
Глава 5. Взаимодействие
Президента со всеми ветвями власти………………...
Заключение……………………………………………………
Список Литературы…………………………………
Введение
Тема данной работы – полномочия президента Российской Федерации. Актуальность ее не вызывает сомнений. Дело в том, что именно полномочия президента, их широта и объем, взаимоотношения и границы с полномочиями других представителей власти, уже не раз за последнее десятилетие становились причиной конфликтов и даже кровопролития.
Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства — это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляя Россию как внутри страны, так и вовне, в международных отношениях.
Президент — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа. Важнейшей задачей Президента является защита Конституционных прав и свобод человека, суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти. Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом.
Президент РФ не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти.
Этому есть вполне логичное обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно таковой и является Россия), а также в период проведения реформ.
На деятельность Президента России важное влияние оказывает и такая особенность Российской Федерации, как наличие в ее составе субъектов разного вида. И хотя в Конституции закреплен принцип равноправия субъектов, правовые и фактические различия между ними будут сохраняться еще долгое время. В связи с этим Президенту приходится иметь дело с различными видами правовых отношений с субъектами Федерации, использовать различные формы и методы работы.
Институт
президентства в России сочетает
черты как президентской, так
и полупрезидентской
Принципиальным признаком новой президентской власти является ее стремление встать над другими властями, сосредоточить у себя функции арбитра в отношении их. Функции президента как арбитра имеют многосторонний характер. Сюда относится его координирующая роль. В России изданы некоторые специальные указы по координации действий многих государственных органов.
Цель
настоящей работы - выяснить границы
полномочий президента, определить конституционно-правовые
основы взаимоотношений его с
разными ветвями власти.
Глава 1. Президент в системе органов государственной власти России.
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.1
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.
Говоря о положении главы государства в системе органов государственной власти, следует иметь в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, победивший на выборах.2 В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей — законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.
Другое дело — взаимоотношения главы государства с исполнительной властью.
Президентская власть в республиках президентского типа — это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер. Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства — напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.3
Особенностью
правового положения Президента
именно как главы государства
является то, что он использует возложенные
на него Конституцией задачи прежде всего
лично, но и инициируя деятельность
федеральных органов
С
той же целью Президент вправе
использовать согласительные процедуры,
а также различные формы
Выступая в роли гаранта, Президент вправе оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях, координировать деятельность государственных органов, обеспечивая их слаженное взаимодействие. Через послание Федеральному Собранию он может изложить свое видение проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни.
Президент может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан.
Глава 2. Понятие функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).5
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:
1.
Является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека
и гражданина. В силу этого
он прежде всего должен
2. В установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3.
В соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
определяет основные
4)
представляет Российскую
У главы государства имеются полномочия в сферах законодательной, исполнительной и судебной власти. Это означает определенные, конституционно закрепленные конкретные права Президента в разных отраслях и ветвях государственной власти. Их можно сгруппировать следующим образом:
1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве президент назначает дипломатических представителей в зарубежных государствах и в международные организации. В России он при этом должен консультироваться с соответствующими комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Президент
подписывает ратификационные
Российский
Президент неоднократно регулировал
разногласия между субъектами Федерации
и даже разногласия органов внутри
субъекта (например, разногласия между
органами законодательной и
Президент Российской Федерации имеет и другие, более сильные инструменты для воздействия на отклоняющееся поведение субъектов. В соответствии со ст. 78 Конституции он вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации». Следовательно, он вправе пресекать не только грубые формы нарушения правопорядка (организованное неповиновение, мятежи, создание незаконных вооруженных формирований), но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации, принятых в соответствии с ее компетенцией. Это право выражено в общей формулировке, конкретных форм федерального принуждения, например, в виде президентского правления, не предусмотрено. Президент имеет право также приостанавливать акты органов исполнительной власти, субъектов Федерации при нарушении ими Конституции, законов Федерации, международных обязательств и т. д. Президент может не только приостановить, но и отменить акты субъектов Федерации (в частности, президентов субъектов), если они вмешивались в исключительную компетенцию Федерации. Он объявляет выговоры избранным губернаторам субъектов Федерации за неудовлетворительную работу по обеспечению законности по конкретным вопросам. В этом случае глава государства действует как гарант Конституции и законности на всей территории Федерации.
Информация о работе Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти