Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:10, контрольная работа
Выборы - необходимый признак демократического правового государства. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.
Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской
Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается, главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Выборы в системе государственной власти………………………….4
1.1.Избирательная кампания……………………………………………………6
1.2.Избирательное право и его принципы……………………………………..9
1.3.Избирательная система и избирательный процесс……………………….12
Глава 2. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах………………………………………………………..15
2.1.Эффективность ответственности…………………………………………..18
2.2. О чем говорит анализ практики……………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..26
Можно утверждать, что административное правонарушение в сфере избирательного законодательства означает нарушение закона о выборах, референдуме, характеризующееся такими обязательными признаками, как общественный вред, противоправность, существенность, виновность (умышленная либо по неосторожности), наказуемость и, применительно к ней, деликтоспособность правонарушителя. Поскольку правонарушение в сфере избирательного законодательства может выступать в форме преступления, гражданско-правового, дисциплинарного, административного или конституционного правонарушения, то, соответственно, юридическая ответственность может быть уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, административной или конституционной. Такой порядок, за исключением конституционной ответственности, урегулирован соответствующими санкциями УК РФ, ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.
Таким образом, избирательное правонарушение - это отдельный (особый) вид виновных, противоправных, общественно вредных (опасных) деяний в форме действия или бездействия, посягающее на права граждан в сфере избирательного законодательства и законодательства о референдуме, в связи с которыми на основании федерального законодательства и законодательства субъектов РФ применяются меры охраны, восстановления нарушенных прав, а также меры конституционной ответственности.
Субъектом избирательного правонарушения могут быть избиратели, участники референдума, наблюдатели, в т.ч. (иностранные, международные) кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, зарегистрированными кандидатами, лица, избранные депутатами или на иную выборную должность, уполномоченные представители по финансовым вопросам избирательных объединений, представители инициативной группы по проведению референдума, должностные лица кредитных организаций, должностные лица организаций, осуществляющих теле - и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, лица, проводящие предвыборную агитацию, которым участие в ее проведении запрещено законом, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели избирательных комиссий; избирательные объединения, избирательные блоки, инициативная группа по проведению референдума.
В настоящее время нормы, устанавливающие административную ответственность за административные правонарушения в сфере избирательного законодательства, закрепляются в КоАП РФ, а нормы, устанавливающие многие конструктивные признаки данной группы правонарушений, - избирательным законодательством.
Под нарушением законодательства о выборах и референдумах понимается несоблюдение требований Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных законов о выборах федеральных органов государственной власти, законов субъектов РФ о выборах и референдумах. В настоящее время в субъектах принято более ста законов (кодексов) о выборах, отразившие совершение физическими и юридическими лицами противоправных, виновных, административно наказуемых действий или в их бездействии. Однако проблемной является норма права об административной ответственности общественных объединений, если они не обладают статусом юридического лица, что допускается ст.21 ФЗ "Об общественных объединениях граждан".
2.2. О чем говорит анализ практики
Всю совокупность административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан можно классифицировать по признаку избирательных действий: административные правонарушения, в сфере обеспечения выборов, т.е. совершаемые субъектами, обладающими специальным административно-правовым статусом, в том числе и субъектами избирательных правоотношений, обладающими функциональной властью в рамках избирательного процесса, и правонарушения в сфере соблюдения законности, субъектами которых являются физические и юридические лица, наделенные общим административно-правовым статусом.
К первой группе нарушений можно отнести такие, как "Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме", "Непредставление сведений об итогах голосования" и так далее, ко второй группе - "Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдуме порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях", "Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности" и т.п.
По связи с юридической ответственностью административные правонарушения в сфере избирательного законодательства можно разделить на: правонарушения, влекущие административную ответственность; правонарушения, за совершение которых помимо административной ответственности, правонарушитель может привлекаться к иным видам ответственности (например, конституционной - подкуп избирателей - не только административное правонарушение, влекущее административную ответственность, но и как основание для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов; дисциплинарной - непредоставление сведений об итогах голосования председателем избирательной комиссии субъекта будет рассматриваться не только как административное правонарушение, но и как невыполнение этим лицом служебных обязанностей).
По субъектному составу можно подразделить на: правонарушения, совершенные субъектами, обеспечивающими проведение выборов или референдума (члены избирательных комиссий, комиссий референдума, председатели участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий, и т.д.); правонарушения, совершенные субъектами, участвующими в выборах: инициативной группой избирателей; кандидатом, зарегистрированным кандидатом; избирательным блоком или избирательным объединением; уполномоченными представителями; средствами массовой информации; иные юридические лица; иные должностные лица (например, работодатель); избиратели, участники референдума и иные деликтоспособные физические лица.
Здесь уместно напомнить, что не могут являться субъектами административных правонарушений те, кто в момент совершения правонарушения не отдавал отчет своим действиям и не мог руководить ими (невменяемые), а так же те, кто на момент совершения правонарушения не достиг деликтоспособного возраста.
По неисполнению предписаний:
- нарушения
нормативных предписаний (
- нарушения
частных предписаний (
- нарушения нескольких норм, устанавливающих ответственность за нарушение избирательного законодательства (например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, в первую очередь нарушает регулятивные нормы избирательного права, а во вторую -охранительные нормы).
По субъективной стороне классифицируются на: умышленные правонарушения (умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму. Исходя из смысла данной нормы предполагается, что если уничтожение или повреждение данных материалов произойдет, но без умысла, а в форме неосторожности, то лицо, совершившее данное деяние к административной ответственности привлекаться не будет); совершенные по неосторожности (например, изготовление или распространение агитационных материалов, с нарушением требований закона может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности).
В зависимости от формы организации: ситуационные (спонтанные); организованные (подготовленные).
По форме внешнего проявления противоправного деяния: действие (использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума); бездействия (непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума).
По продолжительности совершения противоправного деяния: одноактовые (незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме); длящиеся (неисполнение решения избирательной комиссии).
По частоте совершения противоправного деяния: единичные; неоднократные (совершение разнородных правонарушений в сфере избирательного законодательства); повторные (совершение однородных правонарушений в сфере избирательного законодательства в течении одного года с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания); правонарушения, объединенные в единое противоправное деяние (реальная и идеальная совокупность. Идеальной совокупностью может являться ситуация, когда лицо одновременно с агитацией в период ее запрещения и ее проведения, распространяет анонимные агитационные материалы).
С учетом того, что 1 июля 2002 г. вступил
в силу Кодекс РФ об административных
правонарушениях, а затем в него неоднократно
вносились изменения, необходимо обратить
внимание на неудачный опыт работы органов
внутренних дел, избирательных комиссий,
прокуратуры по выполнению ими своих полномочий
в части возбуждения административного
производства в отношении нарушителей
закона. Следует разработать и принять
необходимые нормативные документы о
форме протокола об административном
правонарушении и порядке его составления,
рекомендации и разъяснения юрисдикционным
органам по административно-процессуальной
деятельности в сфере административных
правонарушений законодательства о выборах
и референдумах.
Заключение.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть - достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы это борьба и состязательность
кандидатов и в них есть элемент игры и
азарта. Это вполне объяснимо, поскольку
граждане, участвующие в выборах, оказываются
перед необходимостью не только определить
свои интересы в соответствии с предлагаемыми
им программами политических партий, но
и проявить симпатии или антипатии к конкретным
кандидатам. Во время избирательных компаний
обычно наблюдается подъем эмоциональной
активности людей, порой сопровождаемый
разного рода эксцессами. В развитых обществах,
поэтому вырабатываются определенные
стандарты политического поведения, подкрепляемые
соответствующими требованиями закона.
Выборы дают выход накопившемуся у известной
части населения недовольству действиями
властей, они открывают единственно возможный
путь демократического разрешения противоречий
в обществе, исключая физические столкновения
людей и путь навязывания большинству
мнение меньшинства или отдельных политиков.
Выборы, таким образом, это своеобразный
праздник всех людей, если они верят в
демократию и стремятся обрести справедливое
правление.
Библиографический список:
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ "Кодекс РФ об административных правонарушениях" // СЗ РФ, 10.01.2002, №1, ст. 125.
4. Кодекс
Российской Федерации об
5. Уголовный кодекс РФ (принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года; с изменениями и дополнениями).
6. Гражданский
кодекс РФ
1. Основы права: Учеб. для системы сред. проф. образования / С. А. Боголюбов, А. А. Гравина, Р. Ф. Каллистратова и др.; Под ред. А. В. Мицкевича; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.- М.: НОРМА, 2000.- 56 с.
2. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юрид. вузы / Под ред. О. Е. Кутафина; Моск. гос. юрид. акад.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1998. С.98
3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. М.: НОРМА, 1999 г. С. 553.
4. Студеникина М. С. Кодификация административного законодательства: некоторые новые аспекты. / М. С. Студеникина // Ваш адвокат.- 1998.- N 6. - С. 8-16.
5. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности. / Материалы подготовили Н. В. Варламова, Е. В. Скурко // Государство и право.- 2001.- N 7. - С. 88-107.
6. Мещеряков А. Н. Пути совершенствования законодательства о выборах президентов республик в составе Российской Федерации: (на примере Удмурт. Респ.) / А. Н. Мещеряков // Конституционное и муниципальное право.- 2001.- N 3. - С. 7-11.
7. Избирательное
право в вопросах и ответах / Ин-т государства
и права РАН.- М.: Б. и., 1995. С. 56.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ