Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:10, контрольная работа
Выборы - необходимый признак демократического правового государства. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.
Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской
Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается, главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Выборы в системе государственной власти………………………….4
1.1.Избирательная кампания……………………………………………………6
1.2.Избирательное право и его принципы……………………………………..9
1.3.Избирательная система и избирательный процесс……………………….12
Глава 2. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах………………………………………………………..15
2.1.Эффективность ответственности…………………………………………..18
2.2. О чем говорит анализ практики……………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..26
2. Принцип свободного и добровольного участия гражданина РФ в выборах предполагает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
3. Принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный "вес". Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.
4. Принцип
прямого избирательного права,
который означает, что избиратель
голосует на выборах в
5. Голосование
на выборах в Российской
В помещении для голосования
должен быть зал, в котором размещаются
кабины или специально оборудованные
места для тайного голосования либо должны
быть пригодные для тайного голосования
комнаты.
1.3.Избирательная система и избирательный процесс.
Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.
Избирательная система — порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.
В Российской Федерации применяется смешанная
избирательная система: мажоритарная
(как относительного большинства при выборах
половины депутатов Государственной Думы,
так и абсолютного большинства при выборах
Президента
РФ) и пропорциональная (при выборах другой
половины депутатов
Государственной Думы).
Избирательный процесс состоит из нескольких стадий: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение результатов выборов; повторное голосование.
На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.
Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят:
• Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
• избирательные комиссии субъектов РФ;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
• участковые избирательные комиссии.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Для проведения выборов образуются избирательные округа. Половина депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, а также Президент РФ выбираются по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных округах, от которых проходит по одному депутату. Могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов), например, при выборах советников в районные собрания (представительный орган местного самоуправления) в г. Москве.
Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно с 8 до 22 часов по местному времени.
Завершающая стадия выборов — определение
их результатов. Избранным по одномандатному
избирательному округу признается зарегистрированный
кандидат, который получил наибольшее
число голосов избирателей, принявших
участие в голосовании при условии, что
выборы состоялись. Кандидат на должность
Президента РФ считается избранным, если
за него проголосовало более половины
избирателей от числа принявших участие
в голосовании. В случае если ни один из
кандидатов не набрал более 50% голосов
избирателей, то проводится повторное
голосование по двум кандидатам, которые
получили наибольшее количество голосов
по сравнению с другими кандидатами. При
повторном голосовании избранным является
тот, кто получил наибольшее количество
голосов по сравнению с другим кандидатом.
Глава 2. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности различают: конституционную ответственность (ответственность по избирательному праву); административную ответственность и уголовную ответственность.
Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (нормативными, правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.
Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушителя и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.
Конституционно-правовую ответственность следует отличать от ответственности по избирательному праву, которая является разновидностью конституционно-правовой ответственности. В этой связи термины "государственно-правовая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах" и "ответственность по избирательному праву" употребляются как синонимы.
Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах содержатся в Конституции РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ФЗ от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ФЗ от 10 января 2003 г. №19-ФЗ "О выборах Президента РФ", а также в законах субъектов РФ.
Конституционно-правовая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам избирательного процесса определенных конституционно-правовых санкций. К таким относятся: предупреждение, отказ в регистрации инициативной группы, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), признание результатов выборов недействительными, отмена решения о признании кандидата избранным, расформирование избирательной комиссии. Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах возможно и в административном и в судебном порядке. В зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей и правового содержания санкций конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения подразделяется на: конституционно-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков; конституционно-правовую ответственность избирательных комиссий.
Административная ответственность регламентируется в КоАП РФ и состоит в применении к виновным физическим и юридическим лицам определенных административных наказаний (как правило, административного штрафа). Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан закреплена в ст.ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ.
За совершение общественно опасных посягательств на избирательные права граждан в Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность. Так, уголовная ответственность наступает за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст.141 УК РФ) и за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст.142 УК). Совершение виновными лицами уголовно-наказуемых нарушений избирательных прав граждан и законодательства о выборах влечет применение к ним уголовных наказаний.
Помимо публично-правовых видов юридической ответственности за отдельные правонарушения, совершаемые виновными лицами в период организации и проведения выборов, может наступать гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовая ответственность относится к частно - правовым видам юридической ответственности и наступает за совершение не избирательных, а гражданских правонарушений. Данный вид ответственности наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенной гражданско-правовой обязанности, а так же в случаях причинения вреда как морального, так и материального. Мерами гражданско-правовой ответственности являются компенсация морального или имущественного вреда, возмещение убытков, взыскание неустойки и т.д.
Государство и общество заинтересовано в проведении честных выборов, для чего и устанавливаются составы "избирательных правонарушений" и "правонарушений в ходе проведения референдума" в административном законодательстве, то есть обеспечение конституционных положений о защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). К сожалению, до настоящего момента в теории правонарушений еще остается много пробелов. Это порождает трудности двух типов. Первые приводят, и будут приводить к неопределенности в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. Вторые - к подобной неопределенности всех субъектов избирательного процесса. В связи с этим рассмотрение названных проблем необходимо начать с общетеоретических аспектов правонарушаемости.
2.1.Эффективность ответственности.
Борьба с нарушениями законодательства о выборах и референдуме носит порой неэффективный характер. Нередко сама возможность применения государственного принуждения в сфере избирательного законодательства сопряжена с неизбежным нарушением законности, что способствует серьезным упущениям в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы лишены реальной возможности воздействовать на лиц, которые используют не предусмотренные законом формы и методы предвыборной агитации, нарушают правила ее проведения.
Законодательная нерешенность данного вопроса приводит к тому, что сферы обеспечения законности не имеют единого мнения по вопросу: что такое избирательное правонарушение и, в том числе, правонарушение в сфере законодательства о выборах и референдуме.
Говоря о признаках "избирательных правонарушений" и "административных правонарушений в сфере избирательного законодательства", необходимо иметь ввиду следующую схему: противоправность (возможно прямое закрепление теоретической модели состава правонарушения в законе), общественная вредность, виновность и наказуемость.