Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:10, контрольная работа
Выборы - необходимый признак демократического правового государства. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.
Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской
Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается, главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Выборы в системе государственной власти………………………….4
1.1.Избирательная кампания……………………………………………………6
1.2.Избирательное право и его принципы……………………………………..9
1.3.Избирательная система и избирательный процесс……………………….12
Глава 2. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах………………………………………………………..15
2.1.Эффективность ответственности…………………………………………..18
2.2. О чем говорит анализ практики……………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список……………………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Выборы в системе государственной власти………………………….4
1.1.Избирательная кампания……………………………………………………6
1.2.Избирательное право и его принципы……………………………………..9
1.3.Избирательная система и избирательный процесс……………………….12
Глава 2. Юридическая
ответственность за нарушения законодательства
о выборах и референдумах………………………………………………
2.1.Эффективность
ответственности………………………………………
2.2. О чем говорит анализ практики……………………………………………20
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………..26
Введение
Выборы - необходимый признак демократического
правового государства. Органы государственной
власти формируются двумя способами: путем
выборов и путем назначения. Однако и назначения
на высшие посты в органах исполнительной
и судебной власти осуществляются выборными
органами.
Таким образом,
выборы дают высшую избирательную легитимность
всей структуре органов государственной
власти. В Российском государстве на федеральном
уровне прямым способом избирается одна
палата Федерального собрания - Государственная
Дума и глава государства - Президент Российской
Федерации. Именно в них воплощается высшая
властеобразующая воля народа и от них
дается, главный импульс формированию
всей исполнительной и судебной власти
на федеральном уровне. На выборной основе
формируются органы государственной власти
в субъектах Федерации, а также органы
местного самоуправления. Отсюда исключительно
важное значение выборов на всех уровнях.
Глава 1. Выборы в системе государственной власти
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный «смысл» программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе, которой может быть создана демократическая власть.
В глазах избирателей мерилом положительной
или отрицательной оценки деятельности
партии является успех последних на выборах.
В современных условиях для большинства
населения основной, а зачастую и единственной
формой участия в политике является участие
в избирательном процессе.
Всеобщие выборы
позволяют выявить расстановку политических
сил в стране в целом, в отдельной области,
в штате, в земле, на муниципальном уровне,
в избирательном округе, определить степень
доверия избирателей к той или иной партии,
конкретным ее лидерам, кандидатам, программным
установкам и т.д.
Они позволяют избирателям делать продуманный,
осознанный выбор в пользу той партии
и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей
степени соответствуют их позициям и интересам.
В свою очередь, партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защищать интересы большинства населения. Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании. Это, в свою очередь, является необходимым условием эффективного функционирования и выживания партий.
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов. Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются, общий период времени отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.
В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-первых, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, во-вторых - во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляются равное время на радио и телевидении и т.д. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.
В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.
1.1.Избирательная кампания
Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) - области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.
Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую и идеолого - информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об "избирательной кампании" той или иной партии, того или иного кандидата и т.д. Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций главой государства или правительства или же парламентом назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.
После официального выдвижения кандидатов
их имена вносятся в специальные избирательные
бюллетени. В этом плане большое значение
для развития избирательной системы имело
введение в конце XIX века так называемого
"австралийского" бюллетеня, призванного
обеспечить секретность голосования и
уменьшить возможность фальсификации
результатов выборов. Официальный "австралийский"
бюллетень внес существенные изменения
в процедуру голосования. Здесь все бюллетени
одинаковы и включали имена всех кандидатов
на выборные должности. Эта реформа способствовала
обеспечению секретности голосования
и уменьшала возможности запугивания
и подкупа избирателей. В то же время "австралийский"
бюллетень давал избирателям возможность
сделать выбор на основе индивидуальных,
а не коллективных достоинств кандидата,
отдать свой голос тому или иному кандидату,
не голосуя за остальных кандидатов той
же партии. Поскольку все кандидаты на
одну и ту же должность были вписаны в
один бюллетень, избиратели более не были
вынуждены выбирать сугубо партийный
список. Именно введение
"австралийского" бюллетеня способствовало
появлению феномена раздельного голосования
в Америке, при котором избиратель может
голосовать за кандидата республиканской
партии на пост президента и за кандидата
демократов на пост члена палаты представителей
или сената, и наоборот.
Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально в праве участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов за долго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.
Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.
Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.
1.2.Избирательное право и его принципы
В Российской Федерации избираются Президент
РФ, депутаты Государственной Думы, Федерального
Собрания РФ, органы государственной власти
субъектов
Российской Федерации (законодательные
органы и главы исполнительной власти),
а также выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право можно рассматривать в двух смыслах: в объективном и субъективном. В объективном смысле избирательное право как государственно-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов, в субъективном смысле обозначает избирательные права граждан.
Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской Федерации. Они включают активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное право - право быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Нормы избирательного права содержатся в нормативных правовых актах — источниках избирательного права. Прежде всего, это Конституция РФ и ряд федеральных законов. К источникам избирательного права относятся также законодательные акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной избирательной комиссии.
Граждане участвуют в выборах на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах.
1. Принцип
всеобщего избирательного
Российской Федерации, достигший 18 лет,
вправе избирать, а по достижении установленного
законодательством возраста — быть избранным
в органы государственной власти и в выборные
органы местного самоуправления.
Например, депутатом может быть гражданин
РФ, достигший 21 года, а
Президентом РФ — 35 лет. Гражданин РФ обладает
активным и пассивным избирательным правом
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии. Однако не имеют права
избирать и быть избранными граждане,
признанные судом недееспособными, и граждане,
содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам РФ в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства.