Возникновение и развитие института Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - осветить вопросы, связанные с возникновением и развитием института Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Содержание

Введение ...……………………………………………………………………………….. 4
1. Возникновение института Президента РФ……………………………………... 7
2. Развитие института Президента РФ……………………………………………….14
3. Президент РФ: статус, компетенция…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..………....25
Глоссарий…………………………………………………………………………………… 27
Список использованных источников…………………………………………………….... 29

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционнму праву России.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     При этом, несмотря на высокую степень  разработанности научного аппарата в области исследования президентства, в научной литературе при характеристике президентства за рубежом используется термин «институт президентства», а когда речь идет о России - «институт президента». По мнению автора, использование второго термина не совсем правомерно, поскольку, во-первых, является отступлением от общепринятой научной терминологии, а во-вторых, не в полной мере отражает сущность данного института. Президентство включает не только Президента как высшее должностное лицо в государстве, но и конституционные нормы, регулирующие функционирование президентской власти; прецеденты, возникшие в результате конституционной практики; реальный объем полномочий, сложившийся в результате соотношения политических сил в государстве; структурные подразделения, обеспечивающие работу Президента.   

     Разберемся  в соотношении еще двух понятий: «форма правления» и «система правления». Необходимость в таком анализе  стала особенно насущной в связи  с весьма широко распространенным использованием понятий «президентская форма правления», «парламентарная форма правления», «парламентарная республика с президентской формой правления».

     Наиболее  полное исследование данного аспекта  содержится в работе Н.А. Сахарова. По его мнению, «форма правления» - основа формирования высшей государственной власти в той или иной политической системе, которая бывает выборной или наследственной. Отсюда произошли понятия «республиканская форма правления» и «монархическая форма правления»15.

     При республиканской форме возникли различные системы правления. Политическое содержание термина «система правления» обозначает в первую очередь тип  соотношения прерогатив между исполнительными  и законодательными органами государственной  власти.

     Далее можно сказать о типе президентства сложившимся в Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 года Президент избирается населением; выборы проходят по двухтуровой системе; имеется самостоятельный пост главы правительства; Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя правительства. Президент назначает и освобождает от должности остальных членов правительства, при этом согласия парламента не требуется. Президент может в любой момент отправить правительство в отставку. Президент также назначает исполнителей на множество государственных должностей. Президент может распустить Государственную Думу, если она три раза подряд отклонила представленных им кандидатов на пост главы правительства или же в течение трех месяцев дважды выразила недоверие правительству (ст.111 и 117 Конституции РФ). Дума не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения, после начала процедуры импичмента против президента и в течение первого года своих полномочий. Одно лицо не может быть избрано более двух раз подряд. В случае вакансии поста президента назначаются досрочные выборы, а его обязанности исполняет глава правительства.

     Президент России является главой государства, но не главой правительства. Парламент  лишь утверждает кандидатуру премьер-министра, министров же назначает лично президент, при этом, даже не нуждаясь в согласии парламента. Президент России также имеет право на роспуск парламента, но это его право ничем не уравновешено. Президент и назначает правительство, и распускает парламент. Полномочия Президента России превышают полномочия президента США. Например, Конгресс США утверждает все персональные назначения в правительстве; президент США, ни при каких условиях не может распустить Конгресс. В отличие от стран Латинской Америки Президент РФ может избираться на второй срок16

     Российский  тип президентства нашел свое продолжение в Беларуси, Азербайджане, Армении, и гиперболизированное  – в Средней Азии.

     Так же, как и в России, своеобразный тип президентства сложился в  Украине. Крайне обобщенно можно  сказать, что политическая система Украины является промежуточным (переходным) вариантом между современной российской политической системой и политической системой большинства постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Важнейшее отличие процесса политической трансформации на Украине от российского – его эволюционный характер. В известном смысле украинский сценарий трансформации похож на восточноевропейские «бархатные революции». Между Верховной радой Украины и Президентом Украины 8 июня 1995г. был заключен конституционный договор «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой конституции Украины». Разработка Конституции Украины была процессом согласования решений, однако, в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Конституционный процесс на Украине был гораздо более длительным и согласительные процедуры оказались там гораздо менее успешными, чем в Восточной Европе. Показательный факт - Украина приняла новую Конституцию только в 1996 году последней из всех бывших союзных республик. Верховная Рада Украины по конституции 1996 года является представительным органом власти, сохранившим многие важные прерогативы Верховного Совета УССР и фактически монопольное право внесения изменений в Конституцию.

     Это обстоятельство заметно отличает Украину от других бывших постсоветских и постсоциалистических стран. С одной стороны, в Украине действует необычайно сильный для постсоветской республики парламент, с другой - необычайно сильный для восточно-европейских стран президент. В результате в Украине имеется крайне слабое, по сравнению с другими постсоциалистическими странами, правительство, что ведет к постоянным кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике «президент – правительство – Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована, и ее перманентный кризис носит системный характер; результатом является слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который зачастую является жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами.

     Какова  же практика становления института  президентства в постсоциалистических странах на фоне мирового опыта?

     Как показывает анализ западных политологов, политическая практика в постсоциалистических странах хорошо согласуется с мировым опытом. В период между 1973 и 1989 годами в 77 из 168 государств хотя бы в течение одного года существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24 «старые» демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, то остаются 53 страны, из которых 28 были парламентскими республиками, 25 – президентскими. На протяжении рассматриваемого периода демократиями в течение 10 лет подряд оставались 17 из 28 парламентских республик (или 61%) и только 5 из 25 президентских (20%). Другими словами, уровень «выживаемости» парламентских демократий был в 3 раза выше, чем президентских17.

     В заключении можно сказать, что анализируя становление и деятельность института президентства в постсоциалистических странах, многие исследователи утверждают, что данный институт в большинстве бывших социалистических стран оказался достаточно эффективным, хотя с ходом политического процесса он неизбежно будет претерпевать изменения. Опыт стран Восточной Европы является прекрасной иллюстрацией того, что только созданные с учетом национальной культурной специфики, национального исторического опыта формы могут быть успешными, прочными и стабильными. Ни в одной из стран Восточной Европы не произошло «слепого» копирования иной конституционной модели, в каждой из них была разработана своя конституционная модель, вобравшая, в том числе опыт социалистического конституционного строительства. Лучшее – значит разное и в каждом конкретном случае свое. И подобный выбор является следствием прагматического подхода к государственному строительству. Это и есть подлинная реализация демократических принципов18

     3. Президент РФ: статус, компетенция

     Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.

     Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ. В реализации всех этих функций Президент РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РФ.

     Порядок выборов Президента РФ определяется Конституцией (ст. 81) и на ее основе федеральным  законом о выборах Президента РФ.

     Выборы  Президента РФ осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Законодательство о выборах  закрепляет альтернативность таких  выборов в качестве обязательного  требования.

     Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должно постоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку президент должен хорошо знать ситуацию в стране, его должны знать избиратели.

     Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ.

     Выдвигать кандидата на должность Президента вправе политическая партия и непосредственно  избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 500 человек. Субъекты, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

     Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Одно  и то же лицо не может занимать должность  Президента более двух сроков подряд.

     После избрания Президента осуществляется процедура  его вступления в должность, которая  происходит на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.

     Резиденцией Президента РФ является столица России – Москва, Кремль. Главным символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента РФ, установленный Указом Президента РФ от 15 февраля 1994 года.

     В соответствии со ст.91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Неприкосновенность Президента означает, что Президент не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своем посту. Утрата неприкосновенности происходит в результате отрешения от должности (импичмента).

     Отрешение от должности Президента РФ (импичмент) – это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента  РФ в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.

     Инициатива  об отрешении должна исходить от не менее одной трети депутатов  Государственной Думы, причем при  наличии заключения специальной  комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения принимают участие обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

     Во  всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства РФ.

     Президент в соответствии с Конституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как  главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции (см. Приложение).

1. Президент  имеет полномочия, связанные с  формированием федеральных органов  государственной власти.

     В отношении формирования исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства. В отношении органов судебной власти Президент предлагает Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. На Президента возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Он назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Информация о работе Возникновение и развитие института Президента Российской Федерации