Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать важность значения источников административного права в правовой системе РФ и более узкой системе – административного права.
Вторую подсистему источников, по мнению Ю.А. Тихомирова, составляют:
Судить об этих классификациях можно неоднозначно. Конечно можно согласится с тем, что роль источника норм административного права может играть публичный договор, в том числе и договор административный, то есть такой, в котором закрепляется, скажем, передача полномочий от одного властного органа другому, или федеративный, определяющий разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектом, но договор есть следствие закона, и поэтому относить его к отдельному виду источника не стоит. Тоже самое можно сказать и о соглашении.
Поэтому следует помнить, что классификация
Бахраха и Тихомирова является следствие
их собственного мнения и взгляда на данную
проблему, что мешает объективно отнестись
к исследованию классификаций источников
административного права. Следовательно,
я считаю более полной и объективной первую
основную классификацию по юридической
значимости, на которой мы остановимся
поподробнее.
1.1 Законодательные акты административного права
1. Нормы
права, действующие на
2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации:
Законодательные акты
1.2 Подзаконные нормативно-правовые акты
1. В
этой группе высшей
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство РФ ведет наиболее активную правотворческую деятельность в области административно-правового нормотворчества. Большинство законов, регулирующих вопросы административного права, имеют отсылочные нормы на постановления Правительства РФ, которыми утверждаются те или иные конкретизирующие, поясняющие нормы. Постановлениями Правительства РФ утверждены многочисленные инструкции, правила, разъяснения, рекомендации, уставы, порядки и т.д., в том числе и многие положения о федеральных органах исполнительной власти [12, c.137]. Постановления Правительства РФ в соответствии со ст. 115 Конституции РФ [1] обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут отменяться Президентом РФ.
3. Ведомственные нормативно-правовые акты:
Особое место в системе подзаконных источников административного права занимают акты правосудия. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.
В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства РФ.
Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции [1]. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.
Подзаконные нормативно-
Источники административного
2. Система источников административного права
Система источников административного права представляет собой взаимосвязанную совокупность различных нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы необходимо выделить основные ее элементы и обозначить общие принципы их взаимодействия. Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, — наличие в каждом из них действующих норм административного права [12, c.95].
Рассматривая вопрос о системе
административного права,
С общетеоретических позиций
система любой отрасли права
представлена следующей
Традиционно в российской
Общая часть включает в себя юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть представляет
собой совокупность правовых
норм и институтов, регулирующих
отношения в сферах
2.1. Особенности системы источников административного права
Выделим особенности присущие системе источников административного права. Нередко систему источников административного права называют административным законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...»[4]. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права. Административное законодательство образует ядро, важную часть системы источников административного права. В этом и заключается первая особенность системы источников административного права, резко отличающая ее, например, от системы источников уголовного права.
Другой особенностью системы источников административного права является многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами все три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Но не следует также забывать о Президенте РФ, Банке РФ и Генеральном прокуроре РФ. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.