Возникновение державы А.Македонского

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – показать важность значения источников административного права в правовой системе РФ и более узкой системе – административного права.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Вторую подсистему источников, по мнению Ю.А. Тихомирова, составляют:

  • нормы Конституции РФ, конституции республик, уставы областей и иных субъектов РФ;
  • законы РФ и ее субъектов;
  • указы Президента РФ и акты президентов, глав республик;
  • решения судебных органов (Конституционного Суда применительно к спорам о компетенции, Высшего Арбитражного Суда - к спорам административного характера, в будущем - решения органов административной юстиции.[19, c.132]

Судить об этих классификациях можно неоднозначно. Конечно можно согласится с тем, что роль источника норм административного права может играть публичный договор, в том числе и договор административный, то есть такой, в котором закрепляется, скажем, передача полномочий от одного властного органа другому, или федеративный, определяющий разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектом, но договор есть следствие закона, и поэтому относить его к отдельному виду источника не стоит. Тоже самое можно сказать и о соглашении.

      Поэтому следует помнить, что классификация Бахраха и Тихомирова является следствие их собственного мнения и взгляда на данную проблему, что мешает объективно отнестись к исследованию классификаций источников административного права. Следовательно, я считаю более полной и объективной первую основную классификацию по юридической значимости, на которой мы остановимся поподробнее. 
 
 
 
 
 
 

1.1 Законодательные акты административного права

1. Нормы  права, действующие на федеральном  уровне:

  • Конституция Российской Федерации – «базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Федерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников» [17, c. 135]. Примерами административно-правовых норм в Конституции РФ являются нормы статей 2, 10, 11, 15, 32, 33, 38-46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного строя и основные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления. Статьи 71, 72, 76-78 закрепляют особенности организации государственного управления в условиях федеративного государственного устройства нашей страны [1].
  • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данный вид актов включается в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [1], где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
  • Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ» [2], ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[3]. Нормы федеральных конституционных законов имеют более высокую юридическую силу, чем нормы всех прочих законов, и именно они составляют фундамент отрасли административного права.
  • Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации:

  •   Конституции, уставы субъектов Российской Федерации.
  •   Законы субъектов Российской Федерации. Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить Закон Ульяновской области от 5 июня 2007 года № 72-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях»[9].

     Законодательные акты административного  права составляют базис источников, они наиболее распространены, действуют  на больших территориях, что  позволяет продуктивно и справедливо совершать правосудие в сфере административных правонарушений.   
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Подзаконные нормативно-правовые акты

1. В  этой группе высшей юридической  силой обладают акты Президента  РФ. Поскольку Конституция Российской  Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права [11, c.207]. К актам Президента РФ относят:

  • Указы Президента РФ. Они занимают особое место в системе нормативно-правовых актов, поскольку имеют промежуточный статус между актами законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. Кроме того, Президент РФ обладает значительным объемом полномочий в рамках принятых законодательных актов. Как Глава государства Президент РФ издает ключевой акт во всей системе государственного управления - указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента РФ утверждаются также положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент РФ. Принципиальное значение в системе источников административного права имеет также Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» [5]; Указ Президента РФ от 22 июня 2004 г. N 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» [6];  Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» [7] и другие.
  • Распоряжения Президента РФ. Это акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы его Администрации. Распоряжения — это акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, представляют индивидуальное указание Президента по тем или иным вопросам [21].

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правительство РФ ведет наиболее активную правотворческую деятельность в области административно-правового нормотворчества. Большинство законов, регулирующих вопросы административного права, имеют отсылочные нормы на постановления Правительства РФ, которыми утверждаются те или иные конкретизирующие, поясняющие нормы. Постановлениями Правительства РФ утверждены многочисленные инструкции, правила, разъяснения, рекомендации, уставы, порядки и т.д., в том числе и многие положения о федеральных органах исполнительной власти [12, c.137]. Постановления Правительства РФ в соответствии со ст. 115 Конституции РФ [1] обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут отменяться Президентом РФ.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты:

  • постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
  • приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
  • акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
  • акты Банка России.
  • указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций). Главы субъектов России также осуществляют активное нормотворчество в административной сфере;
  • постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
  •   приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
  • приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
  • приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

Особое  место в системе подзаконных  источников административного права занимают акты правосудия. Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

     В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства РФ.

     Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции [1]. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

     Подзаконные нормативно-правовые  акты административного права  играют второстепенную роль, но  они не менее важны чем, законодательные  акты. Подзаконные акты они регулируют  административные правоотношения  в более узкой сфере, что  позволяет точно осуществить правосудие.

       Источники административного права,  можно сказать, самая проблемная  часть административного права.  Источники это постоянно пополняемая  «база данных», предмет спора  многих ученых, взять, например, постановления  Конституционного Суда РФ, да  и многих других подзаконных актов.  
 
 
 
 
 
 
 

2. Система источников административного права

       Система источников административного права представляет собой взаимосвязанную совокупность различных нормативно-правовых актов, содержащих нормы административного права. Для характеристики системы необходимо выделить основные ее элементы и обозначить общие принципы их взаимодействия. Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, — наличие в каждом из них действующих норм административного права [12, c.95].

     Рассматривая вопрос о системе  административного права, следует  отметить, что в российской юридической  науке существуют различные взгляды на понятия «система административного права».

     С общетеоретических позиций  система любой отрасли права  представлена следующей конструкцией: отрасль права – подотрасли  – правовые институты – правовые  нормы. 

     Традиционно в российской правовой науке административное право включает в себя две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.

Общая часть включает в себя юридические  нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера. Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.

     Особенная часть представляет  собой совокупность правовых  норм и институтов, регулирующих  отношения в сферах государственного  управления – экономической,  социально-культурной, административно-политической.  

2.1. Особенности системы источников административного права

     Выделим особенности присущие системе источников административного права. Нередко систему источников административного права называют административным законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. В п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов...»[4]. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права. Административное законодательство образует ядро, важную часть системы источников административного права. В этом и заключается первая особенность системы источников административного права, резко отличающая ее, например, от системы источников уголовного права.

      Другой особенностью системы источников административного права является многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами все три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Но не следует также забывать о Президенте РФ, Банке РФ и Генеральном прокуроре РФ. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

Информация о работе Возникновение державы А.Македонского