Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – показать важность значения источников административного права в правовой системе РФ и более узкой системе – административного права.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н.Ульянова»
Исторический
факультет
Кафедра
всеобщей истории
Курсовая
работа
на тему
«Возникновение
державы А.Македонского»
Дата сдачи курсовой работы____________
Оценка________________________
Ульяновск
2012 г
Введение
Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований [21].
Источник
административного права - это совокупность
юридических средств
Разнообразие этих норм предполагает и многообразие источников административного права РФ. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода, утверждаемые этими органами, правила, положения, уставы.
Тема работы актуальна в связи с тем, что регулирование общественных отношений происходит с помощью источников административного права.
Объектом административно-правового регулирования является широкий круг общественных отношений, складывающийся в сфере осуществления функций и задач органов исполнительной власти, государственного управления, деятельности администраций органов местного самоуправления, других органов государственной власти (законодательной, судебной), их аппаратах, иных государственных органов, а также санкционированных государством видов деятельности, реализуемых негосударственными органами (товарищеские суды, профсоюзы, различные административные комиссии при органах местного самоуправления). Следовательно, объект административного права шире его предмета и является как бы «пограничным» рубежом и средством взаимодействия с другими отраслями права [21].
Цель курсовой работы – показать важность значения источников административного права в правовой системе РФ и более узкой системе – административного права.
Можно выделить четыре задачи курсовой работы. Первая - исследовать источники административного права. Вторая – раскрыть сущность источников административного права. Третья – классифицировать источники административного права. Четвертая - определить место источников в системе административного права.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Многообразие административно-правовых
норм и источников административного
права остро ставит проблему его систематизации
и кодификации. Административное право
относится к числу самых хаотичных отраслей
правовой системы Российской Федерации.
1. Понятие и сущность источника административного права. Их виды и классификации
Под источниками административного права следует понимать внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты [15, с.38].
Главной и отличительной особенностью источников административного права является «многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы» [17, c.132]. Для сравнения посмотрим на источники других правовых дисциплин, которые можно реально сгруппировать и перечислить. Как правило, «отрасль права имеет один основной кодифицированный источник норм отрасли и группу сопутствующих источников федерального и регионального уровня, уточняющих отдельные декларативные или другие общие положения кодексов. Так происходит в ситуации с нормами гражданского, уголовного, трудового права» [17, c.132]. Административное право же имеет в системе своих источников около десятка кодексов, что подтверждается Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов» [8]. В своем составе содержит четкое указание лишь на четыре основные отрасли права: конституционное (конституционный строй), гражданское, трудовое и уголовное. Отдельно выделены также международные нормативно-правовые акты. Остальные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, поделены по позициям классификатора в зависимости от сферы регулирования того или иного нормативно-правового акта, и это в основном сферы действия административного права.
Ещё одна выделяемая многими особенность источников административного права - это преобладание в их числе подзаконных нормативно-правовых актов, часть из которых содержит «общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения», а другая часть – «нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной "частной" ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы» [17, c.133].
Хотелось бы обратить внимание на такое понятие как административное законодательство, которое представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права.
В
законодательном массиве
Но определяю
структуру системы источников административного
права, следует помнить о её отличительных
особенностях, рассматриваемых выше.
Так как система очень
К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты [16, c.131].
«Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию» [16, c.197].
Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. Поэтому постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.
Источник административного права - это
акт, содержащий норму административного
права. В нормотворческой практике встречается
достаточно большое количество видов
таких актов. К источникам административного
права относятся те правовые нормативные
акты органов государственной власти
и государственного управления, которые
содержат нормы административного права,
не относятся к источникам административного
права правовые акты ненормативного характера
[12, c.65]. Особенности предмета административно-правового
регулирования (обширность, многообразие
отношений) влекут за собой большое число
нормативных актов. Вследствие этого является
полезной их классификация, в особенности
по признакам правовых свойств, а также
форм правовых нормативных актов [15, c.153].
Правовые свойства нормативных правовых
актов неодинаковы. Различают акты с высшими
юридическими свойствами, акты подзаконные.
Поэтому классификацию источников буду
проводить по определенным основаниям.
Существует значительное количество юридических
норм, которые можно отнести к чисто административно-правовым
источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых,
в которых одновременно могут быть нормы
разных отраслей права (например, административного
и трудового, административного и гражданского).
Это наиболее распространенная классификация источников административного права, но есть и другие виды.
Одну из них предложил Бахрах
Д.Н. - заслуженный деятель науки
РФ, доктор юридических наук, профессор
кафедры административного
Другая классификация предложена Тихомировым Ю.А. - Доктор юридических наук, профессор кафедры частного права юридического факультета Института экономики, управления и права РГГУ. Он выделял две подгруппы источников административного права, причисляя к первой из них «собственные источники административного права» такие, как: