Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.
Введение 4
1. Общая характеристика стадий производства по делам
об административном правонарушении
1.1. Основные стадии производства 7
1.2. Факультативная стадия производства 11
2. Поводы, основания и моменты возбуждения дела
об административном правонарушении
2.1. Поводы и основания возбуждения дела 16
об административном правонарушении
2.2. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении 19
3. Протокол об административном правонарушении, его особенности
3.1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол 20
3.2. Сроки составления протокола об административном
правонарушении и устранение его недостатков 22
3.3. Назначение административного наказания без составления
протокола 25
Заключение 27
Список использованных актов и литературы 30
Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
В ст.28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону «О Прокуратуре РФ». В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.
Протокол об административном
правонарушении составляется немедленно
после выявления совершения административного
правонарушения. В случае если требуется
дополнительное выяснение обстоятельств
дела, либо данных о физическом лице
или сведений о юридическом лице,
в отношении которых
Должностное лицо, может
самостоятельно принять решение
о наложении административного
наказания и исполнить его
немедленно. Важным условием при назначении
административного наказания
Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и т.п.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Сроки составления протокола по делам об административном правонарушении на стадии административного приведены в таблице.
СРОКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ | ||
Действие |
Начало |
Срок |
Составление протокола об административном правонарушении |
Выявление совершения административного правонарушения |
Немедленно 2 суток/если требуется
дополнительное выяснение |
Составление протокола в случае проведения административного расследования |
Возбуждение дела об административном правонарушении |
1 мес. продленный срок, не более чем на 1 мес. /при поступлении ходатайств от участников производства/ |
Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения |
Выявление совершения административного правонарушения |
Немедленно |
Направление копии протокола лицу, в отношении которого он составлен в случае его неявки |
День составления протокола |
3 дн. |
Направление протокола (постановления прокурора) вместе с материалами дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его на данной стадии |
День составления протокола (вынесения постановления) |
3 суток Немедленно /если адм. правонарушение влечет адм. арест или адм. выдворение; адм. / /если применена мера обеспечения производства в виде временного запрета деятельности/ |
Устранение недостатков протокола и других материалов дела об административном правонарушении |
День поступления (получения) от судьи, органа, должностного лицу, рассматривающих дело об административном правонарушении |
3 суток |
Возращение материалов дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело |
День устранения недостатков |
1 сутки |
В зависимости от характера
административного
а) немедленное составление;
б) в течение двух суток;
в) в течение месяца;
г) в течение двух месяцев;
д) в течение шести месяцев.
Протокол об административном
правонарушении составляется немедленно
после выявления совершения административного
правонарушения. Основанием
для составления протокола в
течение двух суток с момента
выявления административного
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
1) решением руководителя
органа, в производстве которого
находится дело об
2) решением руководителя
вышестоящего таможенного
3) решением руководителя
вышестоящего органа по делам
о нарушении Правил дорожного
движения или правил
Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.
К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
К несущественным недостаткам протокола относятся:
Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. КоАП РФ предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола. Особенностью упрощенного (усеченного) производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения. В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер.
Административное
наказание без составления