Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика стадий производства по делам
об административном правонарушении
1.1. Основные стадии производства 7
1.2. Факультативная стадия производства 11
2. Поводы, основания и моменты возбуждения дела
об административном правонарушении
2.1. Поводы и основания возбуждения дела 16
об административном правонарушении
2.2. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении 19
3. Протокол об административном правонарушении, его особенности
3.1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол 20
3.2. Сроки составления протокола об административном
правонарушении и устранение его недостатков 22
3.3. Назначение административного наказания без составления
протокола 25
Заключение 27
Список использованных актов и литературы 30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.81 Кб (Скачать)

Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В ст.28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону «О Прокуратуре РФ». В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного  правонарушения. В случае если требуется  дополнительное выяснение обстоятельств  дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток  с момента выявления административного  правонарушения.

Должностное лицо, может  самостоятельно принять решение  о наложении административного  наказания и исполнить его  немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без  составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к  ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и т.п.

    1. Сроки составления протокола об административном правонарушении и устранение его недостатков.

 

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для  возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку  в данном документе фиксируется  факт совершения соответствующего нарушения.

  Сроки составления протокола по делам об административном правонарушении на стадии административного приведены в таблице.           

СРОКИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Действие

Начало

Срок

Составление протокола об административном правонарушении

Выявление совершения административного  правонарушения

Немедленно

2 суток/если требуется  дополнительное выяснение обстоятельств  дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице/

Составление протокола в  случае проведения административного  расследования

Возбуждение дела об административном правонарушении

1 мес. продленный срок,

не более чем на 1 мес. /при поступлении ходатайств от участников производства/

Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения

Выявление совершения административного  правонарушения

Немедленно

Направление копии протокола  лицу, в отношении которого он составлен  в случае его неявки

День составления протокола

3 дн.

Направление протокола (постановления  прокурора) вместе с материалами  дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его  на данной стадии

День составления протокола (вынесения постановления)

3 суток Немедленно /если адм. правонарушение влечет адм. арест или адм. выдворение; адм. / /если применена мера обеспечения производства в виде временного запрета деятельности/

Устранение недостатков  протокола и других материалов дела об административном правонарушении

День поступления (получения) от судьи, органа, должностного лицу, рассматривающих дело об административном правонарушении

3 суток

Возращение  материалов дела об административном правонарушении с  внесенными в них изменениями  и дополнениями судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать  дело

День устранения недостатков

1 сутки


 

В зависимости от характера  административного правонарушения и условий его совершения установлено  несколько вариантов сроков составления  протокола об административном правонарушении:

а) немедленное составление;

б) в течение двух суток;

в) в течение месяца;

г) в течение двух месяцев;

д) в течение шести месяцев.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного  правонарушения.     Основанием для составления протокола в  течение двух суток с момента  выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного  выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом  лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.     Срок составления протокола в  течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев (по делам о нарушении таможенных правил) обусловлен необходимостью административного  расследования, только по окончании  которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7). Если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о противодействии коррупции, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения  дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный  срок по письменному ходатайству  должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя  органа, в производстве которого  находится дело об административном  правонарушении, или его заместителя  - на срок не более одного  месяца;

2) решением руководителя  вышестоящего таможенного органа  или его заместителя либо решением  руководителя федерального органа  исполнительной власти, уполномоченного  в области таможенного дела, в  производстве которого находится  дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок  до шести месяцев;

3) решением руководителя  вышестоящего органа по делам  о нарушении Правил дорожного  движения или правил эксплуатации  транспортного средства, повлекшем  причинение легкого или средней  тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному  рассматривать дело, в течение  трех суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

 В Постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 24 марта  2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными.

 К существенным недостаткам  относятся отсутствие данных, прямо  перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

 К несущественным недостаткам  протокола относятся: 

  • те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;
  • составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

 

    1. Назначение  административного наказания без составления протокола.

 

Протокол составляется практически  во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила.    КоАП РФ предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке - без составления протокола. Особенностью упрощенного (усеченного) производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения. В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер.

      Административное  наказание без составления протокола  назначается в виде предупреждения. Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае выявления административного правонарушения области дорожного движения, а так же в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Информация о работе Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении