Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Административный процесс представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, которые могут быть разделены на стадии.
Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Содержание

Введение 4
1. Общая характеристика стадий производства по делам
об административном правонарушении
1.1. Основные стадии производства 7
1.2. Факультативная стадия производства 11
2. Поводы, основания и моменты возбуждения дела
об административном правонарушении
2.1. Поводы и основания возбуждения дела 16
об административном правонарушении
2.2. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении 19
3. Протокол об административном правонарушении, его особенности
3.1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол 20
3.2. Сроки составления протокола об административном
правонарушении и устранение его недостатков 22
3.3. Назначение административного наказания без составления
протокола 25
Заключение 27
Список использованных актов и литературы 30

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 62.81 Кб (Скачать)

а) вышестоящему органу;

б) в районный (городской) народный суд.

Иными словами, постановления  органов управления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений. Таких вариантов несколько.

Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа обжалуется в вышестоящий орган (должностному лицу) или в народный суд. Какой канал обжалования избрать — административный или судебный, — решает гражданин.

Второй вариант обжалования — последовательный, ступенчатый, закон предоставляет право обжаловать постановление сначала в один орган, а затем в другой. Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении административного взыскания (кроме штрафа) подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, после чего она может быть подана в народный суд.

Третий вариант обжалования — исключительный. Жалоба подается в административном порядке, только в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Четвертый вариант обжалования  касается постановлений судей. По общему правилу они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении  к административной ответственности  за малозначительное преступление, в 7-дневный срок может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения  постановления11. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам (болезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные обстоятельства) законодательством допускается его восстановление органом, должностным лицом, правомочным пересматривать дела. Если лицо подало жалобу в установленный срок (10 дней), то это является основанием приостановления исполнения постановления о взыскании до ее рассмотрения. Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как предупреждение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка.

Жалоба подается в орган, вынесший постановление. Поступившая  туда жалоба в течение трех суток  должна быть направлена вместе с делом  в орган (должностному лицу), который  правомочен рассматривать ее и которому она адресована.

Протест на постановление  органа государственного управления, профсоюзной инспекции может  быть направлен в вышестоящий  орган, а на постановление народного  судьи — самому судье или председателю вышестоящего суда. Подведомственное суду дело может быть возбуждено по заявлению прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов гражданина, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, которому в результате административного проступка причинен моральный, физический или имущественный вред. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение любого постановления (в том числе и о применении административного ареста) до рассмотрения протеста.

Правомочный орган (должностное  лицо) обязан рассмотреть поступившую  жалобу или протест в десятидневный  срок со дня их поступления. При рассмотрении жалобы или протеста на постановление  должен проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, внимательно  разобраться в существе жалобы и  вынести обоснованное решение, а  затем выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего постановление рассматривать данное дело и налагать взыскание. Субъект пересмотра обязан проанализировать нормативное, фактическое и процессуальное основания привлечения к ответственности, в том числе сам факт совершения проступка, виновность лица, его личность, доказательства по делу (объяснения свидетелей, потерпевших, выводы эксперта, специалиста) и другие моменты. Кроме того, он должен проверить процессуальные сроки привлечения лица к ответственности (возбуждения, административного расследования и рассмотрения), законность и обоснованность взыскания.

Вышестоящий орган (должностное  лицо), суд, пересматривая постановление, принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), который не был управомочен решать данное дело, то оно отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);

3) отменяет постановление и прекращает дело об административном правонарушении;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, но не в сторону усиления. При пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом не допускается.

Копия решения по жалобе или протесту на постановление в  течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, вынесшему постановление  по делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. Одновременно о результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при  установлении причин и условий, способствовавших совершению административных проступков, вправе вносить соответствующим  предприятиям, учреждениям, организациям и должностным лицам предложения  о принятии мер по устранению этих причин и условий.

Отмена постановления  с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат  взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю юрисдикционным органом (должностным лицом). В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поводы, основания и моменты возбуждения дела об административном правонарушении.

 

    1. Поводы и основания возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей  решающее значение в определении  события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся  к этому событию, определении  подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

Ст. 28.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

Поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении являются:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Сообщение должностного лица государственного органа, общественного  объединения, иной организации об административном правонарушении должно быть сделано  в письменной форме и подписано  руководителем. К нему могут прилагаться  документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения об административном правонарушении.

  1. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Заявление физического лица об административном правонарушении может  быть устным или письменным.

Устное заявление заносится  в протокол, который подписывается  заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол устного заявления должен содержать сведения о заявителе. Если заявитель не может представить  документ, удостоверяющий его личность, должны быть приняты меры для проверки сведений о его личности.

Заявитель предупреждается  об административной ответственности  за заведомо ложное заявление, о чем  расписывается в протоколе. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление не может служить поводом к началу административного процесса. При передаче дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, заявитель письменно уведомляется об этом.

4. Фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки;

5. Подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Положения ч. 2 и 3 ст. 28.1 КоАП РФ, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором.

Таким образом ст. 28.1 КоАП РФ раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

Основанием возбуждения  административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Моменты возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого  протокола о применении мер  обеспечения производства по  делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

2) составления протокола  об административном правонарушении  или вынесения прокурором постановления  о возбуждении дела об административном  правонарушении;

3) вынесения определения  о возбуждении дела об административном  правонарушении при необходимости  проведения административного расследования,  предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;

4) оформления предупреждения  или с момента наложения (взимания) административного штрафа на  месте совершения административного  правонарушения в случае, если  в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении  дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении13.

 

 

 

 

3. Протокол об административном правонарушении, его особенности.

    1. Должностные лица, уполномоченные составлять протокол.

 

Процессуальным документом, подводящим итоги расследования  по административному делу, является протокол, который фиксирует каждое нарушение, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством14.

Частью 2 ст.28.2 КоАП РФ законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным15.

Информация о работе Возбуждение дела как стадия производства по делам об административном правонарушении