Возбуждение административного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в рамках контрольной работы решаются следующие задачи:
- дать характеристику процессуальных норм, регламентирующих порядок возбуждения дела об административном правонарушении
- раскрыть значение протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- рассмотреть должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
- определить место и роль административного расследования
- охарактеризовать пути прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Работа содержит 1 файл

контр4.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Рассматривая  данную статью следует заметить, что ранее в КоАП РСФСР сроки направления на рассмотрение протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении не были установлены, но учитывались сроки наложения административного взыскания, по истечении которых применение мер административного взыскания не допускалось. В новой редакции КоАП положение, которое ранее регулировалось отдельными актами и согласно которому протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, приобрело форму общего правила.

       Протокол (постановление прокурора)  об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения). Немедленное направление означает, что сроки, установленные для производства при назначении административного ареста, не могут быть продлены и явлются окончательными. Это обусловлено как характером совершенного административного правонарушения, так и особенностями административного ареста22 (ст.3.9).

       В ч.3 данной статьи устанавливаются правовые условия, с которыми связывается устранение недостатков протокола и сроки их устранения. Условиями для возвращения протоколов и других материалов с целью устранения недостатков являются: а) составление протокола об административном правонарушении неправомочным лицом; б) неправильное составление протокола и оформления других материалов дела об административном правонарушении, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении. 
Под неправомочным лицом следует понимать должностное лицо, не наделенное полномочиями по составлению и оформлению протокола. Как правило, эти полномочия определяются должностной инструкцией в рамках задач и функций, возложенных на контрольно-надзорный орган, его структурные подразделения и территориальные органы.23

       Законодатель, определяя в качестве условия возвращения протокола для устранения его недостатков, к сожалению, не разъясняет, что понимать под неправильным составлением протокола и оформлением материала. Как вытекает из смысла статьи, в данном контексте речь может идти о недостатках технического характера, которые можно устранить весьма в короткие сроки, определяемые комментируемой статьей.

     Закрепление в данной статье возможности возвращения  протокола в случае, когда неполнота  представленных материалов не может  быть восполнена при рассмотрении, решается путем оценки доказательств.

     В целом анализ данной статьи позволяет сделать следующий вывод: положение, сформулированное в ч.3 статьи, с позиции принципа состязательности и равноправия сторон не создает благоприятных условий для представления гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями доказательств, высказываний, суждений. Восполнение недостатков протокола такими способами сводит на нет состязательность и законность административно-юрисдикционного процесса. 
 
 
 

7. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

     Дело  об административном правонарушении подлежит прекращению до передачи дела при  наличии установленных законом  обстоятельств и в порядке, определенном КоАП.

     Возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение законодатель увязывает  с обстоятельствами, исключающими производство по делу. К ним относятся: отсутствие события административного правонарушения; отстутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействий) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность за данное правонарушение; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении24 (ст.24.5).

     Дело  об административном правонарушении прекращается путем вынесения мотивированного  постановления, в котором излагается сущность дела и основания прекращения. В мотивированном постановлении  должны быть отражены данные, касающиеся должностного лица, судьи, состава коллегиального органа, вынесших постановление; сведения о лице в отношении которого прекращено дело; обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела; срок и порядок обжалования; решен вопрос об изъятых предметах и вещах, документах и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, вещественных доказательствах и т.д.25 (ст.29.10). 
Такое постановление вступает в силу с момента его вынесения. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в трехдневный срок со дня его вступления в законную силу вручается или высылается лицу, в отношении которого велось производство по делу, его представителю либо другим заинтересованным лицам в случае смерти физического лица либо ликвидации коммерческой или некоммерческой организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     И так проведя анализ процессуальных норм, регламентирующих порядок возбуждения дела об административном правонарушении можно сделать выводы, что:

     - возбуждение дела об административном правонарушении - это многостороннее правовое явление, которое можно рассматривать как первую стадию производства по делу об административном правонарушении; самостоятельный институт административно-деликтного процессуального права; процессуальное решение, с которого начинается производство по делу; правоприменительный акт и юридический факт, вызывающий начало процессуальных отношений, тесно переплетающийся с другим юридическим фактом - противоправным деянием, предполагающим начало материальных правоотношений;

     - в предметной компетенции должностного  лица по возбуждению дел об  административных правонарушениях  выделяются исключительная и  альтернативная компетенции. Для создания благоприятных условий правоприменения целесообразно постепенное упразднение альтернативной компетенции органов уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, и более четкое разграничение их полномочий;

     - административное расследование  представляет собой  самостоятельный  комплекс процессуальных действий и относительно новую, особую форму возбуждения дела об административном правонарушении

     Кроме того, нигде в данной главе не встречается термин «правонарушитель» или «лицо, виновное в совершении правонарушения», в чем проявляется следование включенным в новый КоАП положениям и презумпции невиновности.

     Анализ  административно-процессуальных норм КоАП РФ, регулирующих деятельность уполномоченных органов и должностных лиц  по возбуждению дела об административном правонарушении, позволяет сделать  вывод о том, что признаки правового института присущи данным нормам.

     Во-первых, совокупность указанных норм предназначена  для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, возникающих на первоначальной стадии производства по делам об административных правонарушениях в процессе реагирования соответствующих органов государственной власти на административное правонарушение. Правовую сущность отношений по возбуждению дела об административном правонарушении составляет деятельность должностных лиц компетентного органа государства, направленная на выявление и регистрацию информации о совершенном или готовящемся административном правонарушении, а также обоснованное и быстрое реагирование на обнаруженные признаки правонарушения административно-процессуальными средствами с целью обнаружения оснований для принятия решения о возбуждении дела или отказе в этом.

     Во-вторых, нормы, входящие в правовой институт возбуждения дела об административном правонарушении, образуют единый комплекс, закрепляют общие положения, специфические правовые понятия (например, поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, момент его возбуждения), что создает особый, присущий данному виду отношений правовой режим деятельности должностных лиц по возбуждению дела об административном правонарушении.

     В-третьих, административно-процессуальные нормы, образующие правовой институт «возбуждение дела об административном правонарушении», обособлены в отдельную главу  КоАП РФ. Это является законодательной  новеллой. Именно с реализацией норм рассматриваемого правового института законодатель связывает начало административно-юрисдикционного производства.

     Изложенное  позволяет сделать вывод о  том, что возбуждение дела об административном правонарушении в качестве правового института представляет собой совокупность административно-процессуальных норм, содержащихся в главе 28 КоАП РФ и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе возбуждения уполномоченными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 года).// СЗ РФ. 1994. № 1.СТ. 1.
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. N 210-ФЗ ″О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях″
  1. Федеральный закон от 17 января 1992г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп. //СЗ РФ.1995, N 47, ст. 4472; 1999г. №7 ст.878; №47. ст. 5620; 200г. №2 ст.140; 2001г. №53 (ч.1). ст.5018.
  1. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. N 195-ФЗ.//СЗРФ от 7 января 2002. N 1 (ч. I).- Ст. 1./ в ред.ФЗ от 06.12.2007г. №333-ФЗ ( Российская газета, 15.12 2007г. № 282)
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с комментарием) (с изменениями на 30 июня 2008 года), О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (с изменениями на 24 июня 2008 года). Кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с комментарием) (с изменениями на 30 июня 2008 года), О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2004 года) (редакция, действующая с 1 января 2005 года). Кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ, № 147-ФЗ
  1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ, N 3, 2003.
  2. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2003г. 467 с.
  3. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. «Эксмо-Пресс» - 2008г. 400 с.
  4. Административная ответственность: Учебник / Под ред. И. Ш.Кислякова, А.И. Стахова.- 3-изд.- М.: Юнити – Дана: Закон и право, 2008.- 144 с.
  5. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов: Административное право. М., "Норма", 2004г. 768с.
  6. Д.Н. Бахрах, Э.Н Ренов. Производство по делам об административных правонарушениях.-М.,2005г. 237с.
  7. Комментарий к Кодексу РФ  об административных правонарушениях / Под общей ред. Е.Н. Сидоренко. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2003г. 1312 с.
  8. Комментарий к Кодексу РФ  об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. М.: Юрист, 2002г. 1229 с.
  9. М.Л Масленников. Производство по делам об административных правонарушениях.- М.,2007г. 262с.
  1. Практикум по административному праву: учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005г. 127с.
  1. Ю. П. Кузякин. Административная ответственность: Учебник., 2-е изд., стереотип. - М., МГИУ, 2008. – 224 с.

     
     

Информация о работе Возбуждение административного дела