Должностные
лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях
в соответствии с нормами гл.23 КоАП,
обладают этими полномочиями в полном
объеме и при составлении протокола, если
не установлено иное.
Частью 2 данной статьи предписывается,
в каких случаях протоколы об административных
правонарушениях вправе составлять должностные
лица федеральных органов исполнительной
власти, их учреждений, структурных подразделений
и территориальных органов, а также иных
государственных органов в соответствии
с задачами и функциями, возложенными
на них федеральными законами либо нормативными
правовыми актами Президента РФ и Правительства
РФ.17
Перечень должностных лиц, уполномоченных
составлять протокол об административном
правонарушении, указанных в данной статье,
зависит от множественности и многообразия
органов (должностных лиц), уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях.
Как вытекает из смысла и
содержания данной статьи, перечень
должностных лиц, уполномоченных
составлять протоколы об административных
правонарушениях, устанавливается соответствующими
федеральными органами исполнительной
власти, а в субъектах РФ - органами исполнительной
власти субъектов РФ. При этом право составлять
протокол предоставляется должностным
лицам организаций, не входящих в систему
органов исполнительной власти. В частности,
в случаях предусмотренных в ч.5 данной
статьи, протоколы об административных
правонарушениях вправе составлять члены
избирательной комиссии, комиссии референдума
с правом решающего голоса, уполномоченные
избирательные комиссиями, комиссиями
референдума; члены комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
инспектора Счетной палаты РФ; должностные
лица государственных внебюджетных фондов.
Следует заметить, что правом
составлять протокол не наделены
представители общественной организации
или органа общественной самодеятельности,
что обусловлено их иной правовой
природой: общественные объединения независимы
в своей деятельности от органов исполнительной
власти. Примером может служить деятельность
профсоюзных инспекторов по охране труда:
согласно действующему законодательству
в случае выявления нарушений, угрожающих
жизни и здоровью работников, взаимодействуя
с государственными органами надзора
и контроля, они имеют право только обращаться
в Федеральную инспекцию труда или подведомственные
ей государственные инспекции труда для
принятия неотложных мер, что является
поводом к проверке информации и составлению
протокола.
Перечень должностных лиц, уполномоченных
составлять административное правонарушение,
обусловлен и характером административного
правонарушения. В большинстве своем
административные правонарушения
являются сложными: два и более
объекта посягательства, два и более
действия (бездействия). На практике это
зачастую создает проблемы при определении
подведомственности, много уходит времени
на согласование. И в этом случае установление
в данной статье перечня должностных лиц,
уполномоченных составлять протокол об
административном правонарушении, безусловно,
влияет на оперативное реагирование правонарушения.
Как вытекает из содержания
статьи, неправильное определение
подведомственности дел об административных
правонарушениях на стадии составления
протокола влечет правовые последствия:
в случае, если протокол об административном
правонарушении составлен неправомочным
лицом, дело об административном правонарушении
на стадии рассмотрения возвращается
для устранения недостатков18 (ст.28.8).
4.
Возбуждение дел об
административных правонарушениях
прокурором.
При
осуществлении возложенных на прокуратуру
функций по надзору за исполнением
законов федеральными министерствами
и ведомствами, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, а также
за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов в связи с поступившей
информацией о фактах нарушения закона,
прокурор вправе возбудить любое дело
об административном правонарушении,
ответственность за которое предусмотрена
настоящим Кодексом или законом субъекта
РФ, статьей установлены случаи, когда
дела об административных правонарушениях,
возбуждаются прокурором.
О возбуждении дела об административном
правонарушении прокурором в предусмотренные
сроки выносится мотивированное постановление.
Постановление прокурора о возбуждении
производства об административном правонарушении
подлежит рассмотрению уполномоченным
на то органом или должностным лицом в
срок, установленный законом. О результатах
рассмотрения сообщается прокурору в
письменной форме.19
Право вынесения указанного постановления
дано только прокурору и его
заместителю. При вынесении мотивированного
постановления о возбуждении
дела об административном правонарушении
прокурор должен выяснить: образует ли
действие (бездействие) характер административного
правонарушения; какое конкретное предписание
закона нарушено; установлено ли лицо,
совершившее административное правонарушение;
истек ли срок привлечения к административной
ответственности; какой орган или должностное
лицо вправе привлечь виновного к административной
ответственности.
5.
Административное расследование.
Административное расследование
представляет собой совокупность
процессуальных действий, осуществление
которых необходимо для получения дополнительных
сведений и материалов, необходимых для
правильного разрешения вопроса о возбуждении
дела об административном правонарушении.
Административное расследование
имеет широкую сферу применения.
Оно может быть назначено за нарушения
антимонопольного законодательства, законодательства
о рекламе, валютного законодательства,
законодательства о защите прав потребителей,
в области налогов и сборов, таможенного
дела, охраны окружающей среды, производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пожарной
безопасности, дорожного движения и на
транспорте.
Административное
расследование осуществляется в
тех случаях, когда с достаточной
ясностью нельзя сделать вывод о
наличии или отсутствии материальных
оснований к возбуждению дела об административном
правонарушении. По сути оно является
дополнительной проверкой обнаруженного
и выявленного административного правонарушения
в рамках осуществления контрольно-надзорной
деятельности.
КоАП связывает административное
расследование с процессуальными
действиями, требующими значительных
временных затрат: проведением экспертизы,
истребованием необходимых предметов
и документов, производством ревизий,
документальных проверок, инвентаризаций,
контрольных закупок и др.
Как вытекает из общих правил,
установленных КоАП, решение о
возбуждении дела об административном
правонарушении имеет юридическую
силу протокола; определение о
возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного
расследования немедленно после выявления
факта совершения административного правонарушения
принимается должностным лицом, уполномоченным
составлять протокол об административном
правонарушении. Решение оформляется
в виде определения, а если факт совершения
административного правонарушения выявлен
прокурором - в виде постановления.
Описательная часть определения
должна содержать все обязательные
реквизиты, предъявляемые к протоколу.
В
определении должно содержаться
мотивированное обоснование назначения
административного расследования с указанием
проведения конкретных процессуальных
действий, составляющих содержание административного
расследования.
Непосредственное
проведение процессуальных действий осуществляется
в соответствии с требованиями, установленными
законом. Например, осмотр принадлежащих
юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю помещений и находящихся
там вещей и документов производится в
присутствии представителя юридического
лица и двух понятых и оформляется протоколом
об осмотре и др.20 (ст.27.8).
Вынесение определения о возбуждении
дела об административном правонарушении
и назначении административного
расследования влечет возникновение
процессуальных прав и обязанностей
участников данного процессуального
отношения.
Одной
из гарантий всестороннего, полного
и объективного административного
расследования являются ходатайства,
которые могут быть заявлены должностному
лицу, уполномоченному проводить
административное расследование. Правом
ходатайства на стадии административного
расследования пользуются все участники
этого дела, например, лицо, в отношении
которого проводится административное
расследование, потерпевший и их представители,
адвокат, эксперт и др.21
Право обжалования действий и решений
должностного лица, уполномоченного проводить
административное расследование, является
важной гарантией соблюдения законности.
В
целях обеспечения своевременного,
оперативного рассмотрения дела административное
расследование проводится по месту
совершения или выявления административного
правонарушения.
Соблюдение сроков является одним
из условий административного
расследования по делу об административном
правонарушении. По общему правилу,
установленному данной статьей,
административное расследование
должно быть закончено не позднее
одного месяца с момента возбуждения дела
об административном правонарушении.
В
исключительных случаях срок административного
расследования может быть продлен
по ходатайству должностного лица,
в производстве которого находится
дело. В этом случае вышестоящее должностное
лицо может продлить административное
расследование на срок не более одного
месяца, а по делам о нарушении таможенных
правил - на срок до шести месяцев.
Продление
административного расследования
в исключительных случаях означает
неординарную ситуацию, сложность процессуальных
действий. В любом случае ходатайство
о продлении сроков расследования должно
быть мотивированным. При этом продление
срока является правом вышестоящего должностного
лица.
По
окончании административного расследования,
по результатам составляется протокол
об административном правонарушении либо
прекращается.
Административное расследование
заканчивается составлением протокола
об административном правонарушении.
Протокол, являясь процессуальным
документом, завершает административное
расследование. В нем систематизируются
доказательства, собранные по делу, формулируются
выводы. В описательной части протокола
излагается сущность дела: указываются
место и время совершения административного
правонарушения, его способы, мотивы, последствия
и другие существенные обстоятельства;
результаты проведенных процессуальных
действий; обстоятельства, смягчающие
административное наказание. Если по делу
об административном правонарушении проходят
несколько лиц, то при изложении сущности
дела указывается роль каждого из них.
Сведения о лице, в отношении которого
проводится административное расследование,
должны быть достоверными.
Что
касается вещественных доказательств,
то в протоколе, помимо их перечисления,
должно указываться место хранения.
В протоколе находят отражение и другие
вопросы, предусмотренные КоАП.
Дело об административном правонарушении
подлежит прекращению на стадии
административного расследования
при наличии установленных законом
оснований и в порядке, определенном
настоящим Кодексом. В частности, по результатам
административного расследования выносится
постановление о прекращении дела об административном
правонарушении, состоящее из вводной,
описательной и резолютивной частей. При
изложении сущности дела дается юридический
анализ установленных фактов. В резолютивной
части формулируется решение о прекращении
дела об административном правонарушении
и приводятся основания его прекращения
со ссылкой на соответствующую норму КоАП.
Прекращая дело, должностное лицо, уполномоченное
проводить административное расследование,
решает правовую судьбу вещественных
доказательств. Если расследованием установлены
факты, требующие применения иных мер
воздействия, должностное лицо, прекращая
дело об административном правонарушении,
доводит эти факты до сведения юридического
лица.
6.
Направление протокола
(постановления прокурора)
об административном
правонарушении для
рассмотрения дела об
административном правонарушении