Возбуждение административного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели в рамках контрольной работы решаются следующие задачи:
- дать характеристику процессуальных норм, регламентирующих порядок возбуждения дела об административном правонарушении
- раскрыть значение протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
- рассмотреть должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
- определить место и роль административного расследования
- охарактеризовать пути прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение

Работа содержит 1 файл

контр4.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Введение

          С 1 июля 2002 года утратил силу  Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях и введен в  действие новый Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях.

     После введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП РФ). Его введение наглядно продемонстрировало тенденцию правовой системы России к сужению сферы уголовного принуждения и расширению сферы административного воздействия на правонарушителей.

     Этот  важный нормативный акт существенно реформировал нормы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях, внеся в них качественно иные - демократические начала. Новеллы основаны на международно-правовых стандартах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантиях их обеспечения, исходят из принципа презумпции невиновности. В КоАП РФ включены нормы, закрепляющие перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, конкретизированы поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, определен момент возбуждения, порядок решения вопроса об отказе в возбуждении дела, установлены полномочия прокурора при разрешении вопроса о возбуждении дела, введен институт административного расследования.

     Стадия  возбуждения дела об административном; правонарушении имеет определяющее значение как по отношению к содержанию и результатам производства, так  и по отношению к остальным  стадиям.

     В отличие от уголовного процесса, где  собирание, проверка и оценка доказательств осуществляется в рамках предварительного расследования, в административно- юрисдикционном процессе фактическая доказательственная база по большинству дел создается на стадии возбуждения дела и отражается в первую очередь в протоколе об административном правонарушении. Исполнение постановлений; по делам об административных правонарушениях также во многом зависит от правильного оформления процессуальных документов при возбуждении дела. Эти обстоятельства привлекают особое внимание к данной стадии.

     В настоящей работе предпринята попытка  раскрыть процессуальные нормы, регламентирующие порядок возбуждения дела об административном правонарушении, содержащиеся в главе 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 28.1 – 28.9 Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что некоторые положения нового административного законодательства по сравнению с ранее действовавшим, в частности о порядке возбуждения дела об административном правонарушении, претерпели изменения и некоторые из таких изменений носят принципиальный характер.

     При работе над данным исследованием  были использованы и переработаны материалы  и труды таких известных ученых-юристов как Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, Ю.М.Козлов, М.Л Масленников, Е.Н. Сидоренко и др.,  а также федеральные законы и другие нормативно правовые акты.

     Для достижения поставленной цели в рамках контрольной работы решаются следующие задачи:

     - дать характеристику процессуальных норм, регламентирующих порядок возбуждения дела об административном правонарушении

     - раскрыть значение протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении

     - рассмотреть должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.        

     -  определить место и роль административного расследования

     - охарактеризовать пути прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение 
 

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении

      Процессуальные нормы, регламентирующие порядок возбуждения дела об административном правонарушении, содержатся в главе 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст. 28.1 – 28.9.

       Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения подведомственности (подсудности).1

     Назначение  данной стадии обусловлено общими задачами производства по делам об административных правонарушениях. На этой стадии создаются предпосылки для своевременного, всестороннего, полного, объективного, выяснения обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством по делам об административных правонарушениях.

     Возбуждение дела об административном правонарушении включает процессуальную деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформлении и регистрации. На данном этапе разрешается целый ряд вопросов: является ли сообщение об административном правонарушении поводом к возбуждению дела; содержатся ли в источнике информации сведения о событии административного правонарушения, нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу; уточняется, по какой статье квалифицируется данное административное правонарушение, возникает ли необходимость административного расследования, подлежат ли материалы дела передаче по подведомственности или подсудности, и др.

     Производство по делам об административных правонарушениях, направленное на назначение и исполнение административного наказания, развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. Оно проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановления или иного решения по делу об административном правонарушении;

- исполнение постановления о назначении административного наказания.

     Стадия возбуждения дела об административном правонарушении детально урегулирована нормами КоАП. Данная стадия начинается с момента выявления административного правонарушения и завершается в момент передачи протокола об административном правонарушении и других материалов, имеющих значение доказательств, лицу, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении по существу.

     Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, совершаемых при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такие процессуальные действия направлены на установление обстоятельств, составляющих предмет доказывания, их фиксирование и квалификацию.

     На стадии возбуждения дела об административном правонарушении устанавливается событие правонарушения, время и место совершения правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность лица, совершившего правонарушение, обстоятельства, влияющие на степень и характер административной ответственности, а также причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.2

     Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.3

- фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи

- подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

    Поводами  к возбуждению дел о некоторых  административных правонарушениях, которые определены в ст. 28.1 КоАП РФ, помимо перечисленных являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего (а при рассмотрении дела о банкротстве, кроме этого - сообщения и заявления собрания или комитета кредиторов). К таким правонарушениям относятся:

- фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ); неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21 КоАП РФ); совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22 КоАП РФ); осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ).4

     Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

     Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.5

- составления  протокола осмотра места совершения  административного правонарушения 

         Следовательно, стадия возбуждения дела об административном правонарушении может протекать в форме административного расследования или в форме проверки по делу об административном правонарушении.

2. Протокол об административном правонарушении.

      Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении отводится протоколу. Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

     В связи с тем, что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

       В соответствии с КоАП протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола (ст.28.6).6

     В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его  составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в  отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

       При составлении протокола фиксация  времени совершения административного  правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.

Информация о работе Возбуждение административного дела