Внешний долг КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Кыргызстана, состояние ее валютных резервов, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников кыргызстанского финансового рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
1.Понятие государственного долга
2.Виды государственного долга
Глава 2.Причины возникновения государственного долга
2.1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан
2.2 Показатели государственного долга Кыргызской Республики
Глава 3.Мировая практика управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Эрмек.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Критерии  для пересмотра долга на основе Хьюстонских условий.

 
 
 
·        Годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком «потолок» (в настоящее время 1235 долларов); 
 
·        Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба  и суммы долга  коммерческим кредиторам должно составлять 1.5; 
 
·        установленные показатели масштабов задолженности: 
 
·        сумма долга составляет не менее 50 % объема ВНП; 
 
·        отношение суммы  долга к стоимости  экспорта не менее 275 %; 
 
·        коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30 %. 

Тринидадские  условия.

 
В декабре 1991 года Парижскому клубу, наконец, удалось достичь компромисса. Этот вариант, известный как “усиленные Торонтские условия”, значительно  слабее Тринидадских условий в первоначальном виде. Вместо списания 2/3 объема  долгов предлагаются четыре варианта сокращения на 50 % чистой приведенной стоимости  подлежащих консолидированию сумм, относящихся к коммерческим кредитам (т.е сумм, не относящихся к остатку долга). 
“Усиленные Торонтские” условия. 
 
·        аннулировать 50 % реструктурированного долга 
 
·        остальная часть (50 %) реструктурировать на 23 года; 
 
·        предоставить льготный период в 6 лет; 
 
·        проценты начислять по соответствующим рыночным ставкам; 
 
·        Реструктуризировать долг с применением льготных процентных ставок (вариант с сокращением платежей по обслуживанию долга) на 23 года; льготный период не предоставляется; 
 
·        Реструктуризировать долг по рыночным процентным ставкам (вариант с долгосрочным реструктурированием) на 25 лет; предоставляется льготный период в 16 лет; 
 
·        Реструктурировать обязательства по обслуживанию кредитов, предоставляемых в порядке оказания официального содействия развитию на 30 лет; предоставляется льготный период в 20 лет (данный вариант учитывает наличие элемента дотации в кредитах, предоставленных в порядке оказания официального содействия развитию). 
 
Государства-кредиторы, являющиеся членами Парижского клуба, сыграли значительную роль в уменьшении бремени внешней задолженности стран “третьего мира”, а также ряда стран Центральной и Восточной Европы. Для стран, неуклонно идущих по пути преобразований и реформ, пересмотр условий погашения кредиторов Парижским клубом стал важным источником финансовых ресурсов. 
 
У Парижского клуба есть, несомненно, определенные, вполне очевидные недостатки: игра ведется по правилам, установленными кредиторами. Вследствие слабости своей позиции должники, хотя и не согласны с этими правилами, вынуждены принимать диктуемые условия. В Парижском клубе должники участвуют по одному, а кредиторы все вместе. Так что должнику приходится выступать против целого картеля. При решении  любых вопросов члены Парижского клуба работают в тесном  взаимодействии  друг с другом, при этом весь процесс ведения переговоров и принятия решений в Парижском клубе не регулируются никакими правилами и положениями. Применение индивидуального подхода в каждом конкретном случае означает, что при принятии того или иного  решения страна-должник не может пожаловаться, что ей предоставили худшие условия, чем другой стране. Считается, что каждый должник имеет дело с новой группой кредиторов, хотя это и не так. При принятии решения кредиторы подвержены различным политическим влияниям и должники не в коей мере не защищены на основе политических соображений. 
 
Процесс ведения переговоров по пересмотру условий кредитов равной степени должен защиту интересов и должников, и кредиторов. Пока это не получается, т.к. процесс переговоров целиком и полностью проводится кредиторами и в интересах кредиторов. Переговоры в Парижском клубе не в коей мере не содействуют интересам должника.  
Лондонский клуб. 
 
 
Лондонский клуб - это форма для  пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками. Поскольку такие переговоры между должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название “Лондонского клуба”. Он является не официальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми задолженность страны “третьего мира”. 
 
Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один из этих клубов не является международной организацией. Их “членский состав” не стабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения  операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков,  на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе кредиторы чаще всего представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу.  
 
Коммерческие банки-кредиторы нередко доказывали, что они проявляют гораздо большую гибкость, чем официальные кредиторы, особенно с точки зрения их готовности долгосрочные соглашения  о реструктуризации внешнего долга. 
 
И, наконец, реструктуризация долга не всегда достигает “благородных” целей -  предотвращения дальнейшего обострения кризиса ликвидности, смягчения или ликвидации кризисной атмосферы и восстановления нормального функционирования международных кредитных рынков. Напротив, развивающиеся страны страдали от высоких финансовых, экономических и социальных издержек реструктуризации. До тех пор, пока такая ситуация сохраняется, клубам кредиторов необходимо согласовывать  и реорганизовывать свою деятельность, чтобы устранить эти высокие издержки, которые несут развивающиеся страны-должники. Поскольку переговорная позиция развивающихся стран является слабой, им необходимо укрепить ее, чтобы когда-либо получить возможность  вести переговоры на условиях, хотя бы приближающихся к принципу справедливого учета  их интересов. 
 
Мы подробно рассмотрели два важных учреждения, занимающихся пересмотрами долгов. Но есть и другие методы сокращения коммерческого долга - это программы конверсии долга. 
 
Конверсия долга - это методы освобождения от уплаты долга, которые изменяют первоначальную стоимость или природу кредитных обязательств. Они дают возможность должнику сократить объем долговых обязательств, а кредитору - получить такой долг, покрытие которого представляется более вероятным. К наиболее распространенным  методам конверсии долга относятся: своп долг/ акции, капитализация, секъюритизация, своп долг/ долг, своп долг/ активы, своп долг/ облигации, своп долг/ ресурсы на цели развития. 
 
Кроме того, существует целый ряд неформальных методов конверсии вне рамок официальных программ конверсии. Самыми распространенными из этих  неформальных операций является предоплата в местной валюте и купле ценных бумаг, опционного или фьючерсного контракта с последующей продажей в течение короткого  времени. 
 
Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты, или слишком обременительных долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают положение заемщика либо в финансовом положении, либо с точки зрения перспективы. 
Программа 
 
HIPC 
: условия, процедуры и последствия 
В настоящее время республика переживает серьезные долговые проблемы, о чем свидетельствуют существующие показатели долга. Несмотря на то, что обращение в Парижский Клуб в 2002 и 2005 годах дало некоторое облегчение, однако проблема неустойчивости долга по-прежнему остается актуальной.  
 
Вопрос обращения в HIPC стал очень актуальным в связи с тем, что удельный вес многостороннего долга в общем кредитном портфеле республики составляет около 70%. В отличие от двусторонних кредиторов, международные организации не пересматривают первоначальные условия предоставления кредитов. Это объясняется тем, что данные организации предоставляют кредиты на высокольготных условиях. Так, к примеру Международная Ассоциация Развития (группа Всемирного Банка) предоставляет кредиты со сроком погашения 40 лет, включая 10-летний льготный период (период, в течение которого выплачиваются только проценты) по процентной ставке 0,75% годовых. Условия Азиатского Банка Развития также являются высоко льготными: срок погашения 24-40 лет, льготный период – 8-10 лет, процентная ставка - 1%-1,5% годовых. 
 
HIPC дает возможность не только сократить долг перед многосторонними кредиторами, но и на момент завершения автоматически получить списание долга перед МВФ и Всемирным Банком в рамках Инициативы MDRI.  
 
В связи с этим в настоящее время находится на стадии проработки и тщательного анализа вопрос включения Кыргызской Республики в инициативу HIPC. В частности, были проведены консультации с международными финансовыми институтами, включая МВФ и ВБ по процедурным вопросам, а также по критериям отбора и включения страны в эту инициативу.  
 
Что же представляет из себя указанная программа? 
 
Инициатива  
HIPC 
: информационная справка 
 
Долговая инициатива HIPC (Highly Indebted Poor Countries) – Инициатива для оказания помощи беднейшим странам с высоким уровнем задолженности была предложена Всемирным Банком и МВФ и согласована со всеми правительствами осенью 1996 года. Это был первый всесторонний подход в целях снижения бремени внешнего долга в беднейших странах мира и в странах с наибольшим бременем долга. 
 
 
 
         Страны, квалифицирующиеся в рамках HIPC 
 
 
         1.  беднейшие страны, а именно, те которые приемлемы для получения высоко льготной финансовой помощи от Международной Ассоциации Развития  (МАР), являющейся частью Всемирного Банка, и выполняющие программу МВФ PRGF(Сокращению Бедности и Экономическому Росту)  
 
         2. страны, которые сталкиваются с ситуацией неустойчивости долга даже после реструктуризации долга в рамках Парижского Клуба.       Указанная неустойчивость характеризуется следующими пороговыми показателями долга: 
 
-       коэффициента отношения чистой приведенной стоимости (ЧПС) государственного долга к экспорту, который должен быть более 150% 
 
-       коэффициента отношения ЧПС долга к доходам государства более 250% 
 
         В дополнение к этому сумма экспорта должна составить более чем 30% ВВП и доходы республиканского бюджета (за вычетом грантов) превышать 15% ВВП. 
 
         Для Кыргызской Республики эти показатели на конец 2004г составляли: 
 
-       отношение долга к экспорту - 141% 
 
-       отношение долга к доходам государства - 345 %.  
 
         В тоже время, экспорт составлял 42,6% ВВП, а государственные доходы - 15,2% от ВВП. 
 
         Советом Директоров МВФ и Всемирного Банка был одобрен список стран, приемлемых для оказания помощи в рамках Инициативы HIPC, в который в числе других стран вошла и Кыргызская Республика.  
 
В случае принятия и реализации данной инициативы, ее эффект показан в следующей таблице: 
 
Экономия средств (сумма долга и проценты) от реализации HIPC 
 
(млн. долл. США)[7] 

 
Кредиторы

 
2007-2010

 
2011-2020

 
2021-2030

 
2031-2045

 
Итого

 
Многосторонние

 
93,6

 
158,4

 
87,6

 
-

 
339,6

 
Двусторонние

 
15,6

 
72,4

 
107,6

 
111,7

 
307,3

 
Итого

 
109,2

 
230,8

 
195,2

 
111,7

 
646,9


 
          
 
Инициатива МDRI 
 
 
 
 
MDRI (МDRI - Multilateral Debt Relief Initiative) – инициатива по списанию многостороннего долга была предложена “Большой восьмеркой” в июне 2005 года и заключается в списании долга до 100% перед Международным Валютным Фондом (МВФ), Всемирным Банком (ВБ) и Африканским Банком Развития. 
 
Данная инициатива в случае с Кыргызской Республики рассматривается в тесной увязке с механизмом HIPC в качестве заключительного этапа предоставления помощи по облегчению бремени внешнего долга. 
 
         Инициатива MDRI изначально определяется: 
 
-       доходами государства на душу населения (порог на душу населения составляет 380 долл. США) или  
 
-       отчетом о реализации HIPC (страна должна достичь стадии завершения по HIPC). 
 
Поскольку доход на душу населения в Кыргызской Республике превышает предполагаемый порог, для того, чтобы ей предоставили облегчение долга в рамках MDRI, необходимо вступить в инициативу HIPC и достичь ее “стадии завершения”. 
Экономия от реализации MDRI (млн. долл. США)[8]

 
Кредиторы

 
2007-2010

 
2011-2020

 
2021-2030

 
2031-2045

 
Итого

 
МВФ и МАР

 
76,2

 
138,8

 
154,5

 
30,4

 
399,9


 
 
 
         Нижеприведенная диаграмма иллюстрирует динамику обслуживания внешнего долга  при различных сценариях: после  реструктуризации в рамках Парижского Клуба 2005 года, в случае принятия Инициативы HIPC и MDRI. 
 
Условия вступления в Инициативу HIPC 
 
Для вступления в HIPC Кыргызская Республика должна реализовывать Стратегию сокращения бедности (НССБ), принять на себя обязательство по поддержанию макроэкономической стабилизации (ПРГФ) и проведению реформ в различных секторах экономики (здравоохранение, образование и другие секторы инфраструктуры). В ходе предстоящих переговоров представителей МВФ и Всемирного Банка с Правительством страны будут обговариваться условия по выполнению реформ (триггеры) и закладываться измеримые показатели по триггерам, по которым будет оцениваться исполнение Инициативы HIPC. 
 
В случае, если стороны приходят к общему согласию по определению условий HIPC, наступает “стадия принятия решения 
”, когда официально подписывается документ между Правительством страны, с одной стороны, и МВФ со Всемирным Банком, с другой стороны, в котором  
 
- определяется сумма сокращения бремени долга, а также вклад каждого кредитора; 
 
- устанавливаются измеримые показатели по условиям (триггерам), которые необходимо достичь до “стадии завершения”. Данные показатели фиксируются и не подлежат изменению до “стадии завершения”; 
 
-       оговариваются сроки по достижению указанных показателей, то есть “стадия завершения”. 
 
Во время промежуточного периода (между “стадией принятия решения” и “стадией завершения”) некоторые кредиторы начинают предоставлять промежуточное сокращение бремени долга в виде снижения обслуживания долга. 
 
В случае успешного выполнения страной всех триггеров к оговоренному сроку – “стадия завершения”, моносторонними кредиторами и кредиторами Парижского Клуба предоставляется сокращение долга согласно официальному документу, заключенному на “стадии принятия решения”. Ожидается, что все кредиторы начнут предоставлять сокращение бремени долга на безотзывной основе.  
 
В дополнение к завершению Инициативы HIPC, стране предоставляется дополнительное сокращение долга перед МВФ и Всемирным Банком (до 100%) в рамках ИнициативыMDRI. Данные меры позволят Кыргызской Республике достигнуть устойчивости долга. В свою очередь сокращение объемов внешней задолженности – это снижение дефицита госбюджета и дефицита платежного баланса страны. 
 
Таким образом, влияние и эффект указанных программ на состояние долга очевидно. Однако, поскольку государственый долг является лишь одним из макроэкономических показателей, возникает вопрос, каковы последствия реализации инициативы HIPC для экономики страны в целом. Ниже приведены возможные положительные и возможные отрицательные стороны от реализации HIPC: 
Возможные позитивные последствия 
 
1.     Уменьшение объемов обслуживания долга позволит перенаправить доходы бюджета на цели развития (здравоохранение, образование и другие секторы инфраструктуры); 
 
 
2.     Реформы в таких секторах экономики как здравоохранение, образование, соц. защита, государственное управление, управление госрасходами, горнорудная промышленность, энергетика и инфраструктура (в целом уже реализуемые в рамках PRGF), принятые в качестве условий в рамках HIPC, в случае успешной реализации могут иметь положительные результаты.  
 
 
3.     Существует реальная возможность улучшения прозрачности (транспарентности)действий Правительства, которая сопровождает страны, реализующие программы международных институтов. Как известно, транспарентность является одним из условий улучшения инвестиционного климата в стране. 
 
Возможные негативные последствия 
 
1.     Для вступления в HIPC Кыргызская Республика должна принять на себя обязательство по проведению реформ в различных секторах экономики. Успешное выполнение реформ будет оцениваться определенными измеримыми показателями, которые будут определены  и закреплены на стадии “принятия решения”. В случае недостижения уровня принятых показателей Кыргызская Республика не достигает «стадии завершения», в результате чего сокращение долга в рамках HIPC и, как следствие,MDRI не предоставляется и затягивается на более продолжительный срок (продолжительность промежуточного периода, т.е. периода между «стадией принятия решения»  и «стадией завершения», может достигать периода до 3-х лет). 
 
2.     Принятие страной Инициативы HIPC может повлиять на имидж страны на мировом рынке капиталов (как страны, признавшей свою неплатежеспособность), что в свою очередь может повлиять на инвестиционный климат в стране. 
 
4.     Результаты долгового ослабления могут оказаться не долговременным, поскольку в случае недостатка внутренних ресурсов страна будет продолжать осуществлять внешние заимствования для реализации экономических и социальных задач. Таким образом,  страна может вернуться к проблеме  неплатежеспособности и устойчивости долга в будущем. Для избежание неустойчивости долга, наряду с сокращением долга Правительству необходимо проводить эффективную политику в области внешних заимствований и управления внешним долгом, что в свою очередь предполагает строго целевое и лимитированное осуществление внешних заимствований, привлечение кредитов на максимально льготных условиях. 
 
5.     Существует вероятность сокращения внешней помощи от доноров (например, Япония).      
 
Очевидно, что успех реализации Инициативы HIPC в Кыргызской Республике в случае вступления будет зависеть от многих факторов, таких как, трезвого взгляда на положительные и отрицательные последствия от реализации данной инициативы (в противном случае, завышенные ожидания могут привести к политической и социальной напряженности), консервативной и сдержанной политики будущих заимствований, дальнейшего моратория на выдачу государственных гарантий, скоординированной работы всех ветвей власти, обдуманного и целенаправленного использования высвобожденных средств и, безусловно, экономического роста страны.  
 
Только при соблюдении вышеперечисленного республика могла бы воспользоваться выгодами от обеих инициатив с минимальными для себя издержками.

Заключение

 
 
 
Очевидно, что государство может  и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах  и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к  государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. 
 
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики не однозначна. Значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или же рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Долговое финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы.  
 
С другой стороны, внешние займы позволяют стране инвестировать и потреблять сверх того, что производит ее экономика. Эффективное использование  заемных ресурсов для финансирования накопления капитала позволяет ускорить экономический прогресс. Выигрышем от внешних займов может быть ускорение экономического роста. 
 
Цель политики внешнего долга - извлечь выгоды из внешнего финансирования и избежать в будущем проблем в области  платежного баланса или государственного бюджета.  
 
Страны, выступающие должниками на мировом финансовом рынке, прежде всего, должны в законодательном порядке принять последовательную политику и процедуры для регулирования своей внешней задолженности. Следуя конкретным процедурам при утверждении внешнего финансирования по ходатайству  государственных и гарантированных правительством частных заемщиков, правительства повысят транспарентность, что, в свою очередь, увеличит эффективность управления внешним долгом и воспрепятствует коррупции. Ведение национального реестра всех долгов также поможет предотвратить кризисы иностранной валюты в связи  с погашением внешних обязательств. 
 
Эффективное управление внешним долгом предполагает в первую очередь определение политики в этой области. Помимо здоровой макроэкономической политики, эффективное управление внешним долгом включает в себя три специфических взаимосвязанных процесса: 
 
·        выбор подходящего  вида финансирования,  
 
·        решение о размерах заимствования  
 
·        ведение полной и своевременной отчетности о существующем долге страны. 
 
Управление государственным долгом - это сложный аспект государственного регулирования, поскольку весьма непросто определить, какой объем займов будет чрезмерно большим, т.к. проблема рассматривается глазами людей, стоящих на различных позициях. Те, кто отвечают за экономический рост, будут естественным образом склонны к оптимизму, те же, кто отвечают за валютный курс и стабильность платежного баланса, будут по своей природе консерваторами. Поэтому необходимо найти золотую середину между этими двумя крайностями. 
 
Рассматривая государственный долг как инструмент экономического развития, следует подчеркнуть большое значение международных финансовых институтов в процессе его формирования, без изучения которых невозможно детализированное изучение проблемы государственной задолженности. Учитывая огромное влияние МВФ, Всемирного банка, а также Азиатского Банка на внешние ресурсы, к которым имеют доступ развивающиеся страны, лица, управляющие задолженностью, должны понимать роль этих институтов  в глобальной экономике. Чтобы быть по- настоящему эффективными, лица, управляющие задолженностью, должны сочетать понимание своего юридического мандата, структуры, финансовых и технических услуг, предлагаемых каждым институтом, с практическим знанием развивающихся услуг МВФ, ВБ и АБР. Изменение формы этих институтов оказывает драматическое воздействие на развивающиеся страны.  
 
На основании проделанного анализа мною были выработаны следующие шаги для улучшения долговой ситуации в Кыргызстане. 
 
В первую очередь необходимо реструктуризировать кредиты, которые были получены Кыргызстаном до 1998 года на не льготных условиях. Хотя один из важнейших шагов в этом направлении был сделан, Кыргызстан обратился в Парижский клуб кредиторов, все же необходимо и далее проводить четкую политику управления долгом, для того, чтобы не допустить усугубления положения Кыргызстана с обслуживанием своей внешней задолженности. 
 
Затем необходимо обеспечить прирост ВВП для того, чтобы республика была в состоянии в дельнейшем обслуживать свой внешний долг, не прибегая к дополнительным внешним, или же внутренним, заимствованиям. 
 
Улучшить сложившуюся ситуацию с обслуживанием государственного  долга также позволит ужесточение мониторинга за целевым использованием уже полученных кредитных средств.  
 
Несмотря на то, что по всем направлениям уже предприняты начальные шаги, данные предложения все же остаются в силу поскольку их актуальность не уменьшается, а скорее наоборот, требует усиления и тщательной отработки. 
 

Список использованной литературы:

 
1.      «Государственные финансы в экономике Кыргызской Республики» А. Сарыбаев Бишкек 2005 «Наука и Образование» 
 
2.      «Международная экономика», Миклашевская М.А., Хлопов А.В. МГУ им. М.В.Ломоносова, М.: 2003 г. 
 
3.     «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» - Красавина Л. Н. М.: “Финансы и статистика”, 1997.  
 
4.     «Рынок внешнего долга», Алферов В. М.: 1999 г.  
 
5.      «Финансы в системе макроэкономического регулирования», Сумароков В.Н. М: 1999 г. 
 
6.     «Экономика стран Центральной Азии: трудности становления и перспективы развития» Бишкек, 2002 
 
7.     «Экономическая энциклопедия» Гл.редактор Л.И. Абалкин М.: 2002 Издательство «Экономика» 
 
8.     «Бизнес и банки»: «МВФ и Всемирный банк - сходства и различия», №24/1996г. 
 
9.     «Вопросы экономики»: «Внутренний и внешний государственный долг» И. Хакамада №2/2001 
 
10. «Деньги и кредит»: «Государственный долг: бремя цивилизации» №6/1999, А.Ю.Симановский. 
 
11. «Деньги и кредит»: «Структура группы Всемирного банка»,  
 
№ 11/2000г. 
 
12. «Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики 1995» Национальный Статистический Комитет Бишкек, 1995 
 
13. «Финансы»: «Еще раз о неплатежах», Романенко Л. М. №4/2001 
 
14. «Финансы»: «Неплатежи как зеркало больной экономики», Петров П. А. №4/2001 
 
15.  «Финансово-экономический бюллетень» Министерство Финансов КР, Бишкек 2005 
 
16. Закона Кыргызской Республики "О государственном и негосударственном долге" 
 
17. Закон Кыргызской Республики «О Республиканском бюджете КР на 1995 год» 
 
18. Закон Кыргызской Республики «О Республиканском бюджете КР на 2003 год» 
 
19. Также были использованы данные Управления государственного долга и активов Министерства финансов Кыргызской Республики. 
 
 Интернет сайты: 
 
1.           www.nbkr.kg 
 
2.           www.ekonomika.kg 
 
3.           www.24.kg 
 
4.           www.tazar.kg 
 
5.           www.welcome.kg

 

 

 
1. «Экономика стран Центральной Азии: трудности становления и перспективы развития» Бишкек, 2002

 
2. «Финансово-экономический бюллетень» Министерство Финансов КР, Бишкек 2005

 
3. Закон Кыргызской Республики «О Республиканском бюджете КР на 1995 год»

 
4. http://kginfo.org/today/234-vneshnij-dolg-kirgizii-dostig-26-mlrd-dollarov.html

 
5. Борисов С. «Мировая экономическая и валютная ситуация в 90-х годах». Деньги и кредит № 5, 2001 г. 

 
6. «Финансы»: «О внешних заимствованиях России» Г.П.Рыбалко №7/1998. 

 
7.Согласно предварительным расчетам  Министерства экономики и финансов  КР на март 2006 года.

 
8.Согласно предварительным расчетам  Министерства экономики и финансов  КР на март 2006 года.

 
9. Результаты исследований, проведенных ВБ и МВФ показывают, что результат может быть обратным и заключается в том, что страны, получившие сокращение долга в рамках ХИПИК дают сигнал мировому сообществу о своем желании улучшить свое экономическое положение, таким образом, привлекая внешних инвесторов. 


Информация о работе Внешний долг КР