Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:09, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Кыргызстана, состояние ее валютных резервов, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников кыргызстанского финансового рынка.
Введение 3
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
1.Понятие государственного долга
2.Виды государственного долга
Глава 2.Причины возникновения государственного долга
2.1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан
2.2 Показатели государственного долга Кыргызской Республики
Глава 3.Мировая практика управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теория государственного
долга. Понятие и виды
1.Понятие государственного долга
2.Виды государственного долга
Глава 2.Причины возникновения
государственного долга
2.1 Причины возникновения государственного
долга Республики Кыргызстан
2.2 Показатели государственного долга
Кыргызской Республики
Глава 3.Мировая практика управления
государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом
Республики Кыргызстан
Заключение
Список использованной литературы
В настоящий момент проблема обслуживания
государственного долга - один из ключевых
факторов макроэкономической стабильности в стране. От
ВЕСЬ МИР живет в долг.
В первой половине 1998 года восточно-
С начала 90-х гг. мировая экономика уже
Финансовая неустойчивость
1. Понятие государственного
долга
Понятие государственного долга различными теоретиками
Государственный долг – это общая сумма
всех выпущенных, но еще не погашенных
займов государственных и не выплаченных
по ним процентов. Государственный долг
образуется вследствие возникновения
дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие
превышения расходов правительства над
его доходами. Основными способами покрытия
бюджетного дефицита являются эмиссия
денег и государственные займы. Последние
осуществляются путем выпуска и размещения
среди населения и кредитно-финансовых
учреждений различного рода государственных
ценных бумаг (прежде всего казначейских
векселей и облигации), являющихся долговыми
обязательствами государства по отношению
к купившим их физическим и юридическим
лицам – это и есть приблизительное определение
внутреннего долга. Если пользоваться
более «сухими» терминами, внутренний
долг по одной из классификаций – это
способ пополнения государственной казны
за счет заема средств у населения и юридических
лиц, зарегистрированных на территории
государства, и платящих налоги в казну
данного государства, под государственные
гарантии путем выпуска государственных
ценных бумаг. Проценты по государственному
долгу зависят от общего уровня процентных
ставок в стране, темпов инфляции, величины
дефицита государственного бюджета и
др. Обычно, говоря о государственном долге,
не подразумевают финансы местных органов
власти, так как последние могут работать
с положительным сальдо при постоянном
росте дефицита государственного бюджета.
А в соответствии с
Государственное хозяйство каждой
отдельной страны представляет из себя
достаточно сложную картину, весьма богатую
ярко выраженными индивидуальными чертами. Наличностьиндивидуаль
Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных
и локальных признаков, характеризующих
финансовые системы отдельных стран, им
присущи общие, типические черты, существование
которых объясняется общностью тех основных
условий, в среде которых развивается
хозяйство современных государств. Одной
из особо важных типических характеристик
является наличие в финансовых системах
всех государств крупного государственного
долга, везде государственная задолженность
порождает огромные ежегодные расходы,
повсюду финансовая политика практически
ежегодно сталкивается с необходимостью
прибегать к системе государственного
заимствования с целью мобилизации денежных
средств, что стало вторым после налогов
методом финансирования государственных
расходов.
Существование государственного долга
в бюджетах всех государств, неизбежная
необходимость постоянного обращения
к системе государственного заимствования
безусловно является одним из самых характерных
фактов в истории мирового финансового
хозяйства. Многочисленные исторические
изыскания обильным фактическим материалом
доказывают, что практически все государства
с древних времен прибегали к услугам
и помощи кредита и, что в их истории слишком
часто встречались такие моменты, когда
единственным выходом из затруднительного
положения оказывалось обращение к кредиту
в той или иной форме. По своей сущности
государственный внутренний долг представляет
собой совокупность кредитно-финансовых
отношений, возникающих в связи с перемещением
капиталов из национального частного
сектора в государственный бюджет на основе
их заимствования. С помощью государственного
долга преодолевается ограниченность
налоговых поступлений в госбюджет, государственные
займы играют существенную роль в обеспечении
бюджетного равновесия.
На первоначальных этапах развития стран
с рыночной экономикой нарастание госдолга
было связано с увеличением правительственных
военных расходов, а также расходов для
обеспечения механизма функционирования
тогда еще относительно небольшого государственного
сектора. А постепенно, начиная с 30-х годов
нашего столетия, в связи с резким ростом
правительственных расходов по вмешательству
в экономику значение внутреннего государственного
долга качественно изменилось.
Последнее было вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, превращением государственных
финансов в важнейшую материальную основу
государственного регулирования экономики,
основным теоретическим источником для
которого стали научные разработки представителей
кейнсианского течения. Превращение кредитного
финансирования в важнейший инструмент
стимулирования совокупного спроса и
легализация бюджетных дефицитов как
средства стабилизации экономики привело
к увеличению размеров и качественным
изменениям государственных расходов.
Во-вторых, модификацией природы денежного
обращения, когда в связи с утратой деньгами
связи с золотом государственный кредит
остался единственным стержнем их стабильности.
Государственные займы стали выступать
эффективным инструментом кредитно-денежной
политики государства.
Внутренний государственный долг играет
достаточно весомую роль в экономике всех
государств и по его доли в общем объеме
государственные задолженности можно
судить об экономическом положении государства.
Так, проведенный анализ показал, что в
развитых рыночных государствах на долю
внутреннего долга приходится основная
масса всей государственной задолженности,
в то же время, как в большинстве развивающихся
стран и стран с переходной экономикой
в связи с низким уровнем внутренних накоплений
основная масса государственной задолженности
приходится на внешний долг. К примеру,
в начале 90-х годов нашего века доля внутреннего
госдолга в общем объеме задолженности
составила в США 87%, Японии — 100%, ФРГ —
70%, Франции — 97%, Великобритании — 90%, Италии
— 97%.
Начала истории внешнего долга
Кыргызстана уходит далеко в первую
половину 90-х годов. Тогда первые
100 миллионов долларов составили основу
долговой корзины молодого, суверенного
Кыргызстана. Это последовало вслед за
тем, как самостоятельная республика,
после распада Советского Союза, раз и
навсегда лишилась возможности получать
дотации из Центра. С того самого момента
началась история нашего внешнего государственного
долга. Деньги, которых никто не занимал,
оказались в долговой корзине. Долги Кыргызстана
перед уже Российской Федерацией на сегодняшний
день достигают 170 миллионов долларов
США. И надо сказать, что такой оказалась
цена независимости страны, и тем самым
была открыта дорога для внешних заимствований,
которые руководство страны должно было
направить на развитие новой страны.
С приобретением независимости наша республика
начала решительные шаги в проведении
реформ и преобразований, которые стали
основой для перехода к рыночной экономике.
На начальном этапе, реформы сопровождались
крайне негативными событиями - прекращение
финансовых дотаций из союзного бюджета,
которые до 1991 года составляли 11 процентов
ВВП, распад межгосударственной системы
разделения труда, разрыв хозяйственных
связей между предприятиями. Неизбежными
последствиями протекавших в тот период
процессов стали резкий спад производства,
снижение уровня жизни населения, рост
безработицы, высокий уровень миграции.
За 15 лет валовой внешний долг Кыргызской
Республики возрос с 36,41 млн. долл. США
до 1562,6 млн. долл. США, т.е. почти в 50 раз.
Для того чтобы подготовить экономику
к уровню, при котором она способна эффективно
реализовывать огромные потоки инвестиций,
необходимо было создать соответствующие
условия для нормального функционирования
рыночных механизмов. Такое создание условий
было возможно только посредством серии
широкомасштабных структурных реформ,
включая приватизацию, реформы в сельском
хозяйстве, финансовом секторе, правовой
и регулятивной сфере и др. Такое структурное реформирование
финансировалось кредитами и займами,
предоставленными рядом международных
кредитно-финансовых организаций: МВФ,
Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции
и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский
Банк Развития и странами-донорами (Япония,
Германия).
На этапе с 1995-1998 год, когда Кыргызская Республика
переживала острый экономический кризис,
в период болезненного процесса перехода
на рыночные условия хозяйствования, вопрос
стоял о выживании экономики. Иностранные
займы были направлены, в основном, для
того, чтобы поддержать критический уровень
импорта и покрыть дефицит бюджета. В связи
с внешними шоками стал быстро аккумулироваться
внешний долг. В результате чего долг вырос
от 36% к ВВG в 1998 году, и до более чем 132% в
2003. В конце 2004 года коэффициент долга
к ВВП был равен 125%, в то время как коэффициент
долга к экспорту – 211,5%. В этот же период
обслуживание долга к доходам бюджета
достигло 27,9%, ставя под угрозу способность
Кыргыской Республики в полной мере обслуживать
свои обязательства. К примеру, доля финансирования
дефицита бюджета из внешних источников
за период 1995-2003 гг. значительно возросла,
составив в 2003 году 100 % по сравнению с 1995,
когда эта доля составляла 32 %.
Внешний долг. Поскольку Россия взяла на
себя долю Кыргызстана во внешней задолженности
бывшего Советского Союза и в обязательствах
по её обслуживанию, Кыргызстан к концу
1992 практически не имел задолженности
в конвертируемой валюте. Большинство
кредитных соглашений, заключённых в 1992,
в т. ч. соглашения с Евросоюзом и Турцией,
оставались по существу нереализованными.
На 3 ноября 2000 объём подписанных Правительством
Кыргызской Республики иностранных кредитов
составил 1856,35 млн. долларов США, в т.ч.
из стран СНГ —257,46 млн. долларов США, из
стран дальнего зарубежья и международных
финансовых организаций —1598,89 млн. долларов
США. Из них фактически получено 1362,21 млн.
долларов США. За 1992—2000 были сделаны выплаты
в сумме 208,17 млн. долларов США, в т. ч. по
основной сумме — 110,09 млн. долларов США
(по кредитам Узбекистана, Швейцарии, Китая,
Турции, Исламского банка развития, Германии),
по процентам — 98,08 млн. долларов США.
Иностранные займы и кредиты привлекались
республикой за годы реформ для реализации
следующих целей, взаимосвязанных между
собой: поддержка национальной валюты
и платёжного баланса; финансирование
критического импорта государственного
сектора и дефицита государственного
бюджета; структурные преобразования,
реализация мероприятий экономических
реформ во всех секторах экономики; рационализация,
развитие и усиление системы социальной
защиты и системы здравоохранения; инвестиционные
проекты, направленные на модернизацию
действующих и создание в республике новых
эффективных производств.
Кредиты, получаемые от международных
финансовых организаций и стран-доноров,
предоставляются на льготных условиях
(сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными
периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой
от 0,75 до 3%).
Крупными кредиторами Кыргызстана являются
Всемирный банк, Международный валютный
фонд, Азиатский банк развития, Европейский
банк развития и реконструкции, правительства
Японии, Турции и Германии. Их кредиты
составляют 93% всей предоставленной помощи
Кыргызской Республике, в т. ч. 54% предоставили
Всемирный банк и Международный валютный
фонд. Кредиты, полученные по линии Всемирного
банка и Международного валютного фонда,
являются самыми дешёвыми (от 0,5% до 0,75%
годовых на 30—40 лет с льготными периодом
в 10 лет). Эти кредиты направлены на структурные
изменения в экономике, поддержку национальной
валюты и платёжного баланса. Все крупные
кредиты получены под гарантию правительства
Кыргызской Республики.