Внешний долг КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Кыргызстана, состояние ее валютных резервов, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников кыргызстанского финансового рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды
1.Понятие государственного долга
2.Виды государственного долга
Глава 2.Причины возникновения государственного долга
2.1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан
2.2 Показатели государственного долга Кыргызской Республики
Глава 3.Мировая практика управления государственным долгом
3.1 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Эрмек.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание 
 
Введение 3 
 
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды 
 
1.Понятие государственного долга 
 
2.Виды государственного долга 
 
Глава 2.Причины возникновения государственного долга 
 
2.1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан   
 
2.2 Показатели государственного долга Кыргызской Республики 
 
Глава 3.Мировая практика управления государственным долгом 
 
3.1 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан   
 
Заключение  
 
Список использованной литературы 
 
 
  

Введение

 
 
 
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга  -  один  из ключевых факторов макроэкономической стабильности  в  стране.  От  характера решения  долговой  проблемы   будет   зависеть   бюджетная   дееспособность Кыргызстана, состояние ее валютных резервов,  следовательно,  стабильность национальной  валюты,  уровень  процентных  ставок, инвестиционный  климат, характер  поведения  всех  сегментов   отечественного   финансового  рынка. Перечисленные причины  определяют  актуальность  данной  проблемы  для  всех участников кыргызстанского финансового рынка.  
 
ВЕСЬ  МИР  живет  в  долг.  Будущие  поколения,  еще   не   родившись,   уже потенциальные должники.  Подавляющее  число  стран  испытывает   недостаток собственных  ресурсов  для осуществления  внутренних   вложений,   покрытия дефицита  государственного   бюджета,  проведения   социально-экономических преобразований   и   выполнения    долговых   обязательств    по    внешним заимствованиям. Кто-то является больше  кредитором,  чем заемщиком,  кто-то наоборот.  Но  практически  во  всех   этих   странах   сложилась   долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств  от  внешних подпиток будет укрепляться и дальше по  ходу  либерализации  и  глобализации финансовых  рынков, несмотря  на  все-таки  еще  ощутимое   сохранение   их изолированности. 
 
В первой половине 1998  года  восточно-азиатский  кризис  привел  к  падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260  млрд.  долл. и эквивалентно годовому доходу всех  африканских  стран  к  югу  от  Сахары. Неравномерность  экономического  развития является  символом  уходящего  ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются  главным тому доказательством. 
 
С начала 90-х гг.  мировая  экономика  уже  страдала  от  дефляции  -  из-за американского долга, затем из-за неурядиц в европейской валютной  системе  в 1992-1993 гг., после этого из-за мексиканского  кризиса  1994-1995  гг.  и, наконец, из-за азиатских потрясений в 1997-1998 гг. И каждый  раз  во  время всех  этих  негативных  явлений  крах  принято  было   объяснять  ошибочной внутренней политикой. Между  тем  поступательное  экономическое  развитие  и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем  благосостояния  и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых  операций. Влияние  даже  объективных   глобальных   факторов   на   формирующиеся   и развивающиеся  рынки достаточно  велико  (не  говоря  уже  о   субъективных факторах:  например,  ставка  по международным  банковским   кредитам   для развивающихся  стран  всегда  была  выше примерно  на  1%  по  сравнению  с кредитами для развитых стран). 
 
Финансовая  неустойчивость  стала  в  конце  столетия   характерной   чертой глобальной экономики  и  носит  системный  характер.  На  приток  и   отток капиталов, как правило, влияют финансовые  условия  в  ведущих  промышленно развитых странах мира, то есть  внешний фактор.  Однако  особенности  новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой  в  рынок как таковой. К примеру, значительное влияние на приток  и  отток инвесторов оказывает "стадный инстинкт". Внезапное  изъятие  капитала  и  массированная атака на ту  или  иную  валюту  способны  быстро  вызвать  панику.  Все  это оказывало влияние и на объемы торговли.

Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды.

 
1. Понятие государственного долга

 
Понятие государственного долга различными  теоретиками  дается различное. При этом в конечном  итоге  для  полноценного  понимания  понятия государственный долг применительно  к  конкретной  стране  следует  искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных  нормативных правовых актах.  
 
Государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.  
 
А   в   соответствии   с   принципами национального счетоводства и рекомендациями ЕС  в понятие  «государственная задолженность» включаются долги центральной государственной администрации  и различных  ее  органов,  местных  органов   власти   и  различных   местных административных структур и системы социального обеспечения. Таким  образом, сами понятия, даваемые нормативными правовыми актами различных стран  вносят или выносят из структура  государственного  долга  отдельные  элементы.    В рекомендациях ЕС отдельно выделяются системы  социального  обеспечения,  что свидетельствует  о  том,  что  понятие  структуры   государственного   долга начинается с его официального определения. Ведь когда мы  говорим  о  долге, мы всегда говорим о конкретном  долге  конкретного  лица,  в  данном  случае государства.  В  связи   с   чем,  для   полноценного   понимания   термина «государственный долг» его нельзя рассматривать  в  отрыве  от  официального определения, данного в законодательстве страны, чей долг рассматривается. При  этом,  хотелось  бы  отметить,  что  в  любом  определении   всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти. 

2.Виды государственного долга

 
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. 
 
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам  и  другим  долговым  обязательствам  перед  кредиторами- нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является  нормальной  мировой практикой.  Однако существуют  границы,  за  пределами  которых  увеличение государственного внешнего долга становится опасным.  Масштабное  привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для  относительной характеристики  величины  государственного   долга   в   мировой   практике используются  специальные  показатели –  относительные  параметры  внешнего долга.  Они  включают  отношение   долговых  платежей   (по   погашению   и обслуживанию  долга)  к  экспорту  товаров   и   услуг.   По  классификации Международного  банка  реконструкции  и  развития  низким  уровнем  внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным –  18-30%. Другими показателями также являются: 
 
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80%  - умеренная задолженность); 
 
- отношение валового внешнего долга к  экспорту  товаров  и  нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная); 
 
- отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров  и  нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная). 
 
По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части  созданного продукта за  пределы  страны.  Рост  внешнего  долга  снижает  международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства. 
 
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: 
 
- другие государства; 
 
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); 
 
- Частные фонды – нерезиденты. 
 
Внутренний   государственный   долг   -    это    составная    часть государственного   долга  по   внутренним   займам   и   другим    долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.  Наличие внутреннего долга  не является  исключением  в  экономике,  а скорее  –  правилом.   Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный  внутренний долг.  Однако  значительна  разница  в  причинах,  способах образования   и особенностях функционирования  этого  вида  долга.  Государственный долг  и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными  и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. 
 
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе»  и не влияет  на  общие  размеры  совокупного  богатства  нации.  Определенные отрицательные последствия по  его  управлению  перекрываются  положительными эффектами от мобилизации дополнительных  финансовых  ресурсов  в  инвестиции или развитие экономики  страны.  Однако  присутствует  и  ряд  отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:  
 
1. погашение задолженности производится за счет бюджетных  средств,  т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг,  как  правило,  состоятельным слоям общества; 
 
2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги,  что  может привести  к макроэкономическим  последствиям,  таким  как  уменьшение инвестиций. 
 
3. действует эффект  «вытеснения  инвестиций»  частных  предпринимателей. Т.е. выход государства  на  ссудный  рынок  усиливает  конкуренцию  на денежном рынке, что в свою очередь приводит  к  увеличению  процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор  какой-то  части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны. 
 
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются: 
 
- население; 
 
- корпорации; 
 
- банки; 
 
- другие финансовые и кредитные учреждения. 
Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте.. Внешний долг может образовываться когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).  Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным – когда  государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов из МВФ.    Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Важно отметить существенные недостатки в  классификации внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов. 
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. 
 
 
Глава 2.Причины возникновения государственного долга

 
Государственное хозяйство каждой отдельной страны представляет из себя достаточно сложную картину, весьма богатую ярко выраженными индивидуальными чертами. Наличностьиндивидуальных признаков в государственных бюджетах отдельных стран обусловлена многочисленными и многообразными причинами, среди которых на первом месте стоят размеры территории государства, и, в особенности, численность населения, географическое положение страны, строй экономических отношений, относительное богатство или бедность нации, политический строй государства.  
Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных и локальных признаков, характеризующих финансовые системы отдельных стран, им присущи общие, типические черты, существование которых объясняется общностью тех основных условий, в среде которых развивается хозяйство современных государств. Одной из особо важных типических характеристик является наличие в финансовых системах всех государств крупного государственного долга, везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.  
 
Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость постоянного обращения к системе государственного заимствования безусловно является одним из самых характерных фактов в истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим материалом доказывают, что практически все государства с древних времен прибегали к услугам и помощи кредита и, что в их истории слишком часто встречались такие моменты, когда единственным выходом из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме. По своей сущности государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.  
 
На первоначальных этапах развития стран с рыночной экономикой нарастание госдолга было связано с увеличением правительственных военных расходов, а также расходов для обеспечения механизма функционирования тогда еще относительно небольшого государственного сектора. А постепенно, начиная с 30-х годов нашего столетия, в связи с резким ростом правительственных расходов по вмешательству в экономику значение внутреннего государственного долга качественно изменилось.  
Последнее было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, превращением государственных финансов в важнейшую материальную основу государственного регулирования экономики, основным теоретическим источником для которого стали научные разработки представителей кейнсианского течения. Превращение кредитного финансирования в важнейший инструмент стимулирования совокупного спроса и легализация бюджетных дефицитов как средства стабилизации экономики привело к увеличению размеров и качественным изменениям государственных расходов. Во-вторых, модификацией природы денежного обращения, когда в связи с утратой деньгами связи с золотом государственный кредит остался единственным стержнем их стабильности. Государственные займы стали выступать эффективным  инструментом кредитно-денежной политики государства.  
       Внутренний государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доли в общем объеме государственные задолженности можно судить об экономическом положении государства. Так, проведенный анализ показал, что в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей государственной задолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг. К примеру, в начале 90-х годов нашего века доля внутреннего госдолга в общем объеме задолженности составила в США 87%, Японии — 100%, ФРГ — 70%, Франции — 97%, Великобритании — 90%, Италии — 97%.

2.1 Причины возникновения государственного долга Республики Кыргызстан

 
 
Начала истории внешнего долга  Кыргызстана уходит далеко в первую половину 90-х годов. Тогда первые 100 миллионов долларов составили основу долговой корзины молодого, суверенного Кыргызстана. Это последовало вслед за тем, как самостоятельная республика, после распада Советского Союза, раз и навсегда лишилась возможности получать дотации из Центра. С того самого момента началась история нашего внешнего государственного долга. Деньги, которых никто не занимал, оказались в долговой корзине. Долги Кыргызстана перед уже Российской Федерацией на сегодняшний день достигают 170 миллионов долларов США. И надо сказать, что такой оказалась цена независимости страны, и тем самым была открыта дорога для внешних заимствований, которые руководство страны должно было направить на развитие новой страны.  
 
 
 
С приобретением независимости наша республика начала решительные шаги в проведении реформ и преобразований, которые стали основой для перехода к рыночной экономике. На начальном этапе, реформы сопровождались крайне негативными событиями - прекращение финансовых дотаций из союзного бюджета, которые до 1991 года составляли 11 процентов ВВП, распад межгосударственной системы разделения труда, разрыв хозяйственных связей между предприятиями. Неизбежными последствиями протекавших в тот период процессов стали резкий спад производства, снижение уровня жизни населения, рост безработицы, высокий уровень миграции. 
 
За 15 лет валовой внешний долг Кыргызской Республики возрос с 36,41 млн. долл. США до 1562,6 млн. долл. США, т.е. почти в 50 раз.  
 
Для того чтобы подготовить экономику к уровню, при котором она способна эффективно реализовывать огромные потоки инвестиций, необходимо было создать соответствующие условия для нормального функционирования рыночных механизмов. Такое создание условий было возможно только посредством серии широкомасштабных структурных реформ, включая приватизацию, реформы в сельском хозяйстве, финансовом секторе, правовой и регулятивной сфере и др. Такое структурное  реформирование финансировалось кредитами и займами, предоставленными рядом международных кредитно-финансовых организаций: МВФ, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития  и странами-донорами (Япония, Германия).  
На этапе  с 1995-1998 год, когда  Кыргызская Республика переживала острый экономический кризис, в период  болезненного процесса перехода на рыночные  условия хозяйствования, вопрос стоял о выживании экономики. Иностранные займы были направлены, в основном, для того, чтобы поддержать критический уровень импорта и покрыть дефицит бюджета. В связи с внешними шоками стал быстро аккумулироваться внешний долг. В результате чего долг вырос от 36% к ВВG в 1998 году, и до более чем 132% в 2003. В конце 2004 года коэффициент долга к ВВП был равен 125%, в то время как коэффициент долга к экспорту – 211,5%. В этот же период обслуживание долга к доходам бюджета достигло 27,9%, ставя под угрозу способность Кыргыской Республики в полной мере обслуживать свои обязательства. К примеру, доля финансирования дефицита бюджета из внешних источников за период 1995-2003 гг. значительно возросла, составив в 2003 году 100 % по сравнению с 1995, когда эта доля составляла 32 %. 
 
      
 
Внешний долг. Поскольку Россия взяла на себя долю Кыргызстана во внешней задолженности бывшего Советского Союза и в обязательствах по её обслуживанию, Кыргызстан к концу 1992 практически не имел задолженности в конвертируемой валюте. Большинство кредитных соглашений, заключённых в 1992, в т. ч. соглашения с Евросоюзом и Турцией, оставались по существу нереализованными. На 3 ноября 2000 объём подписанных Правительством Кыргызской Республики иностранных кредитов составил 1856,35 млн. долларов США, в т.ч. из стран СНГ —257,46 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья и международных финансовых организаций —1598,89 млн. долларов США. Из них фактически получено 1362,21 млн. долларов США. За 1992—2000 были сделаны выплаты в сумме 208,17 млн. долларов США, в т. ч. по основной сумме — 110,09 млн. долларов США (по кредитам Узбекистана, Швейцарии, Китая, Турции, Исламского банка развития, Германии), по процентам — 98,08 млн. долларов США.  
 
Иностранные займы и кредиты привлекались республикой за годы реформ для реализации следующих целей, взаимосвязанных между собой: поддержка национальной валюты и платёжного баланса; финансирование критического импорта государственного сектора и дефицита государственного бюджета; структурные преобразования, реализация мероприятий экономических реформ во всех секторах экономики; рационализация, развитие и усиление системы социальной защиты и системы здравоохранения; инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих и создание в республике новых эффективных производств.  
 
Кредиты, получаемые от международных финансовых организаций и стран-доноров, предоставляются на льготных условиях (сроками погашения от 15 до 40 лет, льготными периодами от 5 до 10 лет, процентной ставкой от 0,75 до 3%).  
 
Крупными кредиторами Кыргызстана являются Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Европейский банк развития и реконструкции, правительства Японии, Турции и Германии. Их кредиты составляют 93% всей предоставленной помощи Кыргызской Республике, в т. ч. 54% предоставили Всемирный банк и Международный валютный фонд. Кредиты, полученные по линии Всемирного банка и Международного валютного фонда, являются самыми дешёвыми (от 0,5% до 0,75% годовых на 30—40 лет с льготными периодом в 10 лет). Эти кредиты направлены на структурные изменения в экономике, поддержку национальной валюты и платёжного баланса. Все крупные кредиты получены под гарантию правительства Кыргызской Республики.  

Информация о работе Внешний долг КР