Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Цель работы: изучить как осуществляется исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях судебными приставами.
Задачи работы:
рассмотреть сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях
проанализировать исполнение административных постановлений службой судебных приставов.
Введение 3
Глава 1. Сущность исполнительного производства по делам об административных правонарушениях 5
1.1. Общая характеристика производства по делу об АП 5
1.2. Постановление по делу как нормативный документ 14
1.3. Общий порядок вынесения постановления по делу об АП 15
Глава 2. Исполнение АП ССП 23
2.1.Правовое регулирование АП ССП 32
2.2. Особенности порядка исполнения административных постановлений о конфискации орудия или предмета, являющегося предметом административного правонарушения 42
2.3 Особенности порядка исполнения административных постановлений об административном приостановлении деятельности. 47
Заключение 50
Список использованных источников 53
Данное толкование Высокого Суда привело к неоднозначному пониманию Постановления со стороны подразделений судебных приставов-исполнителей и органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях.
Суды также по разному понимают данное разъяснение высшей судебной инстанции при рассмотрении конкретных споров.
Рассмотрим проблему на примере осуществления исполнительных действий по делам, связанным с исполнением постановлений о привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц таможенными органами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 403 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК России) одной из функций таможенных органов Российской Федерации является борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенными органами являются:
федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
региональные таможенные управления; таможни Российской Федерации; таможенные посты.
Таможни
и таможенные посты действуют
на основании общих или
Приказом ФТС России от 12.01.05 № 7 утверждено «Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне»
К полномочиям таможни РФ относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обращение к исполнению постановлений таможни о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то российским законодательством, и организация деятельности подчиненных таможенных постов, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении указанных постановлений.
21.07.97
принят Федеральный закон «Об
исполнительном производстве» №
Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения актов органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества (статья 1 Закона).
Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (статья 2 Закона).
Статьей 14 Закона установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.
Так, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев. При этом данный срок предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления.
В соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Таким
образом, исчисление срока давности
исполнения постановления о назначении
административного наказания
Кроме
того, срок давности исполнения составляет
не три месяца, а один год с
момента вступления постановления
о наложении взыскания в
Установленный в пункте 1 статьи 14 Закона трехмесячный срок предъявления к исполнению исполнительных документов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, соответствовал сроку, ранее предусмотренному статьей 282 КоАП РСФСР Исполнение постановлений по делам об административных правоотношениях в силу статьи 24.1 КоАП РФ является составной частью производства по делам об административном правоотношении.
Следовательно, постановления по делам об административном правонарушении должны исполняться с учетом положений КоАП РФ.
Условия
и порядок принудительного
С учетом части первой статьи 39.1 КоАП РФ давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением.
Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Именно в течение срока обращения постановления к исполнению уполномоченные органы должны предпринять все меры, чтобы обеспечить неотвратимость административного наказания. Если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжить на необходимое время, поскольку предельный срок исполнительного производства законом не предусмотрен.
Таким образом, если постановление было приведено в исполнение до истечения года со дня вступления его в законную силу, на него уже не распространяется названный выше срок давности, а значит, исполнение может быть продолжено по истечении года.
Статья 31.3 КоАП РФ регулирует ряд отношений, возникающих на первом этапе - стадии исполнения - этапе обращения постановления к исполнению. Исходя из содержания данной нормы процессуальное действие «обращение постановления к исполнению» представляет собой факт передачи постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим его, органу или должностному лицу, непосредственно исполняющим постановление по делу об административном правонарушении.
Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике, в частности в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.03 по делу № КА-А40/5055-03, постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.04 по делу № А05-543/04-2 .
Вместе с тем судами Российской Федерации были вынесены также совершенно иные решения, полностью противоречащие вышеуказанным судебным актам.
Так, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа в своем постановлении от 16.10.03 по арбитражному делу № А28-3570/2003-111/27 по заявлению ООО «Производственно-коммерческой фирмы «Каир» к Кировской таможне пришла к следующему выводу: «Таким образом, срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то при отсутствии сведений об уклонении лица, привлекаемого к ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания данное постановление исполнению не подлежит».
Федеральный
арбитражный суд Восточно-
Анализ
судебной практики показывает, что
имеет место различное
Пункт 36 Постановления не содержит прямого указания на невозможность возбуждения исполнительного производства в случае предъявления исполнительного документа (постановления о наложении взыскания) в сроки, превышающие три месяца со дня вступления его в законную силу.
Таким образом, статья 31.9 КоАП Российской Федерации предусматривает срок, равный одному году, для исполнения постановления о назначении административного наказания и, соответственно, для предъявления указанного исполнительного документа.
В связи с этим полагаю, что в указанных выше делах суд ошибочно принял срок обращения постановления к исполнению за собственно срок исполнения постановления.
В месте с тем статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрен иной срок для исполнения постановления о назначении административного наказания, нежели срок, установленный статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях» Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено привести до 01.07.02 нормативные правовые акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.
Однако до настоящего времени положения статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не приведены в соответствие с КоАП РФ.
При коллизии правовых норм используются принципы приоритетности: как приоритет позднее изданного акта, так и отраслевой приоритет.
КоАП РФ был принят гораздо позже (введен в действие с 01.07.02) Федерального закона «Об исполнительном производстве». Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрен специальный порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Следовательно, статья 39.1 КоАП РФ подлежит применению как специальная норма позднее принятого закона.
Следовательно, орган, наделенный полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности, вправе предъявлять постановления о наложении административного взыскания в службу судебных приставов в течение года со дня вступления их в законную силу, и исполнительное производство должно быть возбуждено в пределах данного срока.
При рассмотрении вопроса о необходимости возбуждения исполнительного производства по акту органа о привлечении лица к ответственности необходимо учитывать, что отправной точкой для расчета указанных выше процессуальных сроков является момент вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статья 31.1 КоАП РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ ).
Свою точку зрения по данному вопросу высказал ГТК России письмом от 20.03.03 года № 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» .
Возможность исполнения Постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления
При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений (пункт 4 статьи 31.7 , статья 31.9 КоАП РФ ) необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу. По истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается (части вторая – четвертая статьи 31.9 КоАП РФ), исполнение постановления подлежит прекращению.