Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении сущности административно-правовой организации управления.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
Изучить административно-правовую организацию управления
Рассмотреть отраслевое, межотраслевое, региональное и вне отраслевое управление.
Введение 3
Глава 1. Административно-правовая организация управления 4
1.1 Понятие административно-правовой организации управления 4
1.2 Признаки административно-правовой организации управления 9
Глава 2. Понятия и особенности отраслевого, межотраслевого, регионального и вне отраслевого управления 10
2.1 Отраслевое управление 10
2.2 Межотраслевое управление 12
2.3 Региональное управление 14
2.4 Вне отраслевое управление 15
Заключение 21
Список литературы 22
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. установил, что высший орган исполнительной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.
Немалую роль в урегулировании соотношения компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти, в организации государственного управления играют Федеральные законы «О естественных монополиях», «О связи», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об образовании», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др.
Однако
следует отметить, что многие вопросы
организационно-правового
1.2
Признаки административно-
Под административно-правовой системой управления понимается совокупность двух и более частей (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых меж собой и образующих целостное единство. Система управления характеризуется своими специфическими признаками.
Первый
признак организации
Второй
признак административно-
Третий
признак административно-
2.1 Отраслевое управление
Роль органов исполнительной власти в реализации управленческих функций неодинакова. В зависимости от объекта управления органы исполнительной власти делятся на органы общей, отраслевой, межотраслевой и региональной компетенции.
Органами общей компетенции называются органы, осуществляющие государственное управление на федеральном или региональном уровне в отношении всех объектов управления соответственно на территории Федерации или ее субъекта, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, по всем направлениям (функциям) управленческой деятельности. Это президентуры, правительства, главы администраций.
Что касается отраслевого и межотраслевого управления, то между ними проводить различие непросто, так как они имеют много общего. В то же время это две разные организационно-правовые формы государственного управления.
Отраслевое
управление, по общему правилу, относится
к ведению федеральных
Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности (сфере управления), а также координирующий в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство единолично возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).
В этом определении термин «сфера управления» обозначает объект управления, ранее обозначавшийся термином «отрасль». Такое изменение в терминологии объясняется изменением объектов управления. Однако понятие отраслевого управления по-прежнему сохраняется для обозначения этого вида деятельности в отличие от межотраслевого и регионального управления.
Для
отраслевого управления характерны
вертикальные правоотношения, т.е. отношения
подчиненности или
Для
отраслевого управления характерно
также то, что в отношении
Но
кроме отраслевого управления, они
осуществляют и межотраслевое управление
в отношении организационно не подчиненных
им федеральных органов
2.2 Межотраслевое управление
Под межотраслевым (межведомственным или функциональным) управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в ходе которой обеспечивается согласованность и единство действий этих объектов управления при решении общегосударственных или межотраслевых задач.
В отличие от отраслевого управления, представляющего собой совокупность вертикальных правоотношений, при межотраслевом (функциональном) управлении имеют место горизонтальные отношения, т.е. отношения субъектов и объектов управления, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исполнительная и распорядительная деятельность возложена в основном на государственные комитеты Российской Федерации (их десять) и федеральные комиссии России (их две: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Федеральная энергетическая комиссия). Эти органы осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет соответственно председатель госкомитета, председатель федеральной комиссии. В их организационном подчинении отраслей управления, как правило, нет, а находятся лишь отдельные учреждения и организации, обеспечивающие выполнение возложенных на них межотраслевых функций.
По
вопросам, отнесенным к их компетенции,
межотраслевую координацию и
функциональное регулирование осуществляют
государственные комитеты: таможенный;
по статистике; по стандартизации и
метрологии; по строительству и жилищно-
Функции
межотраслевого управления по сравнению
с отраслевыми могут
Федеральные надзоры, федеральные службы России, а также российские агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Эти функции носят как отраслевой, так и межотраслевой характер. Поэтому провести четкую грань между названными организационно-правовыми формами государственного управления нельзя.
В
субъектах Федерации
Границы
действия (сфера управления) органов
межотраслевого управления значительно
шире, чем органов отраслевого
управления, так как их деятельность
функциональна и
Информация о работе Сущность административно-правовой организации управления