Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:04, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы определяется, на наш взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие и реализуется конституционное право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и свобод.
Введение.
§ 1. Понятие, свойства и функции судебной власти.
§ 2. Судебная система РФ.
§ 3. Система судебных органов в РФ
Заключение.
Библиографический список.
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. [16, c.62-79]
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации подразделяет судебную систему на три ветви, различающиеся по своей структуре, формам связи с федеративным устройством и административно территориальным делением российского государства. Законодатель не поддержал идею концентрации всей высшей судебной власти в едином судебном органе [3].
Так, в судебную систему России входят все суды:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд
РФ и суды общей юрисдикции,
в том числе и мировые суды,
в отношении которых он
- Высший Арбитражный
Суд РФ и все арбитражные
суды, в отношении которых он
наделен полномочиями
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования. В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов.
Новым для российского законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему особого звена - мировых судей в качестве судов субъектов Федерации. Федеральный районный суд учреждается как непосредственно не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и приговоры мировых судей в апелляционном порядке. Кроме того, перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел, а так же субъектам Федерации предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального Конституционного закона «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. № 1 ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Кроме того, должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Помимо этого, никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.[5]
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" определяют содержание и пределы полномочий по законодательному регулированию создания судебных органов. Так, создание судебной системы как организационной структуры судебной власти Конституция РФ относит к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности. В сферу компетенции Российской Федерации входит также судоустройство (ст. 71), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как система институтов, обеспечивающих деятельность судов.
Создание высших судов российской судебной системы закреплено Конституцией РФ в главе 7 "Судебная власть", где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Конституция РФ определяет также правовые основы создания органов судебной власти.[1] Это сама Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о судебной системе (ч. 3 ст. 118), иные федеральные конституционные законы, призванные установить полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 128).
Согласно Закона «О судебной системе РФ» иные федеральные суды создаются только федеральными законами. Следовательно, порядок образования судов общей юрисдикции, военных судов и иных федеральных судов (в частности, специализированных) может быть установлен только федеральными законодательными актами и не входит в компетенцию субъектов Федерации. Осуществлять судебную власть в Российской Федерации вправе только суды, перечисленные в Конституции РФ и в Законе о судебной системе РФ и образованные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебной системе РФ, Законом о судоустройстве РСФСР, Законом о статусе судей в РФ, Законом о Конституционном Суде РФ, Законом об арбитражных судах РФ.
Ст. 17 ФКЗ «О судебной системе» закрепляет стабильность системы судов, являющейся структурным каркасом судебной власти России. Закрепление системы высших судов в Конституции РФ означает, что изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Упразднение иных федеральных судов Закон о судебной системе допускает путем принятия соответствующего федерального закона. Однако если эти суды образованы федеральным конституционным законом (например, арбитражные суды), то и упразднены они могут быть также только при принятии соответствующего федерального конституционного закона.
Компетенция
каждого суда определяется законом; судебная
власть осуществляется им, как правило,
на территории определенного государственно
- административного образования (или
структурного образования - в отношении
военных судов). Этими пределами ограничивается
его юрисдикция, т.е. право решать правовые
вопросы, осуществлять правосудие. Право
граждан на судебную защиту, на обращение
в суд не должно пострадать от упразднения
конкретного судебного органа. Поэтому
Закон о судебной системе РФ специально
обязывает государственные органы позаботиться
о своевременной передаче относящихся
к ведению упраздняемого суда вопросов
в юрисдикцию другого суда (ч. 3 ст. 17).[12,
c.52-57]
§ 3. Система судебных органов в РФ.
Суды РФ принято делить на следующие подсистемы: по уровню они делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ, а по компетенции - на конституционные (уставные) суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Федеральные суды называются так потому, что осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственной власти — члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи всех остальных судов — Президентом РФ (ст. 128 Конституции РФ). Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами.
Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) находятся в настоящее время в стадии формирования. К ним относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»). При этом конституционные (уставные) суды осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета. Судьи этих судов, а также мировые судьи назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Деление судов по их компетенции основано на видах судопроизводства, перечисленных в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляют конституционные и уставные суды; гражданское и административное судопроизводство в экономической сфере — арбитражные суды; гражданское, административное судопроизводство (в сферах, не входящих в компетенцию арбитражных судов) и уголовное судопроизводство — суды общей юрисдикции, среди которых особо выделяются военные суды.
Ст. 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрено также создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, входящих в судебную систему РФ. Специализированные федеральные суды учреждаются путем внесения изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ». Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Такие суды до настоящего времени еще не созданы (если не считать таковыми арбитражные суды). Специализированными судами, учитывая зарубежный опыт, могли бы стать административные суды, суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды), суды по делам о наследстве, налоговые суды и т. д. [16, c. 69-71]
Заключение.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в Конституции в Главе 7 «Судебная власть» наиболее точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.
В Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены.
Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что основная нагрузка по разрешению споров ложится на районные суды, в связи с чем, были созданы мировые судьи, что повлекло к эффективности и четкости в рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел.
Суд
является единственным органом власти,
уполномоченным в установленном законом
порядке признать лицо виновным в совершении
преступления, а в некоторых случаях и
административного правонарушения, применить
к нему меру уголовного наказания или
административного воздействия либо разрешить
правовой спор между гражданами и юридическими
лицами.
Библиографический список.
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
2. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 30.07.1992, № 30, ст. 1792, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ от 06.01.1997, № 1, ст. 1, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15, ст. 1274.
4. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334.