Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



§ 1. Понятие и система субъектов административного права……………4

1.1 Понятие и виды субъектов административного права………………4

1.2 Правовой статус субъекта……………………………………………..8



§ 2. Субъекты административного права………………………………..11

2.1. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права…………………………………………..11

2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права……………………………………………………..14

2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права……………………………………………………………………………..18

2.4 Государственные служащие как субъекты административного права……………………………………………………………………………..19



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Иногда административные право - и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: если их правоспособность возникает с момента рождения, то дееспособность, как правило, с 16 лет.

1.2 Правовой статус субъекта

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата — представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 



 

 

22

 



§ 2. Субъекты административного права

 

2.1 Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

1) конкретизирующие, развивающие, обеспечивающие реализацию конституционных прав. Они являются вторичными по отношению к конституционным правам, производными от них, условно их можно назвать конституционно-административными;

2) права, регулируемые только нормами административного права, получившие первичное закрепление в его источниках.

Большинство основных (конституционных) прав граждан нуждается в административно-правовом обеспечении. Административное законодательство должно уточнить, кто имеет соответствующее право, время, место и иные условия его реализации, механизм осуществления. Очевидно, что без административно-правовой поддержки очень трудно и даже невозможно было бы реализовать права на образование, бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, равный доступ к государственной службе, обеспечение жильем. Хотя и в меньшей степени, в административно-правовом обеспечении нуждаются право на объединение, предпринимательскую деятельность и др.

К числу административных относятся права граждан на охоту, рыбную ловлю, управление транспортными средствами, на получение или замену паспорта гражданина России, на защиту в производстве по административным правонарушениям и др. Административное право первично регулирует также права отдельных категорий граждан: беженцев, вынужденных переселенцев, детей-сирот, студентов.

В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:

      абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, выбор имени, трудоустройство, пользование публичными библиотеками, получение общего среднего образования). Реализация абсолютных прав зависит, главным образом или даже исключительно, от воли гражданина;

      относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:

      общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);

      специальные права — права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).

По содержанию выделяют следующие группы прав:

      право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);

      право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.);

      право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).

Среди административно-правовых обязанностей индивидуальных субъектов можно выделить абсолютные и относительные:

      абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);

      относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан в РФ, являются Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.

Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором».

Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, — сфера отношений граждан с органами исполнительной власти[1].

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные[2].

К общим относятся следующие:

      они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);

      они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

      на них не распространяется воинская обязанность;

      их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);

      они не могут быть членами политических общественных объединений;

      иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которым заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличие разрешения, визы;

      они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;

      они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм, учеба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:

      постоянно проживающих;

      временно проживающих;

      временно пребывающих;

      проезжающих через территорию России транзитом.

2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права

Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.)[3].

Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации[4].

В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы[5].

Органом управления организации является коллегиальный орган (исполнительный комитет, правление, дирекция) либо назначенный учредителем организации единоначальный руководитель (заведующий, управляющий, директор), осуществляющий оперативное управление внутри данной организации, руководство ее производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельностью, распоряжение имуществом, денежными средствами и представляющий без доверенности данную организацию во внешних сношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и иными субъектами административного права. Указанные органы управления организаций, в отличие от государственных органов исполнительной власти, не являются субъектами государственной власти, не обладают государственно-властными полномочиями и действуют от имени данной организации. Личный состав органа управления организации не является государственными служащими.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.

Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

Информация о работе Субъекты административного права